Файл: Планконспект проведения занятий по служебной подготовке на 11. 08. 2022г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
...
Напоминание о родителях
А ведь родители твои еще живы. Ты подумал, как они воспримут твое самоубийство, как им будет горько и обидно? Представь себе, что твой ребенок так кончает свою жизнь. Что бы ты чувствовал? Да и вообще противоестественно, когда родители переживают своих детей. Конечно, бывают и несчастные случаи, и тяжелые болезни — тогда все понятно. Но твое самоубийство для них будет настоящим шоком. И еще — не забывай, что на Руси испокон веков считалось, что самоубийство — величайший грех. Самоубийц запрещается отпевать в церкви, а хоронят их только за кладбищенской оградой.
Взгляд из будущего (обесценивание ситуации в масштабах жизни)
На примерах из своей жизни можно показать, что, оглядываясь назад, и вы страдали и портили себе и другим нервы из-за какой-то ерунды. Предложите посмотреть на происходящее из будущего, отступя года на два. Человек, возможно, и сам будет удивлен малым масштабом своих сегодняшних невзгод по сравнению с той жизнью, которая уже прожита. Можно напомнить и выражение Екклезиаста: «Все — суета сует и томление духа».
Взвешивание
Да, можно согласиться, что у человека сейчас все плохо — его преследуют сплошные неудачи. Но предложите ему положить на одну чашу весов все плохое, что с ним происходило и происходит, а на другую — позитив из прошлой жизни: он и спортом с успехом занимался, окончил институт, защитил диссертацию, добился успехов в своей профессии... Семья, дети...
Метод контрастирования
А давай сравним твое положение с тем, что происходит у других людей. У многих все гораздо хуже, однако никто из них не собирается кончать жизнь самоубийством.
Использование имеющегося опыта решения проблем
Да, сейчас у тебя масса проблем. Но вспомни, что ты и ходить-то не сразу научился. А читать, писать, плавать, ездить на велосипеде... Но ведь все эти важные для своего времени проблемы ты решил? А почему же ты считаешь, что не справишься с настоящими? Ведь у тебя есть опыт решения проблем. Так воспользуйся им.
Уверенность в потенциале
Нужно постараться убедить человека в том, что он сильный и вполне сможет справиться с возникшими проблемами рациональным путем. Вселите в пациента уверенность в его потенциале.
Доведение до абсурда (перемена масштаба)
Ну, покончишь ты с собой. Но что от этого изменится, кроме твоего отсутствия на этом месте? Не исключено, что люди будут просто над тобой смеяться: «Каков наш слабак? Не перенес, что не удалось вовремя толкнуть партию джинсов (или задолжал, или возникли проблемы с женским полом...)» И из-за этого ты хочешь свести счеты с жизнью? Считаешь это трагедией вселенского масштаба?
Провокативный метод
Здесь главное — постараться заставить человека оправдываться, что он не такой, как о нем думают.
Позитивное будущее (терапия надеждой)
Человек всегда откликается на надежды — такова его суть. Надежда — всегда впереди: лето, новые возможности, светлое будущее, подлинная демократия... В принципе, человека можно всю жизнь «кормить надеждами:
- А ты уверен, что в будущем у тебя не будет лучше? Ты сможешь еще и попутешествовать, найти более интересную и выгодную работу, познакомиться с интересными людьми, начать заниматься новыми делами...
Можно при этом подчеркивать, что переживаемые сейчас трудности — явление временное, да и страдает он во имя чего-то стоящего.
Структурирование
Давай разберемся, какие варианты подходят для решения твоих проблем. Этот и этот. Возможны следующие этапы решения... Можно сделать так, а может быть, ты придумаешь что-то получше... К этому можно отнестись и не так, как относишься ты... Умные люди говорят, что из любого безвыходного положения есть, как минимум, два хороших выхода. Давай подумаем вместе...
