Файл: Адаптация пятых классов к новому психологическому климату.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальная проектная работа на тему:
«Адаптация пятых классов к новому психологическому климату»

Выполнил ученик 10 “Б” класса

Дробиков Ярослав С.

Руководитель:

Смирнова Ольга Сергеевна

Содержание


Введение 4

Глава 1 6

1.1 Особенности обучения при переходе из начальной школы в основную 6

1.2 Изучение социально-психологической адаптации младших подростков 8

1.3 Начало обучения в средних классах школы 10

1.4. Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов 12

Глава 2 16

2. Исследование социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе.  16

Приложение № 1 18

Приложение № 2 20

Приложение № 3 26



Паспорт проектной работы

Название проекта: Адаптация пятых классов к новому психологическому климату

Автор проекта: Дробиков Ярослав Сергеевич

Руководитель проекта: Смирнова Ольга Сергеевна

Цель: Изучить психологический климат учащихся при переходе из начальной в основную школу.

Задачи:

1. Изучить проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике

2. Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников.

Результат: Результатом моей работы является проверка эффективности структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние рекомендаций на адаптацию пятиклассников.


Введение




Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В психологии этот возраст характеризуется как кризисный период развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связываются с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Ведущей деятельностью становится общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.


На фоне развития ведущей деятельность происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающее в этом периоде все стороны субъективного развития.

Изменения происходят в:

  • сфере полового созревания;

  • плане развития высших психических функций;

  • эмоциональной сфере;

  • моральной сфере: переоценка нравственных ценностей, устойчивые моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. При этом мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, поэтому она легко меняется под влиянием сверстников.

Путь осознания себя подростком сложен, стремление обрести себя как личность порождает у него потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками.

В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии

последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.



Глава 1

1.1 Особенности обучения при переходе из начальной школы в основную




Переход из начальной школы в основную является достаточно сложным для всех детей, т.к. связан:

- с переходом на предметное обучение с участием большого количества новых для детей педагогов, следствием чего становится разброс требований к учащимся, которые часто не стыкуются, либо противоречат друг другу. Вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках;

- с переходом на кабинетную систему проведения уроков, что резко ограничивает детей в возможностях их образовательного пространства;

- с изменением социального окружения и системы деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).

Ситуация новизны, связанная с переходом в 5 класс, является для обучающихся в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое психическое напряжение, будучи достаточно длинным, может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется в снижении интереса к учению и успеваемости, появлении признаков тревожности,

неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя, нарушениях во взаимоотношениях со сверстниками.

Ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется. Всё это осложняет учебный процесс, так как продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Трудности перехода из начальной школы в основную связаны также с началом этапа полового созревания (подростковый возраст). Происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это
является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Есть ещё одна причина – недостаточная психологическая готовность обучающихся к переходу в 5 класс. Психологическая готовность обучающихся определяется той системой требований, которые школы второй ступени предъявляют к ним. Связаны они с изменением социальной позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе. И далеко не все дети бывают готовы к этим изменениям.

         Проблема преемственности между начальным и основным образованием является приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы.

         Но многое на этом этапе перехода детей из начальной школы в основную зависит и от родителей. Необходимо развивать у детей такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициативность. Формировать умение делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке. Развивать навыки общения, основанные на способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Совместные усилия школы и семьи позволяет свести к минимуму трудности переходного периода, повысить успеваемость обучающихся.


1.2 Изучение социально-психологической адаптации младших подростков




Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости.

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Мы же рассмотрим адаптацию применительно к возрасту младшего подростка. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания). 2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.