Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Близким к социализму учением являлся анархизм (от греческого "анархия" - безвластие). Анархисты также исходили из стремления уничтожить капитализм и построить бесклассовое общество, но, в отличие от социалистов, отрицали необходимость государственной власти.

В рабочем движении анархизм часто выступал в форме анархо-синдикализма, приверженцы которого считали важнейшей формой объединения трудящихся не политические партии, а профсоюзы (по-французски - "синдикаты"). Анархо-синдикалисты призывали к революции и классовой борьбе против буржуазии, но главными формами этой борьбы считали не вооруженное восстание, а бойкот, саботаж и стачку, особенно всеобщую.

Анархо-синдикалисты пользовались поддержкой части рабочих и мелкобуржуазных слоев населения. Наибольшее влияние они имели в тех странах, где значительную роль играло мелкое производство: во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, в некоторых странах Латинской Америки и, кроме того, в США.

Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в.

В последней трети XIX в., после франко-прусской войны 1870 г. и окончания гражданской войны в США в 1865 г., страны Запада вступили в фазу завершения эпохи буржуазных революций и закрепления их итогов.

Важнейшим результатом сравнительно "мирного" тридцатилетия западноевропейской и американской истории было бурное развитие капиталистической экономики, прохождение всеми ведущими капиталистическими государствами промышленного переворота, становление крупной машинной индустрии. Экономика стран Европы и США развивалась быстрыми темпами. За последние 30 лет XIX в. промышленное производство выросло более чем в три раза. Особенно мощно продвинулось производство продукции тяжелой промышленности (уголь, нефть, железо, цветные металлы). Усовершенствование транспорта способствовало развитию международной торговли, крупным миграциям населения. За указанные годы протяженность железных дорог возросла в 4 раза. В США и Канаде к концу XIX в. действовало несколько железнодорожных линий от Атлантического до Тихого океана. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железной дороги в России. На основе концентрации производства и капиталов появляются монополии, прежде всего в форме трестов и картелей, которые еще не играли решающей роли в экономике, но положили начало новым формам капиталистического хозяйства.


Победа капиталистического производства и бурное развитие промышленности меняли социальный состав обществ в западноевропейских странах и в Северной Америке: завершалось формирование классов буржуазного общества.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве четко определило два пути, два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявил себя на примере капиталистической эволюции в США и Канаде; прусский путь капиталистической эволюции бывших помещичьих хозяйств был особенно характерен для ряда регионов Германии. Однако в Европе имели место сочетания того и другого пути капиталистической эволюции в аграрном секторе. Несомненно, что развитие и по тому, и по другому пути подняло товарность сельскохозяйственного производства на основе растущей производительности труда и эффективности агротехники. С 1870 по 1900 г. экспорт пшеницы из США, основой сельского хозяйства которых являлась семейная ферма, увеличился в 17 раз, из Канады в 6 раз, из Аргентины в 30 раз.

К концу XIX в. сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Ведущей страной, вывозившей капиталы, была Великобритания, ей же принадлежало и главное место в мировой торговле. К 1900 г. капиталовложения Великобритании за рубежом составляли 20 млрд. долл., Франции - 10 млрд. долл., Германии - 5 млрд. долл., США - только 0,5 млрд. долл. Последние еще оставались должником Европы. Формирование мирового хозяйства, осуществляемого на основе капиталистической экспансии европейского капитала, обеспечивалось также насильственными методами - созданием колониальных империй, сложившихся уже к началу XX в.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Это была зона ускоренного, "передового" развития капитализма, его "первый эшелон". Юго-Восточная и Восточная Европа, включая Россию, а в Азии Япония стали на путь реформ. Они представляли зону "догоняющего развития". Восток, кроме Японии, еще не созрел для решения буржуазно-демократических задач. Не решены были к концу XIX в. национальные проблемы на Балканах. В Латинской Америке тяжелыми гирями на пути развития ряда стран являлись остатки рабства и докапиталистических отношений.

