Файл: 2 содержание введение Теоретические основы исследования конкуренции и монополии.pdf
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 забывая про отрицательные стороны конкуренции. Эти свойства и определяют роль конкуренции в рыночной экономике.
2 Анализ конкуренции и монополии в экономике РФ
2.1 Современное состояние конкурентных отношений в РФ Наиболее точно успешность рыночных преобразований отражает состояние конкуренции в экономике. Для экономики России характерен путь искусственного становления института конкуренции [26, с. 93], институциональная среда формировалась в условиях отсутствия конкурентных рынков и отношений в экономике страны. Дог. регулирование конкурентных отношений находилось в сфере формирования защитных механизмов антимонопольного регулирования, реализуемых Федеральной антимонопольной службой России (далее – ФАС России. Функции по развитию конкуренции небыли закреплены за государственными органами исполнительной власти [27, с. 70]. С 2018 г. конкурентная политика как последовательная система мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту конкуренции, вошла в число приоритетных направлений экономического развития России. В Послании Президента России Путина В.В. Федеральному Собранию
(2018 г) было отмечено, что для качественного обновления экономики необходима честная конкуренция, которая станет основой экономической политики. Продуктивность реализации конкурентной политики зависит от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля за исполнением антимонопольного законодательства, а также от результативности экономических мер, направленных на развитие рынков [1, с. 90].
14 Центром исследования конкуренции и экономического регулирования под руководством проф. Шаститко А.Е. в 2012 г. проведено исследование макроэкономических последствий ограничения конкуренции [28, с. 50]. Результатом исследования стала интегральная количественная оценка потерь экономики, возникающих из-за недостаточного развития конкуренции, которая составляет не менее 3,0% ВВП. В тоже время эксперты Аналитического центра при Правительстве России отмечают, что в дополнение к ежегодно упущенным 3 % ВВП, государство теряет еще столько жена осуществление контрольно-надзорных функций за бизнесом [29]. Важнейшими причинами слабого развития конкуренции на внутренних рынках являются наличие чрезмерного монопольного сектора экономики, а также слишком большого госсектора [30, с. 20], многочисленные барьеры со стороны органов власти, местного самоуправления и прочих хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью. Факторы, препятствующие развитию конкуренции
– административные барьеры
– инфраструктурные ограничения
– низкий уровень доступности кредитных ресурсов
– проблемы доступа к государственному и муниципальному заказу Проблемы развития и защиты конкуренции в современной российской экономике стоят особенно остро. Низкий уровень развития конкуренции – одна из основных причин высокого темпа роста цен, предоставления услуг низкого качества и ограниченности выбора для потребителя [31, с. 92]. В настоящее время нет единого подхода к оценке уровня развития конкуренции. Современные исследования основываются на анализе макроэкономических показателей, а также на использовании рейтингов, в том числе международных, основанных на опросах независимых экспертов. В рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» в целом при положительной динамике улучшения позиций (со го места в 2017 г. догов г) по ряду показателей, имеющих значение для уровня развития
15 конкуренции, Россия занимаете место по получению разрешений на строительство, е по присоединению к электрическим сетям. Аналогичная ситуация в рейтинге Всемирного экономического форума Глобальная конкурентоспособность. По ряду показателей Россия занимаете место по уровню внутренней конкуренции, е по эффективности антимонопольной политики и уровню развития государственных институтов. Нужно отметить, что ФАС России в рейтинге эффективности конкурентных ведомств (GCR) улучшила свои позиции до го. Таким образом, приведенные рейтинговые оценки указывают на наличие потенциала в развитии конкурентных отношений в экономике России. Для достижения цели повышения конкурентоспособности национальной экономики каждый из институтов государственной власти должен способствовать развитию конкурентной среды. Антимонопольный орган в рамках своей компетенции должен контролировать соблюдение законодательства о конкуренции, осуществлять контроль за экономической концентрацией, осуществлять контроль антимонопольного регулирования в отраслях естественных монополий, контролировать сферу государственных и муниципальных закупок. По статистике выявленных нарушений антимонопольного законодательства за последние годы, максимальный удельный вес приходится на антимонопольные акты и действия органов власти [32, с. 85]. Конкурентный процесс по своей сути имеет как конструктивную, таки деструктивную сторону. Нецелесообразная конкуренция послужит причиной торможения развития как отдельных отраслей, таки экономики в целом [33, с.
