Файл: Программа (просветительская) фбун фнц медикопрофилактических технологий управления рисками здоровью населения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия)
ОБУЧАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
(ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ)
ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
ОБУЧАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
(ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ)
ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
содержание
О программе
.......................................................................................................... 3
Раздел 2
Неблагоприятные природные условия (биогеохимические провинции, экстремальный климат) и здоровое питание ............................................ 36
Раздел 3.
Загрязнение среды обитания и здоровое питание .................................... 54
Раздел 1.
Принципы здорового питания ................................................................... 9
Дополнительная самостоятельная работа
.................................................. 86 2
О программе
.......................................................................................................... 3
Раздел 2
Неблагоприятные природные условия (биогеохимические провинции, экстремальный климат) и здоровое питание ............................................ 36
Раздел 3.
Загрязнение среды обитания и здоровое питание .................................... 54
Раздел 1.
Принципы здорового питания ................................................................... 9
Дополнительная самостоятельная работа
.................................................. 86 2
о программе
Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания предназначена для населения, проживающего на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружа- ющей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия).
Программа разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
(Укрепление общественного здоровья)», национального проекта «Демография», а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2019 год и перспективный период 2020–2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 № 29, Планом мероприятий Роспотреб- надзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на
2021–2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 24.12.2020 №871, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.
I. Общие положения
Результаты научных исследований показывают, что потребление основных макронутриентов насе- лением различных крупных городов федеральных округов РФ не является оптимальным. Выявлено превышение по сравнению с рекомендуемым уровнем жирового компонента в рационе населения всех регионов без исключения (33–38,8 % от энергоценности рациона). При этом потребление белка недостаточное (9–11 % от энергоценности рациона), а потребление углеводов – в пределах нормы
1
(50–60 % от энергоценности рациона) во всех федеральных округах .
Питание относится к регулируемым факторам, которые непосредственно определяют состояние здоровья населения. Нерациональное питание приводит к изменениям пищевого статуса и способствует развитию целого ряда неинфекционных заболеваний, ассоциированных с алиментарным фактором (ожирение, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет и др.).
Которые, в свою очередь, подрывают здоровье и благополучие населения, а для детей могут стать фактором риска нарушения роста и развития.
Особого внимания заслуживает распространенность нарушений питания среди детей дошкольного и школьного возраста. К ним относятся низкий уровень потребления овощей и фруктов, творога и рыбы, при избыточном потреблении детьми кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления
(фаст-фуд) и сладких газированных напитков. Как результат, наблюдается избыточное потребление
II. Целевой раздел
2.1. Актуальность программы
1
Евстратова В.С., Раджабкадиев Р.М., Ханферьян Р.А. Структура потребления макронутриентов населением различных регионов
Российской Федерации // Вопросы питания. – 2018. – Т. 87, №2. – С. 34–38. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10016 3
Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания предназначена для населения, проживающего на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружа- ющей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия).
Программа разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек
(Укрепление общественного здоровья)», национального проекта «Демография», а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2019 год и перспективный период 2020–2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 № 29, Планом мероприятий Роспотреб- надзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на
2021–2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 24.12.2020 №871, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.
I. Общие положения
Результаты научных исследований показывают, что потребление основных макронутриентов насе- лением различных крупных городов федеральных округов РФ не является оптимальным. Выявлено превышение по сравнению с рекомендуемым уровнем жирового компонента в рационе населения всех регионов без исключения (33–38,8 % от энергоценности рациона). При этом потребление белка недостаточное (9–11 % от энергоценности рациона), а потребление углеводов – в пределах нормы
1
(50–60 % от энергоценности рациона) во всех федеральных округах .
Питание относится к регулируемым факторам, которые непосредственно определяют состояние здоровья населения. Нерациональное питание приводит к изменениям пищевого статуса и способствует развитию целого ряда неинфекционных заболеваний, ассоциированных с алиментарным фактором (ожирение, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, сахарный диабет и др.).
Которые, в свою очередь, подрывают здоровье и благополучие населения, а для детей могут стать фактором риска нарушения роста и развития.
