Файл: "Рахат Алиев Крёстный тесть"Читайте больше бесплатной литературыв онлайнбиблиотеке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 472
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рахат Алиев - Крёстный тесть
81
Бесплатная библиотека
Topreading.ru
Занятный эпизод рассказал мне Имангали Тасмагамбетов. Дело было в середине девяностых,
мы с Тасмагамбе–товым тогда дружили, даже невозможно было представить, что произойдет в дальнейшем, насколько изменится этот человек, к которому навсегда прилипло самоназвание
«продукт Назарбаева». Он был тогда помощником президента и выгодно выделялся на сером фоне президентской «гвардии». Мой отец — хирург Мухтар Алиев, академик, профессор,
прооперировал отца Имангали и других его родственников, за что Тасмагамбетов был ему очень благодарен.
Во время одного из зарубежных визитов чуть было не случилась катастрофа, после которой еще тогда на карьере Имангали можно было поставить жирный крест. Произошло и в самом деле неслыханное.
1994 год. Последний день официального визита в Турцию. Согласно правилам протокола, вся официальная делегация отбыла в аэропорт. Президент всегда поднимается по трапу последним. Прощальный взмах руки для провожающих и фоторепортеров, и визит завершен. В
процедуре никогда не бывает сбоев, каждый член команды хорошо знает свое место и обязанности. Но в тот раз, при воспоминании о котором и сегодня Имангали наверняка покрывается холодным потом, отлаженный сценарий чуть было не обернулся большой бедой.
И, зная крутой нрав своего тестя, могу сказать, что головой его помощника дело бы не ограничилось.
Итак, вся делегация уже на борту президентского самолета, ждут только самого Назарбаева.
Он заперся в номере и не подает сигналов. Видимо, готовится к прощальной церемонии. Все чемоданы собраны и отправлены на борт. Президента все нет.
Вдруг в номере Имангали раздается звонок из президентского люкса. Ледяным тоном
Назарбаев требует помощника к себе. Предчувствуя неладное, тот несется в президентский номер и застает там такую картину: президент мрачнее тучи, расхаживает по номеру.
Полностью одетый, в отглаженном костюме, накрахмаленной сорочке, и босиком.
Где носки?! — спрашивает он грозно.
Тасмагамбетов понял, что дело дрянь. Носки вместе с остальным багажом ждут президента на борту. Но до него еще надо добраться.
Спасительное решение пришло само собой.
Нурсултан Абишевич! По–моему, они у меня в номере! — Имангали бросился к себе и по пути развил скорость, которой бы позавидовал профессиональный спринтер. Правда, ни один спринтер не мог бы и вообразить, что ожидало президентского помощника, если бы президенту пришлось обуться на босу ногу.
Перерыв свой чемодан, Имангали извлек лучшую пару носков, разгладил их и с душевным трепетом понесся обратно. И вот что я запомнил из его рассказа и, собственно, ради чего пересказываю его здесь. По мере приближения к президентскому люксу помощник почувствовал, как носки, только что вынутые из его чемодана, вдруг начали наполняться особенной президентской значительностью. Когда же их в полупоклоне подали нетерпеливо ожидавшему Назарбаеву (график церемонии проводов уже срывался), они окончательно прибрели сакральный статус.
Катастрофы не случилось, президент прошелся по красному ковру, принял рапорт начальника караула, попрощался с провожающими лицами и поднялся по трапу на борт своего президентского «Boeing» и своим видом еще раз подтвердил репутацию большого щеголя.
Topreading.ru
Рахат Алиев - Крёстный тесть
82
Бесплатная библиотека
Topreading.ru
Имангали был спасен, в дальнейшем он перебывал едва ли не на всех высших государственных постах и в должности алма–атинского градоначальника. С молчаливого согласия своего шефа превратил главный город Казахстана в полигон строительных, хозяйственных и финансовых махинаций. И за это Назарбаев назначил его аки‑MiiM в Астану, чтобы держать его под боком,
а может, и готовить в преемники.
Может быть, если бы тогда в чемодане президентского помощника не нашлось лишней пары носков, история Казахстана пошла бы по совсем другому пути? С другими лицами в окружении президента и соответственно с другими результатами?