Крупные изменения произошли в последней трети XIX в. в политическом развитии и духовной жизни капиталистических стран. Преобладающим после завершения эпохи буржуазных революций стал эволюционный характер социально-политических изменений. В политике буржуазии важную роль приобрели реформы. Это было прямым следствием консолидации буржуазного общества в конце XIX в. В эти десятилетия упрочился конституционный строй в ведущих странах Запада. Расширение всеобщего избирательного права, формирование устойчивых партийно-политических течений и партий включая политические партии рабочего класса, позволили упрочить парламентские системы и принципы парламентаризма.



Немаловажное значение для демократизации общества имело ослабление роли церкви, в основном отделение ее от государства и светской власти, а также общий процесс секуляризации (освобождения) общественного сознания, утверждение принципов светской школы, всеобщего начального образования. Хотя католическая церковь в конце XIX в. еще занимала воинственные позиции в осуждении социализма, вольнодумства и обмирщения церкви, она была вынуждена выйти из изоляции и включиться в реальную жизнь и борьбу идей. Папские энциклики (послания) обращались к широким массам населения по животрепещущим вопросам общественной жизни, появившиеся организации "католического действия" в разных странах, а также христианские профсоюзы свидетельствовали о применении церковью новых форм борьбы за сохранение влияния.

Борьба классов и партий в конце XIX в. приобрела открытый характер. Консерватизм, либерализм, социализм вполне оформились в качестве главных идейных течений и нашли свое политическое выражение в соответствующих политических партиях, которые приобрели к концу века устойчивость. Проблемы рабочего движения, противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями, стачки, демонстрации, митинги и борьба в ходе избирательных кампаний к концу века становятся в центр политической жизни. Борьба за расширение демократических прав, за принципы всеобщего голосования, за социальное законодательство и 8-часовой рабочий день оставалась тогда главной задачей демократических сил.

Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший франко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за гегемонию, за ведущее место в Европе. Отсюда курс на милитаризацию Германии, на создание постоянной военной угрозы соседям, особенно Франции, а также неоднократные попытки создания прогерманских военно-политических блоков - все это создавало напряженную обстановку в межгосударственных отношениях, доходившую неоднократно до грани войны ("военные тревоги" в период 1875-1887 гг.). В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим колониальным странам.

Важные изменения в жизни народов Балканского полуострова произошли в ходе так называемого "восточного кризиса" в конце 60-70-х гг. К началу 70-х гг. XIX в. большинство балканских народов находились под турецким и австрийским гнетом. Восстания балканских народов против турецкого ига вовлекли в конечном итоге в восточный кризис другие европейские державы. В 1877-1878 гг. произошла русско-турецкая война. Союзниками России были болгарские, сербские, румынские, черногорские ополченцы и войска. Турция потерпела поражение на всех фронтах. В феврале 1878 г. был подписан предварительный мирный договор. Но западные державы, опасаясь усиления влияния России на Балканах, добились пересмотра ряда статей мирного договора. Тем не менее в результате "восточного кризиса" и русско-турецкой войны на Балканах возник ряд новых независимых государств - Болгария, Румыния, Сербия, Черногория.


Хотя последняя треть XIX в. после франко-прусской войны считалась в Европе "мирным периодом", все же нарастание напряженности в международных отношениях в Европе к концу века приобрело большую остроту. Уже наметились основные контуры противостоящих в Европе коалиций, которые вполне оформились в начале XX в. и привели европейские народы к катастрофе первой мировой войны.
Великобритания

Экономическое развитие. В конце XIX — начале XX в. Великобритания была одной из самых могущественных и богатых стран мира. Она занимала первое место в мировой торговле и в вывозе капитала. Английские капиталовложения за границей превосходили капиталовложения всех других крупнейших держав, вместе взятых. Английский фунт стерлингов являлся основной мировой валютой. Его принимали к уплате повсюду. Лондон был главным торговым и финансовым центром мира.

Англию называли «владычицей морей».