Особого внимания заслуживает распространенность нарушений питания среди детей дошкольного и школьного возраста. К ним относятся низкий уровень потребления овощей и фруктов, творога и рыбы, при избыточном потреблении детьми кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления
(фаст-фуд) и сладких газированных напитков. Как результат, наблюдается избыточное потребление
II. Целевой раздел
2.1. Актуальность программы
1
Евстратова В.С., Раджабкадиев Р.М., Ханферьян Р.А. Структура потребления макронутриентов населением различных регионов
Российской Федерации // Вопросы питания. – 2018. – Т. 87, №2. – С. 34–38. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10016 3
о программе
Учитывая, что детский и подростковый возраст – это важный этап становления личности, когда осуществляется выбор стратегии дальнейшей жизнедеятельности, то здоровьесохранные (риско- генные) установки, заложенные на данном этапе, будут определять поведение человека во взрослом возрасте. Образовательные технологии, используемые при работе с детьми, должны апеллировать к их желанию быть независимыми, самостоятельными. Вместе с тем, для того, чтобы сделать обоснованный выбор, необходимы разносторонние знания, в том числе о рисках и возможностях, связанных с питанием.
Для детей и подростков, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия), проблема рационального питания, связанная со спецификой образа жизни, пищевыми привычками, ограни- ченными возможностями полноценного питания в школе, отягощается дополнительными факторами, такими как загрязнение окружающей среды, дефицит микронутриентов (йода). Так, например, йододефицит, обусловленный природными особенностями ряда территорий России, достоверно повышает риски возникновения тиреоидной патологии у подростков.
Таким образом, становится актуальным разработка и внедрение целевых научно-обоснованных обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания. Настоящая программа ориентирована на формирование системных знаний о принципах здорового питания с учетом особенностей территории проживания адресата; способствует развитию умений и навыков осоз- нанного пищевого поведения. общего жира (свыше 35 % от общей калорийности рациона, при норме – 30 %); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15 % от калорийности рациона, при норме – 10 %) и поваренной соли (более 5 г. в сутки) в сочетании с недостаточностью углеводов (50–53 % от калорийности рациона, при норме 58 %); а также сниженное потребление кальция, ПНЖК, витамина Д и ряда других
2
микронутриентов (фолиевой кислоты, витамина А) . В рационах детей в возрасте от года до двух лет уже присутствуют колбасы и сосиски, сахар и кондитерские изделия, но снижено потребление свежих
3
овощей и фруктов . Такой характер питания встречается во всех регионах, разных типах домохозяйств с
4
детьми, особенно в многодетных семьях .
5
Лужецкий К.П., Зайцева Н.В., Землянова М.А. Йоддефицитные заболевания у детей. Природные и техногенные факторы риска, диагностика, коррекция, профилактика. – Saarbrucken: Изд-во Берлин: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co, 2011.
4
Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Питание детей в современной российской семье: социально-экономический аспект // Вопросы питания.
– 2018. – Т. 87, № 2. – С. 103–107. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10024 2
Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет / А.Н. Мартинчик, А.К. Батурин, Э.Э. Кешабянц,
Л.Н. Фатьянова, Я.А. Семенова, Л.Б. Базарова [и др.] // Вопросы питания. – 2017. – Т. 86, № 4. – С. 50–60. DOI: 10.24411/0042-8833-
2017-00059 3
Программирование питанием: питание детей старше года / А.К. Батурин, Э.Э. Кешабянц, А.М. Сафронова, О.К. Нетребенко //
Педиатрия. – 2013. – Т.92, № 2. – С. 91–99.
4
Учитывая, что детский и подростковый возраст – это важный этап становления личности, когда осуществляется выбор стратегии дальнейшей жизнедеятельности, то здоровьесохранные (риско- генные) установки, заложенные на данном этапе, будут определять поведение человека во взрослом возрасте. Образовательные технологии, используемые при работе с детьми, должны апеллировать к их желанию быть независимыми, самостоятельными. Вместе с тем, для того, чтобы сделать обоснованный выбор, необходимы разносторонние знания, в том числе о рисках и возможностях, связанных с питанием.
Для детей и подростков, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды (дефицит микро- и макронутриентов, климатические условия), проблема рационального питания, связанная со спецификой образа жизни, пищевыми привычками, ограни- ченными возможностями полноценного питания в школе, отягощается дополнительными факторами, такими как загрязнение окружающей среды, дефицит микронутриентов (йода). Так, например, йододефицит, обусловленный природными особенностями ряда территорий России, достоверно повышает риски возникновения тиреоидной патологии у подростков.
