Файл: 2 содержание введение Теоретические основы исследования конкуренции и монополии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................... 3 1 Теоретические основы исследования конкуренции и монополии ................ 5 1.1 Понятие и сущность конкуренции и монополии ...................................... 5 1.2 Роль конкуренции в экономике ............................................................... 11 2 Анализ конкуренции и монополии в экономике РФ .................................... 13 2.1 Современное состояние конкурентных отношений в РФ ...................... 13 2.2 Антимонопольная политика в РФ ........................................................... 18 Заключение ......................................................................................................... 22 Список использованных источников ................................................................ 24

3 ВВЕДЕНИЕ Данная тема курсовой работы актуальна тем, что современную экономику трудно представить себе без рынков. Рынки, в свою очередь, сложно представить без конкуренции и монополии. Конкуренция
– это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Она является движущей силой общественного производства. Но как конкуренция влияет на рыночную экономику Конкуренция поддерживает динамизм в экономике и только в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению, например, с плановой экономикой. Поэтому переоценить значение конкуренции для экономики невозможно. Но вместе с этим, конкуренция имеет и отрицательные черты. Среди них "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов и др. Но наиболее серьезной отрицательной чертой все же является возникновение монополии, ведь они, в свою очередь, результат несовершенной конкуренции. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, к низкому качеству продукции и др. Нов целом, конкуренция – меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Поэтому Россия и другие страны активно борются с негативными последствиями монополии и для этого применяют антимонопольную политику, воплощают в жизнь антимонопольное законодательство. Таким образом, становится очевидным, что конкуренция представляется закономерностью, свойственной рыночной экономике. Она пронизывает всю экономическую систему и находит свое отражение внутри хозяйствующих субъектов. Все это делаете изучение необходимым. Цель курсовой работы заключается в анализе монополии и конкуренции в экономике России.


4 В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи
– рассмотреть понятие и сущность конкуренции и монополии
– определить роль конкуренции в экономике
– исследовать современное состояние конкурентных отношений
– определить основные направления антимонопольной политики. Объектом исследования являются конкуренция и монополия. Предметом исследования выступает система социально-экономических отношений, способствующих развитию конкурентных отношений. Методологической основой исследования послужили статистические методы и фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, внесших существенный вклад в разработку научных основ в исследование конкуренции и монополии. В качестве информационной базы исследования были использованы работы экономистов разных научных школ и методологических направлений. Среди исследователей теории конкуренции и монополии следует указать А.
Смита, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Чемберлина, Д. Рикардо, Й. Шумпетера, И.
Липсица, В. Сидорова, Н. Давыдюк, Н. Розанову и многих других. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении изложена актуальность темы, сформулированы цели и определены задачи исследования, указаны объект и предмета также методологическая основа и информационная база. Первая глава содержит два параграфа. Она несет в себе информацию о теоретических основах исследования конкуренции и монополии. Вторая глава также содержит два параграфа. В ней излагается анализ конкуренции и монополии в отечественной экономике. Заключение содержит итоги и выводы исследования.

5
1 Теоретические основы исследования конкуренции и монополии
1.1 Понятие и сущность конкуренции и монополии Конкуренция представляет собой одну из важнейших категорий экономической теории. Термин конкуренция вошел в экономическую теорию от латинского слова «concurrentia», что переводится как столкновение. Правомерно отметить, что данное понятие является однокоренным латинскому «concursus» – соревнование [3, с. 258]. Эти понятия означают соперничество экономических субъектов на рынке за выбор потребителей в целях извлечения наибольшего дохода. Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Именно конкуренция – один из самых сильных побудителей активизации экономической деятельности, главный двигатель ускорения научно-технического прогресса и основное условие роста эффективности и качества работы. Отсутствие конкуренции неуда тся заменить ни директивами, ни дифференциацией оплаты труда. Стоит отметить, что конкурентная борьба также способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслями видам производства так, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Из этого следует, что конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка. Основоположник современной экономической теории, известный экономист Адам Смит назвал конкуренцию невидимой рукой [21, с. 201]. В главе II Об ограничении ввоза из-за границы таких продуктов, которые могут быть производимы внутри страны книги IV Смит пишет о том, что человек, предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, имеет ввиду лишь свой собственный интерес, и осуществляет это производство так, чтобы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, в этом случае он невидимой