Промышленность Англии продолжала расти, однако техническое оборудование многих заводов устарело и по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия стала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США — 4,2%, в Германии —4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, а США — по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Благодаря более совершенному техническому оборудованию и повышению производительности труда американские и немецкие товары стали стоить дешевле английских. Они успешно конкурировали с английскими товарами.

В сельском хозяйстве Великобритании преобладало мелкое крестьянское хозяйство, но также сохранялась (особенно в Ирландии) крупная земельная собственность аристократов-лендлордов. Собственное сельское хозяйство не обеспечивало потребности Великобритании в продовольствии. Значительную часть продуктов питания и сельскохозяйственного сырья привозили из других стран.

Британский империализм был колониальным империализмом. На долю империи приходилась значительная часть зарубежных английских капиталовложений. Товарооборот Англии со странами Британской империи превосходил ее товарооборот с любой другой страной. Многие английские предприниматели были связаны с колониальным рынком. Сохранение и расширение империи являлось одной из важнейших целей британского империализма.

«Викторианская эпоха». Вторую половину XIX в. в Англии часто называют «викторианской эпохой» по имени королевы Виктории, царствовавшей почти 64 года: с 1837 по 1901 г. Это был период наибольшего могущества Великобритании, когда быстро росла ее колониальная империя, английская промышленность еще удерживала первое место в мире, власть буржуазии была прочной, а классовая борьба носила сравнительно мирный характер. В стране сохранялись конституционная монархия, парламентский строй и двухпартийная система.


На парламентских выборах соперничали две главные партии — консерваторы и либералы. Консервативная партия выражала в первую очередь интересы земельной аристократии и части крупной буржуазии. Главным лидером консерваторов считался Бенджамин Дизраэли, сын литератора, известный писатель, ловкий политик. Либералов поддерживала преобладающая часть крупной и средней буржуазии, а также значительная часть рабочего класса. Руководителем либеральной партии был видный государственный деятель, сын богатого коммерсанта Уильям Гладстон. Большинство либералов во главе с Гладстоном отстаивали свободу торговли, возражая против введения покровительственных пошлин. Консерваторы, напротив, предлагали ввести таможенное обложение иностранных товаров, чтобы оградить английскую промышленность от конкуренции. Обе партии считали необходимым проведение реформ избирательной системы и социального законодательства. В 1867 г. консервативное правительство Дизраэли провело парламентскую реформу, которая увеличила число избирателей почти в два раза. Сменившее его либеральное правительство Гладстона в 1871 г. официально признало законной деятельность профсоюзов, включая стачки. В 1872 г. оно ввело тайное голосование на выборах в парламент (раньше голосовали открыто). Вернувшись к власти в 1874 г., Дизраэли отменил еще существовавшие ограничения на проведение стачек и разрешил деятельность кооперативов. В 1875 г. консерваторы приняли закон об ограничении рабочего дня 54 часами в неделю и закон об охране детского труда. Прием на работу детей до 10 лет запрещался. Новое возвращение либералов к власти ознаменовалось избирательной реформой 1884 г. Она предоставила право голоса большинству рабочих и крестьян.

В области внешней политики и консерваторы, и либералы руководствовались принципом «европейского равновесия», согласно которому ни одна держава не должна господствовать на континенте Европы. Для сохранения равновесия Великобритания обычно противодействовала наиболее сильной континентальной державе, не давая ей занять преобладающее положение в Европе. Сохраняя господство на море и поэтому не опасаясь вторжения извне, Великобритания проводила политику «блестящей изоляции», избегая длительных и прочных союзов с другими государствами. «У Англии нет постоянных врагов и постоянных друзей; у нее есть только постоянные интересы», — говорили английские политики.

Вплоть до конца XIX в. английские правящие круги считали своим главным противником Францию, которая соперничала с англичанами в захвате колоний. С начала XX в. англо-французские противоречия отошли на второй план и основным противником Великобритании стала Германия, экономическая, военная и морская мощь которой быстро увеличивалась.