Когда человек видит, что возможны конкретные шаги, этапы исправления ситуации, то он волей-неволей мысленно на
страивается на действия. Нельзя давать ему возможность лежать на диване. Любое действие — отвлекающий фактор.
Помощь другим
Человек в стрессовой ситуации нередко ведет себя как законченный эгоист, порой даже с примесью мазохизма — растравливает свои раны, все глубже и глубже погружаясь в стресс. Поэтому важно вырвать его из этого замкнутого круга, переключить его на заботу о других, нуждающихся в помощи, страдающих. Забота о ком-то (иногда даже о домашнем животном) растворяет собственные проблемы, особенно если они связаны с отсутствием смысла жизни.
Расширение круга интересов
Нельзя в таком состоянии оставлять человека наедине со своими мыслями и чувствами. Важно наладить полноценное общение с близкими, чтобы он чувствовал поддержку с их стороны. Иногда помогает просмотр фильмов или чтение книг героического содержания — герою плохо, а он набирается сил, находит в себе мужество и в сложнейшей ситуации выходит победителем. Человек невольно проецирует происходящее в фильме или книге на себя и тоже «крепнет духом в борьбе с невзгодами».
Необходимо знать, что после работы с суицидентом, он может испытывать чувство неловкости, стыда перед вами за свою слабость, беспомощность, что открыл вам душу. Возможно, в дальнейшем он будет избегать встреч с вами или относиться к вам с отчуждением. Будьте к этому готовы, не удивляйтесь — в практике такое встречается.
Схема по оказанию экстренной психологической помощи при попытке суицида.
Эта схема выглядит следующим образом:
В любой ситуации даже если она кажется самой негативной существуют положительные моменты. Такими моментами могут быть факт того, что само событие уже произошло, факт того что человеку удалось выжить, наличие уникального жизненного опыта («все, что не убивает меня, делает меня сильнее) и т.д.. Важно найти такие моменты для пострадавшего, сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого.
Завершение ситуации.
Пособия и оборудование, используемые на занятии: нормативная
документация, план-конспект, учебная доска, компьютер.
«____»________________ 2022 г.
Напоминание о родителях
А ведь родители твои еще живы. Ты подумал, как они воспримут твое самоубийство, как им будет горько и обидно? Представь себе, что твой ребенок так кончает свою жизнь. Что бы ты чувствовал? Да и вообще противоестественно, когда родители переживают своих детей. Конечно, бывают и несчастные случаи, и тяжелые болезни — тогда все понятно. Но твое самоубийство для них будет настоящим шоком. И еще — не забывай, что на Руси испокон веков считалось, что самоубийство — величайший грех. Самоубийц запрещается отпевать в церкви, а хоронят их только за кладбищенской оградой.
Взгляд из будущего (обесценивание ситуации в масштабах жизни)
На примерах из своей жизни можно показать, что, оглядываясь назад, и вы страдали и портили себе и другим нервы из-за какой-то ерунды. Предложите посмотреть на происходящее из будущего, отступя года на два. Человек, возможно, и сам будет удивлен малым масштабом своих сегодняшних невзгод по сравнению с той жизнью, которая уже прожита. Можно напомнить и выражение Екклезиаста: «Все — суета сует и томление духа».
Взвешивание
Да, можно согласиться, что у человека сейчас все плохо — его преследуют сплошные неудачи. Но предложите ему положить на одну чашу весов все плохое, что с ним происходило и происходит, а на другую — позитив из прошлой жизни: он и спортом с успехом занимался, окончил институт, защитил диссертацию, добился успехов в своей профессии... Семья, дети...
Метод контрастирования
А давай сравним твое положение с тем, что происходит у других людей. У многих все гораздо хуже, однако никто из них не собирается кончать жизнь самоубийством.
Использование имеющегося опыта решения проблем
Да, сейчас у тебя масса проблем. Но вспомни, что ты и ходить-то не сразу научился. А читать, писать, плавать, ездить на велосипеде... Но ведь все эти важные для своего времени проблемы ты решил? А почему же ты считаешь, что не справишься с настоящими? Ведь у тебя есть опыт решения проблем. Так воспользуйся им.