Таким образом, становится актуальным разработка и внедрение целевых научно-обоснованных обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания. Настоящая программа ориентирована на формирование системных знаний о принципах здорового питания с учетом особенностей территории проживания адресата; способствует развитию умений и навыков осоз- нанного пищевого поведения. общего жира (свыше 35 % от общей калорийности рациона, при норме – 30 %); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15 % от калорийности рациона, при норме – 10 %) и поваренной соли (более 5 г. в сутки) в сочетании с недостаточностью углеводов (50–53 % от калорийности рациона, при норме 58 %); а также сниженное потребление кальция, ПНЖК, витамина Д и ряда других
2
микронутриентов (фолиевой кислоты, витамина А) . В рационах детей в возрасте от года до двух лет уже присутствуют колбасы и сосиски, сахар и кондитерские изделия, но снижено потребление свежих
3
овощей и фруктов . Такой характер питания встречается во всех регионах, разных типах домохозяйств с
4
детьми, особенно в многодетных семьях .
5
Лужецкий К.П., Зайцева Н.В., Землянова М.А. Йоддефицитные заболевания у детей. Природные и техногенные факторы риска, диагностика, коррекция, профилактика. – Saarbrucken: Изд-во Берлин: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co, 2011.
4
Мигунова Ю.В., Садыков Р.М. Питание детей в современной российской семье: социально-экономический аспект // Вопросы питания.
– 2018. – Т. 87, № 2. – С. 103–107. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10024 2
Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет / А.Н. Мартинчик, А.К. Батурин, Э.Э. Кешабянц,
Л.Н. Фатьянова, Я.А. Семенова, Л.Б. Базарова [и др.] // Вопросы питания. – 2017. – Т. 86, № 4. – С. 50–60. DOI: 10.24411/0042-8833-
2017-00059 3
Программирование питанием: питание детей старше года / А.К. Батурин, Э.Э. Кешабянц, А.М. Сафронова, О.К. Нетребенко //
Педиатрия. – 2013. – Т.92, № 2. – С. 91–99.
4
о программе
Формирование у населения знаний, умений и навыков в сфере здорового питания и его особенностей, с целью снижения рисков здоровью населения, сопряженных со средой обитания (антропогенное воздействие, биогеохимические провинции, климатические условия), а также распространенности алиментарно-зависимых заболеваний и увеличению продолжительности здоровой жизни населения.
2.2. Цель программы
1.
Освоение слушателями базовых принципов здорового питания.
2.
Выработка у слушателей навыков, способствующих осуществлению самостоятельного контроля за своим питанием.
3.
Освоение слушателями знаниями об особенностях питания на фоне неблагоприятного влияния та- ких факторов внешней среды, как загрязнение, биогеохимические провинции и экстремальный климат.
4.
Приобретение слушателями навыка осознанного пищевого поведения, с учетом полученных знаний.
2.3. Задачи программы
Практические занятия нацелены на развитие навыков самостоятельного контроля за рационом питания, ориентации в вопросах выбора продуктов питания, содействие ответственному и рациональному пищевому поведению.
Материал программы предусматривает формирование знаний базовых принципов здорового питания.
Особое место в программе уделено вопросу обеспечения здорового питания людей, проживающих на территориях со специфическими природными факторами и высокой антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Включены темы по мерам профилактики дефицита витаминов, йододефицита и дефицита фтора; системе защиты организма от внешних повреждающих факторов.
Обучающая программа включает три логически взаимосвязанных раздела, изложить которые предполагается последовательно.
III. Содержательный раздел
3.1. Общее содержание программы
5
Формирование у населения знаний, умений и навыков в сфере здорового питания и его особенностей, с целью снижения рисков здоровью населения, сопряженных со средой обитания (антропогенное воздействие, биогеохимические провинции, климатические условия), а также распространенности алиментарно-зависимых заболеваний и увеличению продолжительности здоровой жизни населения.
2.2. Цель программы
1.
Освоение слушателями базовых принципов здорового питания.
2.
Выработка у слушателей навыков, способствующих осуществлению самостоятельного контроля за своим питанием.