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 30
Глава 17
Первым делом самолеты
«Вы сами по себе больше, чем это самолет!» «Да, государство может себе это позволить»
Большую любовь президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева к воздушному флоту следует разделить на две части: любовь к стюардессам и любовь к самолетам. Эти две страсти на протяжении последних двух десятилетий конкурировали друг с другом: то первая заслоняла вторую, то, наоборот, вторая вспыхивала с такой силой, что на время затмевала первую. Обе эти страсти, по понятным причинам тесно переплетенные, обошлись нашему государству в сумму, тысячной доли которой было бы достаточно для того, чтобы отправить в отставку или даже под суд президента любого государства. Ну, согласен — не любого. Только того, в котором законы не превращены в ширму или средство запугивания сограждан …
Первый собственный самолет у президента Назарбаева появился в 1994 году. Это был короткий Jumbo «Boeing‑747». Его приобрело правительство Сергея Терещенко через московскую авиакомпанию «Трансаэро», естественно, на бюджетные деньги. В бюджете тогда зияла большая дыра, нефтяные деньги еще не полились на счета специальных фондов и оффшоров, так что покупка иностранного самолета, пусть и не нового, была событием. Первый испуг от внезапно свалившейся независимости прошел, мой тесть стал входить во вкус власти
(тогда еще не безраздельной) в независимом государстве, особенно от ее ярких атрибутов и открывающихся возможностей. Поначалу президент откровенно гордился своим новым бортом
— еще одним символом верховной власти.
Весь второй этаж этого «Boeing‑747» был отдан под президентский блок, с люксовой спальней и кабинетом. Этот этаж закрывался на ключ, когда борт выполнял коммерческие рейсы, чтобы хоть как–то окупить бешеные расходы по его содержанию.
Но очень скоро обнаружилось, что у других президентов самолеты–то покруче, поновее. И
собственный «Boeing», не прошло и года с момента его приобретения, перестал радовать
Нурсултана Абишевича. Тем более, что уже после его покупки выяснилось, что по Казахстану на нем летать нельзя — аэропорты не были оборудованы для приема этого типа самолета, не было навигационного оборудования, а посадочные полосы слишком коротки. Тяжелый Jumbo»
мог садиться только на взлетно–посадочную полосу в Алма — Ате, и иногда его решались посадить в Актюбинске. Зато эксплуатационные расходы вышли неожиданно высокими — в алматин–ском аэропорту не было нужного ангара, и борт в основном стоял в зарубежных аэропортах, а когда было нужно, прилетал за президентом. Обслуживать его тоже было некому. Пилотами на первом президентском «Boeing» служили иностранцы, в основном американцы, с ежемесячной зарплатой до 15 тысяч долларов в месяц. А оплачивать нужно было 10 пилотов — целую команду.
Topreading.ru
Рахат Алиев - Крёстный тесть
83
Бесплатная библиотека
Topreading.ru
Теперь, по прошествии пятнадцати лет, все это кажется вариантом анекдота про нового русского, который на первые прибыли купил «Lamborghini» и на месте обнаружил, что она плохо совместима с реалиями его родного колхоза. Впрочем, в пору первоначального накопления капитала таких деятелей было много не только в анекдотах, но и в жизни —
столкнувшись с отрезвляющей действительностью, они обычно сплавляли свои дорогие игрушки с ледующему в очереди за красивой жизнью, и пересажива–мись — до лучших времен
— на отечественные вездеходы.
Но герой одного анекдота поступил иначе. Обнаружив, что «Lamborghini» вязнет на родных ухабах, он купил «Bugatti» и «Rolls — Royce».
В 1995–1996 годах авиационный парк нашего президента пополнился сразу двумя самолетами.
Госкомимущество Казахстана на бюджетные деньги приобрел французский бизнес–джет
«Falcon‑DA900» под номером UN09002 и «Челленджер 604» канадской фирмы «Бом–бардье».
Оба этих самолета ждала интересная летная и коммерческая судьба.
Во–первых, сразу было решено не повторять ошибок с бывшим в употреблении «Boeing» —
самолеты купили новые. Во–вторых, приобретенные на бюджетные средства самолеты каким–то образом оказались записаны на… оффшорную компанию. Она называлась Oient Eagle
Airways Ltd. и была зарегистрирована на Британских вирджинских остравах.
Во–первых, сразу было решено не повторять ошибок с бывшим в употреблении «Boeing» —
самолеты купили новые. Во–вторых, приобретенные на бюджетные средства самолеты каким–то образом оказались записаны на… оффшорную компанию. Она называлась Oient Eagle
Airways Ltd. и была зарегистрирована на Британских вирджинских остравах.
Оба самолета отдали в управление швейцарской авиакомпании, которая специализировалась на частной деловой авиации.
В этот период произошел неожиданный карьерный взлет молодого энергичного бизнесмена
Александра Клебанова, кстати, моего сокурсника по медицинскому институту. Оба президентских борта оказались в его ведении. У Клебанова был некоторый опыт по части авиабизнеса: он был директором государственной авиакомпании под звучным названием
«Беркут» и одновременно владел собственной частной авиафирмой под тем же именем. Но не только опыт и связи позволили молодому бизнесмену Саше Клебанову стать практически единственным распорядителем президентского воздушного флота. И то, и другое было делом полезным, но не определяющим.