Уверенность в потенциале
Нужно постараться убедить человека в том, что он сильный и вполне сможет справиться с возникшими проблемами рациональным путем. Вселите в пациента уверенность в его потенциале.
Доведение до абсурда (перемена масштаба)
Ну, покончишь ты с собой. Но что от этого изменится, кроме твоего отсутствия на этом месте? Не исключено, что люди будут просто над тобой смеяться: «Каков наш слабак? Не перенес, что не удалось вовремя толкнуть партию джинсов (или задолжал, или возникли проблемы с женским полом...)» И из-за этого ты хочешь свести счеты с жизнью? Считаешь это трагедией вселенского масштаба?
Провокативный метод
Здесь главное — постараться заставить человека оправдываться, что он не такой, как о нем думают.
-
Смотрю я на тебя — оказывается, ты слабак, кисель, тряпка, раскисшее мороженое, хлюпик... -
Да нет, я не такой. Просто ты меня не понял. У меня большие проблемы. -
Даже проблем своих решить не можешь. Не умеешь. Взрослый мужик, здоровый, косая сажень в плечах, а ведешь себя как
хлипкий подросток...
Позитивное будущее (терапия надеждой)
Человек всегда откликается на надежды — такова его суть. Надежда — всегда впереди: лето, новые возможности, светлое будущее, подлинная демократия... В принципе, человека можно всю жизнь «кормить надеждами:
- А ты уверен, что в будущем у тебя не будет лучше? Ты сможешь еще и попутешествовать, найти более интересную и выгодную работу, познакомиться с интересными людьми, начать заниматься новыми делами...
Можно при этом подчеркивать, что переживаемые сейчас трудности — явление временное, да и страдает он во имя чего-то стоящего.
Структурирование
Давай разберемся, какие варианты подходят для решения твоих проблем. Этот и этот. Возможны следующие этапы решения... Можно сделать так, а может быть, ты придумаешь что-то получше... К этому можно отнестись и не так, как относишься ты... Умные люди говорят, что из любого безвыходного положения есть, как минимум, два хороших выхода. Давай подумаем вместе...
Когда человек видит, что возможны конкретные шаги, этапы исправления ситуации, то он волей-неволей мысленно на
страивается на действия. Нельзя давать ему возможность лежать на диване. Любое действие — отвлекающий фактор.
Помощь другим
Человек в стрессовой ситуации нередко ведет себя как законченный эгоист, порой даже с примесью мазохизма — растравливает свои раны, все глубже и глубже погружаясь в стресс. Поэтому важно вырвать его из этого замкнутого круга, переключить его на заботу о других, нуждающихся в помощи, страдающих. Забота о ком-то (иногда даже о домашнем животном) растворяет собственные проблемы, особенно если они связаны с отсутствием смысла жизни.
Расширение круга интересов
Нельзя в таком состоянии оставлять человека наедине со своими мыслями и чувствами. Важно наладить полноценное общение с близкими, чтобы он чувствовал поддержку с их стороны. Иногда помогает просмотр фильмов или чтение книг героического содержания — герою плохо, а он набирается сил, находит в себе мужество и в сложнейшей ситуации выходит победителем. Человек невольно проецирует происходящее в фильме или книге на себя и тоже «крепнет духом в борьбе с невзгодами».
Необходимо знать, что после работы с суицидентом, он может испытывать чувство неловкости, стыда перед вами за свою слабость, беспомощность, что открыл вам душу. Возможно, в дальнейшем он будет избегать встреч с вами или относиться к вам с отчуждением. Будьте к этому готовы, не удивляйтесь — в практике такое встречается.
Схема по оказанию экстренной психологической помощи при попытке суицида.