6 рукой направляется к цели, которая не входила в его намерения при этом общество не всегда страдает оттого, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это. [21, с. 201]. Таким образом, отдельная личность, преследуя собственную выгоду независимо от её воли и сознания, идёт к достижению экономической выгоды и пользы для общества. Всякий производитель преследует личную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей- либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём зачастую даже не стремясь к этому, а лишь преследуя собственный интерес. В этом и заключается ключевая сущность конкуренции она есть польза для общества, поскольку приводит к более эффективному распределению ресурсов и их использованию. В широком смысле конкуренция означает состязательные, сопернические отношения между экономическими субъектами, проявляющиеся в виде стремления их к достижению единой цели, получению более высокий результат, оттеснению соперника. Конкуренция является особым видом по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии равных шансов у каждой из сторон, верх одержит сторона, лучше использующая свои возможности, находящая пути опережения или вытеснения соперника. Разумеется, главное условие конкуренции – наличие соревнующихся экономических субъектов, стремящихся получить более высокий, чему других, результат. Конечно, экономическая конкуренция является борьбой. Конкуренты стремятся не столько отодвинуть противника назад, сколько самому продвинуться вперёд. Учитывая вышеизложенное, экономическая конкуренция полезна и эффективна только тогда, когда желание обойти соперника превращается в стремление к повышению качества и результативности собственной деятельности. Так как в условиях нормальной конкуренции к успеху стремятся

7 все конкурирующие субъекты, то вне зависимости от везения опередивших и неудачи отставших, заметен общий успех, – все пытаются улучшить показатели своей деятельности. При успехе одного из участников рыночной борьбы за счёт привилегий, либо путем лишения соперника возможности бороться в равных условиях, конкурентная борьба утрачивает стимул для повышения продуктивности работы, развитию научного-технического прогресса. Наглядно рассмотреть конкурентные стимулы в экономике поможет следующая схема. (Рисунок 1). Рисунок 1 – Конкурентные стимулы [4] Однако причиной, по которой разрушается конкуренция и ее основы, и которая лишает конкурентную борьбу смысла, является монополизм. Монополия – это тип рыночной структуры, при котором существует лишь одна фирма, являющаяся единственным производителем продукта и контролирующая весь рынок, и множество потребителей. Слово монополия берет свое начало из греческого языка «монос» – один и «полео» – продаю. Признаки монополии
– на рынке имеется один производитель, производящий данный товар, поэтому действия предприятия сказываются на отрасли в целом.
– такой продукт выпускается только данным предприятием, те. является уникальным. Потребители либо приобретают его, либо существуют без него.
– предприятие-монополист влияет на рыночную цену. Кривая спроса в таком случае имеет отрицательный наклон. Поэтому монополист находится в


8 поисках той цены, которая обеспечит его максимальной прибылью. Но это не значит, что субъект монополии может выставлять слишком высокую цену, ведь если цена на его товар будет превышать себестоимость в сотни раз, то его никто не сможет покупать, что приведёт к разорению фирмы.
– вход на рынок затруднён из-за существующих барьеров Юридические, экономические, технические.
– ограниченный доступ к информации. К примеру, фирма владеет собственной технологией производства и поддерживает сохранность секрета данной технологии. [14] Как и конкуренция, монополия имеет свою разновидность [10]:
– закрытая монополия. Высшие органы большинства стран для преодоления темпов развития научно-технического прогресса обеспечивают производителям права на временные монополии. Происходит это благодаря предоставлению патентов и лицензий (За пример можно взять право на телевещание.
– открытая монополия. Обладателями такого статуса являются те производители, которые впервые вышли на рынок с новым, уникальным товаром. Но через некоторое время у такого предприятия появляются конкуренты и монополия переходит в олигополию
– естественная монополия. Отрасль можно назвать естественной монополией, когда производство любого объёма продукции одним предприятием выходит дешевле, чем производство этого же объёма двумя или более предприятиями. Главной причиной, по которой существует данный вид монополии, была и остаётся экономия от масштаба производства Центральное водоснабжение, газоснабжение и т.д.). К такому типу монополий в России относят компанию «Газпром», «РЖД», Почта России и т.д. Если бы данные отрасли участвовали в конкурентной борьбе, то они несли бы убытки. Главный плюс естественной монополии заключается в минимизации издержек в отрасли и получение положительной экономической