15]. Таким образом, эффективное государственное регулирование должно стимулировать или же дестимулировать функционирование определенных элементов экономической системы. В настоящее время реализуются государственные программы и планы мероприятий с целью повышения конкуренции в экономике России и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Примером такой программы
16 может послужить дорожная карта, направленная на развитие конкуренции в таких сферах, как промышленность, строительство, информационные технологии и т.д. Данная программа была планом на 2018–2020 годы и преследовала такие цели, как развитие технологий повышение экономической эффективности расширение ассортимента товаров и услуг, сопровождающееся повышением их качества и снижением ценна них. Также наблюдается тенденция привлечения бизнес-сообществ при выработке ключевых направлений деятельности в сфере конкуренции и антимонопольного регулирования как в краткосрочной, таки в долгосрочной перспективе. В рамках Национальной предпринимательской инициативы разработано и принято 15 дорожных карт, в том числе реализуется дорожная карта Развитие конкуренции и совершенствования антимонопольной политики, в соответствии с которой утвержден план мероприятий для органов власти по развитию конкуренции в соответствующих сферах экономики. Одним из ключевых положений дорожной карты является реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, стратегической целью которого являются повышение уровня доверия населения и бизнеса к власти, установление диалога, разработка и реализация совместных решений, в том числе с целью дальнейшего отказа от присутствия власти в тех или иных формах и переход на здоровые рыночные отношения. Стандарта развития конкуренции был внедрен в шести регионах Республика
Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области, г. Санкт-Петербург. В конце 2018 г. при подведении итогов пилотного внедрения Стандарта развития конкуренции, эксперты ФАС России в целом при положительных тенденциях от внедрения Стандарта развития конкуренции отметили низкую активность со стороны региональных властей к развитию конкуренции в ряде пилотных регионов [34]. В тоже время в 2018 г. инициативно к внедрению Стандарта присоединились Республика Алтай,
17 Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Кировская, Московская, Омская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Тульская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Удмуртская Республика, Республика Чувашия, Ярославская область. Дорожной картой предусмотрено внедрение Стандарта развития конкуренции в 2019 году во всех субъектах Российской Федерации. Целями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации являются
– установление требований к деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на создание условий для развития конкуренции
– обеспечение реализации системного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики
– формирование прозрачной системы работы региональных органов государственной власти, в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции
– создание стимулов и условий для развития и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, устранения административных барьеров. В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции деятельность всех участников процесса содействия развитию конкуренции основывается наследующих принципах
– ориентация на интересы конечных потребителей
– заинтересованность руководства субъекта Российской Федерации
– системный подход при развитии конкурентных отношений
– постоянное улучшение
– прозрачность деятельности региональных органов власти. В тоже время, по мнению профессора ИВ. Князевой, развитие конкуренции в регионах – один из наиболее масштабных проектов, реализуемых уже много лет с переменным успехом.
18 Следующими действиям в институциональном развитии конкурентных отношений должны стать
– разработка и внедрение Муниципального стандарта развития конкуренции в Российской Федерации
– разработка и реализация национального рейтинга развития конкуренции
– расширение программы приватизации государственного и муниципального имущества
– сокращение присутствия государственных и муниципальных унитарных предприятий на определенных рынках
– концентрация внимания ФАС России на деятельности крупного бизнеса. Таким образом, исходя из целей и принципов Стандарта развития конкуренции, можно сделать вывод о том, что развитие конкуренции в регионах основано на повышении качества государственного (регионального) управления, а указанные направления в институциональном развитии конкурентных отношений позволят реализовать трансформационные процессы в сфере конкурентных отношений на национальном и региональном уровнях, что приведет к формированию новых источников роста экономики России.
2.2 Антимонопольная политика в РФ
В современных условиях естественные монополии являются значимым сегментом в экономике России. Так, например, по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), на долю трех крупнейших компаний (РАО ЕЭС России, ОАО «Газпром» и «РЖД»), приходится 13,5 % ВВП и 16 % всей прибыли страны. Сегодня естественные монополии во многом определяют конкурентоспособность экономики России на международных рынках, не говоря уже об инфраструктурном обеспечении
19 всей жизнедеятельности страны. Кроме того, субъекты естественных монополий являются ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Антимонопольная политика — это система мер, направленных на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. Они стремятся поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. Рисунок 3). Рисунок 3 – Сущность антимонопольного регулирования [9] Для проведения антимонопольного регулирования государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль
20 монополистических тенденций в стране. Важно отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Правовое регулирование конкурентных отношений должно осуществляться на основе Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ. На настоящий момент монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Первый антимонопольный закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках принят в г. Закон О естественных монополиях, описывающий ценовое регулирование деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке – в г. В отличие от американских актов, юридические механизмы российского законодательства разработаны недостаточно полно. Они содержат много конкретных формулировок и нормативов и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих возможность антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом. Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти вовсе статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках Целенаправленная работа по разработке законодательства рыночных отношений в России началась в конце х, только в г. созданный ГКАП России (государственный комитет по антимонопольной политике) начал
21 практическую работу. С г. – МАП России (министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, ныне Федеральная Антимонопольная Служба России. Были приняты Федеральные Законы О защите конкуренции на рынке финансовых услуг, О рекламе, и Закон О защите прав потребителей от 23 июня 1999 г, нов связи с изменением рыночной среды в России законы о конкуренции неоднократно подвергались изменениями плодотворного практического влияния не имеют. Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135–
ФЗ О защите конкуренции утрачивают силу Закон РФ О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности и Федеральный закон О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Новый закон о конкуренции направленна совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных органов России, можно отметить, что на самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.
22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым звеном рыночного механизма хозяйствования. Именно всесторонне изучив теории конкуренции и монополии, мы можем сделать вывод, что конкуренция неотделима от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция. В теоретической части нашей работы мы, выявили основную сущность изучаемой проблемы. В первую очередь, было определено понятие конкуренции и монополии, а также выявлена их сущность. Из этого следует, что современная конкуренция – это не лишение других возможности достичь поставленных целей, а использование собственных возможностей лучшим образом, достигая при этом более высокого результата. В любой конкуренции успех одних есть неудача других. В экономике различают такие конкурентные стимулы, как
– деловая активность
– гибкое реагирование на спрос
– эффективное использование ресурсов
– нацеленность на удовлетворение спроса. А изучив сущность монополии, можно сделать вывод, что каждый покупатель не имеет выбора, он прямо или косвенно покупает товары одного производителя. По отношению к покупателям, фирма-производитель