3.
Освоение слушателями знаниями об особенностях питания на фоне неблагоприятного влияния та- ких факторов внешней среды, как загрязнение, биогеохимические провинции и экстремальный климат.
4.
Приобретение слушателями навыка осознанного пищевого поведения, с учетом полученных знаний.
2.3. Задачи программы
Практические занятия нацелены на развитие навыков самостоятельного контроля за рационом питания, ориентации в вопросах выбора продуктов питания, содействие ответственному и рациональному пищевому поведению.
Материал программы предусматривает формирование знаний базовых принципов здорового питания.
Особое место в программе уделено вопросу обеспечения здорового питания людей, проживающих на территориях со специфическими природными факторами и высокой антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Включены темы по мерам профилактики дефицита витаминов, йододефицита и дефицита фтора; системе защиты организма от внешних повреждающих факторов.
Обучающая программа включает три логически взаимосвязанных раздела, изложить которые предполагается последовательно.
III. Содержательный раздел
3.1. Общее содержание программы
5
о программе
4.1. Учебный план
№
Название раздела / темы
Количество часов
/ вид работы лекция и практические работы самостоя- тельная всего
1
Принципы здорового питания
4 4
1.1
Базовые принципы здорового питания
1.2
Пирамида здорового питания
1.3
«Критически» значимые пищевые вещества и их источники
1.4
Гигиенические основы выбора, хранения и приготовления пищи как принцип здорового питания
2
Неблагоприятные природные условия (биогеохимические провинции, экстремальный климат) и здоровое питание
2 2
2.1
Биогеохимические провинции. Значение йода и фтора для здоровья человека. Последствия их недостаточности. Способы восполнения дефицита посредством правильной организации питания
2.2 а
Экстремальные климатические условия и здоровье человека.
Особенности питания для минимизации ущерб здоровью, наносимого неблагоприятными природными условиями
3
Загрязнение среды обитания и здоровое питание
4 4
3.1
Загрязнение среды обитания и здоровье человека
3.2
Антиоксидантная система организма. Оптимизация системы питания человека с целью сокращения ущерба здоровью, связанного с неблагоприятной экологической ситуацией
3.3
Витамины как биоантиоксиданты.
Биологически активные добавки к пище
3.4
Минеральные вещества как необходимые компоненты пищи
4
Самостоятельная работа
2 2
4.1
Контроль собственного питания с помощью дневника питания
4.2
Построение маршрута питания
12 6
4.1. Учебный план
№
Название раздела / темы
Количество часов
/ вид работы лекция и практические работы самостоя- тельная всего
1
Принципы здорового питания
4 4
1.1
Базовые принципы здорового питания
1.2
Пирамида здорового питания
1.3
«Критически» значимые пищевые вещества и их источники
1.4
Гигиенические основы выбора, хранения и приготовления пищи как принцип здорового питания
2
Неблагоприятные природные условия (биогеохимические провинции, экстремальный климат) и здоровое питание
2 2
2.1
Биогеохимические провинции. Значение йода и фтора для здоровья человека. Последствия их недостаточности. Способы восполнения дефицита посредством правильной организации питания
2.2 а
Экстремальные климатические условия и здоровье человека.
Особенности питания для минимизации ущерб здоровью, наносимого неблагоприятными природными условиями
3
Загрязнение среды обитания и здоровое питание
4 4
3.1
Загрязнение среды обитания и здоровье человека
3.2
Антиоксидантная система организма. Оптимизация системы питания человека с целью сокращения ущерба здоровью, связанного с неблагоприятной экологической ситуацией
3.3
Витамины как биоантиоксиданты.
Биологически активные добавки к пище
3.4
Минеральные вещества как необходимые компоненты пищи
4
Самостоятельная работа
2 2
4.1
Контроль собственного питания с помощью дневника питания
4.2
Построение маршрута питания
12 6
о программе
4.4. Рекомендуемая литература
1. Воронина Г.А., Федорова М.З. Основы рационального питания: 10–11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.
2. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: ФАИР-ПРЕС, 2001. – 207 с.
Основная литература
1. Зарубина Н.Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиции // Историческая психология и социология истории. – 2016. – Т. 9, №2. – С. 138.
