Файл: Личность биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции верно.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание к теме 9. Личность и общество
Задание
Как соотносятся между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»?
Дайте определения этих понятий. Опираясь на определения, укажите в таблице верные и неверные суждения.
Суждения | Верно | Неверно |
личность – биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции | верно | |
личность существует с момента рождения | | неверно |
инстинкты полностью определяют поведение личности | | неверно |
потребности служат мотивом поведения личности | верно | |
ценности определяют поведение личности | верно | |
личность – это человек как носитель сознания | верно | |
понятие «личность» описывает человека как социальное существо | верно | |
личность – это единство неповторимых свойств конкретного человека, характеризующее его как уникальное, неповторимое, самобытное существо | | неверно |
Всякий (каждый) человек – личность | верно | |
Личностными признаками обладают люди с высоко развитой моралью, чувством долга, совестью и достоинством | верно | |
«индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»
Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность могут быть упорядочены по двум основаниям, причем этот порядок в обоих случаях не меняется:
1) по содержанию эти понятия находятся в отношении включения, причем наименьшим является понятие индивида, наибольшим – индивидуальности;
2) по онтогенетическому признаку.
Первоначально человек появляется как индивид. На его материальной основе формируется сознание, человек становится субъектом. Ядро личности, самосознание, формируется уже на основе сознания. В процессе дальнейшего развития личности человек обретает свою индивидуальность.
Индивид и личность
Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака:
-
неделимость (целостность) субъекта; -
наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида; -
наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.
К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки.
Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы), входя в структуру личности, становится социальным
Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей.
Структура личности
В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью.
Структура личности по К.К. Платонову содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры:
-
биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.; -
особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов; -
опыт: привычки, знания, умения, навыки; -
направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.
Для современных представлений о личности, развиваемых отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности :
-
экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешнюю оболочку» (характер, способности, социальные роли); -
личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам .
В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.
Человек | ||||||
Индивид | Субъект | Личность | Индивидуальность | |||
Это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно-обусловленных свойств. | Это человек как типичный носитель видов человеческой активности. | Это человек как типичный представитель сформировавшего его общества. | Это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей. |