Эта схема выглядит следующим образом:
-
На первом этапе работы необходимо собрать информацию, необходимую для выполнения задачи (для оценки вероятности, принятия решения о том, кто будет оказывать необходимую помощь, для оценки опасности для собственной жизни). Также на первом этапе необходимо принять решение о том кто будет оказывать психологическую помощь пострадавшему. -
Оценка летальности (оценка вероятности совершения попытки самоубийства). Невозможно со 100% вероятностью предсказать будет ли совершена попытка самоубийства или нет. Однако, опираясь на статистические данные можно оценить насколько велик риск совершения такой попытки и выделить группу риска. Так, например, мужчины чаще совершают самоубийства (т.е. попытка заканчивается летальным исходом) чем женщины; также различно соотношение среди людей различных возрастов. Зная это, можно определить не находится ли пострадавший в группе риска, что немаловажно при оказании экстренной психологической помощи. -
Присоединение к пострадавшему является следующим этапом работы. Это первое, что должен сделать человек непосредственно при разговоре с потенциальным самоубийством. Это чрезвычайно важно т.к. человек, находящийся на грани совершения попытки суицида оказывается в ситуации, когда весь мир и сама жизнь оказываются враждебными по отношению к нему. В этом случае становится крайне важно, чтобы человек оказывающий помощь выступал не от лица враждебного мира, а стал соратником, союзником человека, оказавшегося в кризисной ситуации. С другой стороны важно не только занять такую позицию, но и «сообщить» о ней пострадавшему. По данным психологов подавляющая часть информации передается при помощи невербальных (поза, жесты, мимика) и паравербальных (интонация, тон, тембр голоса) механизмов. Такая информация передается нами и воспринимается окружающими независимо от нашего желания, однако, такого количества информации достаточно в обычной, повседневной жизни, а в критической ситуации необходимо «усиливать» эти сигналы. Здесь во многом решающими являются навыки невербальной подстройки, «отзеркаливания», т.е. все те навыки, которые могут помочь транслировать. -
Разговор, направленный на предотвращение попытки самоубийства состоит из нескольких основных моментов:
-
Актуализация ресурса.
В любой ситуации даже если она кажется самой негативной существуют положительные моменты. Такими моментами могут быть факт того, что само событие уже произошло, факт того что человеку удалось выжить, наличие уникального жизненного опыта («все, что не убивает меня, делает меня сильнее) и т.д.. Важно найти такие моменты для пострадавшего, сконцентрировать его внимание на том, что эти моменты есть. Показать ему уникальность его жизненного опыта и пользу этого опыта для окружающих и него самого.
-
Стадия «выслушивания». Основная задача этой фазы «следовать» за пострадавшим; слушать его и не навязывать свою точку зрения. Это становится особенно важным. Если вспомнить о том, что человек, находящийся на грани попытки самоубийства противопоставляет себе весь окружающий мир и он рассказывает о своей боли и проблемах другому человеку это означает, что тоненькая ниточка, возникающая в результате присоединения между потенциальным самоубийцей и его собеседников становится прочнее, человек начинает доверять собеседнику, видит в нем реального союзника. Здесь крайне важно обладать навыками эмпатического слушания и удерживаться от того, чтобы давать советы, подсказывать варианты выхода из ситуации. -
Стадия «поворота на 1800». Основная задача этого этапа работы «повести» пострадавшего за собой; удивить и этим актуализировать ресурс, заставить его работать. Эта стадия крайне важна для благополучного завершения ситуации, ведь мало того, что у человека появился союзник. Этот союзник должен служить проводником от мира к пострадавшему, должен совершить переворот ситуации, в которой оказался пострадавший и показать, что мир не враждебен по отношению к нему. Для этого вся ситуация должна предстать потерпевшему в совершенно другом виде, с другой стороны.
Завершение ситуации.
Пособия и оборудование, используемые на занятии: нормативная
документация, план-конспект, учебная доска, компьютер.
Заместитель начальника ___ПСЧ ___ ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по _______________ Петров Р.А. | __________________ (подпись) |
«____»________________ 2022 г.