3. Мотова Е.В. Мой лучший друг – желудок. Еда для умных людей. – М.: АСТ, 2017. – 496 с.
4. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов // Физкультура и спорт. –
2005. – № 3.
2. Коробейниковой Т.В. Вегетарианство и микронутриенты // Микроэлементы в медицине. – 2018. – Т.19, № 2. – С.
34–35.
6. Энциклопедия питания. Том 2. Нутриенты пищевых продуктов. Справочное издание / Черевко А.И. под общ. ред., Михайлов В.М. под общ. ред. и др. – М.: КноРус, 2019. – 128 с.
5. Спиричев В.Б. Что могут витамины: парадоксы правильного питания. – М. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 287 с.
Дополнительная литература
6. Food Pyramids: What Should You Really Eat? [Электронный ресурс] // Harvard School of Public Health. – 2007. –
URL: https://cdn1.sph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/30/2012/10/healthy-eating-pyramid-huds- handouts.pdf
1. Здоровое питание [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. –
7. Канадское руководство по здоровому питанию [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства
Канады. –
URL: https://xn----8sbehgcimb3cfabqj3b.xn--p1ai/healthy-nutrition/?SECTION_IDS%5B0%5D=56&PAGEN_1=2
URL: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/canada-food-guide/resources/snapshot/languages/russian- russe.html
4. Всемирная организация здравоохранения: Официальный сайт [Электронный ресурс]. –
URL: https://www.who.int/ru/home
5. Пищевая система MyPyramid (2005 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.choosemyplate.gov/brief- history-usda-food-guides
2. Здоровое питание. Время питаться правильно [Электронный ресурс]. – URL: https://zdorovoepitanie.vesti.ru/
3. Федеральная служба по аккредитации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://fsa.gov.ru/
Электронные ресурсы
7
4.4. Рекомендуемая литература
1. Воронина Г.А., Федорова М.З. Основы рационального питания: 10–11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.
2. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. – М.: ФАИР-ПРЕС, 2001. – 207 с.
Основная литература
1. Зарубина Н.Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиции // Историческая психология и социология истории. – 2016. – Т. 9, №2. – С. 138.
3. Мотова Е.В. Мой лучший друг – желудок. Еда для умных людей. – М.: АСТ, 2017. – 496 с.
4. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов // Физкультура и спорт. –
2005. – № 3.
2. Коробейниковой Т.В. Вегетарианство и микронутриенты // Микроэлементы в медицине. – 2018. – Т.19, № 2. – С.
34–35.
6. Энциклопедия питания. Том 2. Нутриенты пищевых продуктов. Справочное издание / Черевко А.И. под общ. ред., Михайлов В.М. под общ. ред. и др. – М.: КноРус, 2019. – 128 с.
5. Спиричев В.Б. Что могут витамины: парадоксы правильного питания. – М. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 287 с.
Дополнительная литература
6. Food Pyramids: What Should You Really Eat? [Электронный ресурс] // Harvard School of Public Health. – 2007. –
URL: https://cdn1.sph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/30/2012/10/healthy-eating-pyramid-huds- handouts.pdf
1. Здоровое питание [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. –
7. Канадское руководство по здоровому питанию [Электронный ресурс] // Официальный сайт правительства
Канады. –
URL: https://xn----8sbehgcimb3cfabqj3b.xn--p1ai/healthy-nutrition/?SECTION_IDS%5B0%5D=56&PAGEN_1=2
URL: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/canada-food-guide/resources/snapshot/languages/russian- russe.html
4. Всемирная организация здравоохранения: Официальный сайт [Электронный ресурс]. –
URL: https://www.who.int/ru/home
5. Пищевая система MyPyramid (2005 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.choosemyplate.gov/brief- history-usda-food-guides
2. Здоровое питание. Время питаться правильно [Электронный ресурс]. – URL: https://zdorovoepitanie.vesti.ru/
3. Федеральная служба по аккредитации: Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://fsa.gov.ru/
Электронные ресурсы
7
о программе
1. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019)
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/
2. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью [Электронный ресурс]. – URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_R17-ru.pdf
3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
4. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084
Нормативные документы
8
1. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019)
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17579/
2. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью [Электронный ресурс]. – URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_R17-ru.pdf
3. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
4. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084
Нормативные документы
8