9 прибыли. С таким видом монополий тесно связанны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Существуют различные формы монополистических объединений Рисунок 2). Более простые – картель и синдикат. А также существуют более глубокие формы объединений, возникающие при условии того, что процесс монополизации затрагивает сферу производства – трест, концерн, консорциум, конгломерат. Картель – это соглашения между предприятиями одной и той же отрасли производства об объемах продаж, ценах, рынках. Контролирование такой монополии, в большинстве случаев, происходит через квоты и определение областей сбыта. Синдикат является объединением нескольких предприятий, характеризующимся тем, что распределение заказов, покупка сырья, реализация товара осуществляется через одну сбытовую организацию. Участники синдиката сохраняют производственную независимость, но теряют коммерческую свободу действий. Трест – объединение, в котором участники лишаются самостоятельного управления производственной и коммерческой сферами. Руководство трестом производится из отдельного, специально созданного единого центра. Прибыль, которую приносит такая форма объединения, распределяется между участниками в соответствии сих долевым вложением. Концерн – одна из сложных форм монополистических объединений. Как правило, он включает в себя объединение фирм разнообразных отраслей промышленности, транспорта, торговли. Отличительной чертой концерна является жесткий внутрифинансовый контроль, а также полная хозяйственная самостоятельность предприятий. Консорциум – временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Формируется на базе


10 соглашения участников, в котором предусматривают долю каждого из них в затратах, а также формы участия в реализации проекта. Конгломератом называется слияние фирм, функционирующих на не пересекающихся сегмента рынка. Для конгломерата характерен высокий уровень децентрализации управления. Рисунок 2– Формы монополистических объединений [4] Таким образом, современная конкуренция – это не лишение других возможности достичь поставленных целей, а использование собственных возможностей лучшим образом, достигая при этом более высокого результата. В любой конкуренции успех одних есть неудача других. А изучив сущность

11 монополии, можно сделать вывод, что каждый покупатель не имеет выбора, он прямо или косвенно покупает товары одного производителя. По отношению к покупателям, фирма-производитель становится монополистом вне зависимости от наличия других фирм, которые производят однородные товары.
1.2 Роль конкуренции в экономике В рыночной экономике конкуренция выполняет главенствующую роль
– она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а соответственно и интересы общества в целом. Входе конкуренции рынок из множества товаров отбирает лишь те, которые нужны потребителям. Это товары, которые пользуются наибольшим спросом. Именно их удается продать. Другие товары остаются невостребованными, и их производство сокращается. Конкуренция ведется за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко совместно с временными союзниками, конфликты с которыми временно опускаются. Конкуренция, как и цена, спроси предложение является одним из важнейших элементом рынка. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла в период, когда происходит подготовка к производству, те. приобретаются ресурсы в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов [6, с. Как объективное экономическое явление конкуренция обладает несколькими признаками, определяющими ее место в развитии рыночной экономики [13, с. 7].

12 Конкуренция – это процесс, в котором сталкиваются соперничающие стороны. Необходимость такого соперничества обусловлена ограниченностью природных ресурсов и доступа к ним для разных участников социально- экономической жизни. Они вынуждены конкурировать за эти блага. Также конкуренция представляет собой конфликтную форму соперничества. Степень конфликтности может быть разной, но присутствует обязательно. При этом проявляется противоположность жизненных интересов конкурентов и невозможность реализовать личные интересы без ущемления интересов соперников. В процессе конкурентной борьбы целью противоположных сторон является ослабление и подавление конкурентов ради собственной выгоды. Конкуренты придерживаются общих целевых установок на относительно лучшие условия существования, функционирования и развития. Под условиями существования понимаются формы доступа к потребительским благам. Под условиями функционирования – формы доступа людей к производственными экономическим благами возможности осуществления сих помощью деятельности, необходимой людям для обеспечения предметами потребления. Под условиями развития понимают возможности постоянного совершенствования деятельности. Но вместе с положительными чертами, конкуренция имеет и отрицательную роль в экономике. Во-первых, она не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, таких как леса, животные или полезные ископаемые. Во-вторых, конкуренция не обеспечивает развитие производства товаров и услуг общественного пользования, таких как дороги, общественный транспорт. В-третьих, не гарантирует права на доход, отдых, труд, то есть стимулирует безработицу, и не содержит механизмов, препятствующих зарождению социальной несправедливости и делению общества на богатых и бедных. Таким образом, получить постоянное преимущество над конкурентом можно, только учитывая все вышеперечисленные свойства, а также, не