Главным обстоятельством, способствовавшим неожиданному взлету Клебанова, была одна тайная дворцовая комбинация, или, как выражался покойный Борис Николаевич Ельцин,
«рокировочка». Под опеку молодого бизнесмена и его жены, также моей однокурсницы, сейчас владелице телеканала, тележурналистки и депутату парламента Дарьи Клебановой,
определили некую персону, которая и помогла им так высоко взлететь.
Это была Гульнара Ракишева, очередная пассия нашего любвеобильного президента.
Служившая в начале своей карьеры стюардессой авиакомпании «Беркут», эта дама так очаровала Нурсултана Абишевича, что году в 1996‑м в ближайшем окружении президента ее начали всерьез рассматривать как реальную угрозу целостности семейной конструкции.
Против обыкновения, мой тесть не ограничился короткой стариковской интрижкой. Он велел выстроить для Ракишевой частный особняк в Астане на правом берегу реки Ишим напротив района «Чубары» и, к большой печали супруги президента Сары Алпысовны, больше ночей проводил в этом особняке, чем в государственной домашней резиденции «Кызыл — Жар» за
Topreading.ru
Рахат Алиев - Крёстный тесть
84
Бесплатная библиотека
Topreading.ru
Астаной. В это же время количество визитов на высшем уровне с участием первой леди резко сократилось. И она вынуждена была уехать в Алма — Ату, где постоянно проживает и сейчас.
Президентская подруга продолжала исполнять обязанности стюардессы (естественно, только для одного пассажира), но все больше входила во вкус своего положения. Ведь первыми словами приветствия главной стюардессы страны для главного пассажира страны были «Чай,
кофе или я». Ответ был краток: «что быстрее
Сара Алпысовна в разговорах влюбленных именовалась не иначе как «чемодан» (Ракишева намекала на анекдот про жену военнослужащего: она как чемодан без ручки — нести тяжело,
а бросить жалко). Вопрос «Чемодан берешь?» означал в действительности «Полетит ли Сара
Алпысовна в очередной визит?». С 1997 года президент Назарбаев все чаще летал «налегке».
Первоначально стюардессу по имени Гульнар курировали два человека из ближайшего окружения президента — управляющий делами Владимир Ни (один из тройки серых кардиналов» Ни — Абыкаев — Есимов, находившийся в тени) и еще один близкий человек президента Булат Утемуратов. Но случилось непредвиденное. Раки–uitMia довольно быстро вошла в такую силу, что стала помыкать обоими «уважаемыми членами общества» как последними холопами. Старцы–аксакалы на побегушках у очередной подруги Нурсултана
Абишевича — такого зрелища могли не стерпеть даже готовые на любое унижение члены
Назарбаевского близкого окружения. Чтобы избежать скандала, кураторство над набравшей запредельные обороты мадам передали от аксакалов молодой супружеской паре. Супруги были известны лояльностью президенту, и вообще их было не жалко.
Как потом выяснилось, тогда–то и настал звездный час Саши и Дарьи Клебановых. Оба новых президентских борта — «Челленджер» и «Falcon» — по настоятельному требованию Гульнар
Ракишевой были переданы в их полное распоряжение. Дарья была главной подружкой главной стюардессы страны, ведь Назарбаев должен был быть в курсе дел и Гульнары.
Клебанов придумал такую схему: самолеты записали на оффшорную фирму, а контракт на управление обоими бортами подписали со швейцарской авиакомпанией,
специализировавшейся в области бизнес–авиации.
От резкого взлета у амбициозного, но малоопытного Александра Клебанова закружилась голова. Оффшор «Orient eagle» он зарегистрировал … на самого себя.
Это, конечно, была большая ошибка. Со свежеиспеченным авиамагнатом провели разъяснительную беседу, и он быстренько переписал акции компании на «казначея президента» Владимира Ни.
Следом возникла еще одна, уже гораздо более серьезная проблема. Кто–то вспомнил, что расходы на обслуживание президентской авиации не значатся в бюджете! То есть купить–то самолеты купили, а на какие деньги их содержать, вовремя не озаботились. Да и парламент в те годы еще воображал себя законодательной властью, депутаты совали нос в бюджет,
придирались к любой мелочи. Вряд ли депутаты того созыва покорно согласились бы с тратой нескольких миллионов долларов в год на президентские прихоти.
В этой сложной ситуации Саша Клебанов сумел доказать, что не зря его произвели в авианачальники. Он придумал изящную схему, которая убивала сразу несколько зайцев. По этой схеме средства от капитализации государственных активов плавно перетекали в карманы наших концессионеров, часть из них шла на погашение расходов на назарбаевские самолеты,
часть оставалась в карманах. И настырные депутаты не могли бы ни к чему придраться, даже
Topreading.ru