Файл: Личность биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции верно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 9. Личность и общество

Задание
Как соотносятся между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»?

Дайте определения этих понятий. Опираясь на определения, укажите в таблице верные и неверные суждения.


Суждения

Верно

Неверно

личность – биологическая сущность индивида, высшая ступень эволюции

верно




личность существует с момента рождения




неверно

инстинкты полностью определяют поведение личности




неверно

потребности служат мотивом поведения личности

верно




ценности определяют поведение личности

верно




личность – это человек как носитель сознания

верно




понятие «личность» описывает человека как социальное существо

верно




личность – это единство неповторимых свойств конкретного человека, характеризующее его как уникальное, неповторимое, самобытное существо




неверно

Всякий (каждый) человек – личность

верно




Личностными признаками обладают люди с высоко развитой моралью, чувством долга, совестью и достоинством

верно





«индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»

Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность могут быть упорядочены по двум основаниям, причем этот порядок в обоих случаях не меняется:

1) по содержанию эти понятия находятся в отношении включения, причем наименьшим является понятие индивида, наибольшим – индивидуальности;


2) по онтогенетическому признаку.

Первоначально человек появляется как индивид. На его материальной основе формируется сознание, человек становится субъектом. Ядро личности, самосознание, формируется уже на основе сознания. В процессе дальнейшего развития личности человек обретает свою индивидуальность.

Индивид и личность

Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака:

  • неделимость (целостность) субъекта;

  • наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида;

  • наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.

К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки.

Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы), входя в структуру личности, становится социальным 

Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей.

Структура личности

В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью.

Структура личности по К.К. Платонову содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры:

  • биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.;

  • особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов;

  • опыт: привычки, знания, умения, навыки;

  • направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.

Для современных представлений о личности, развиваемых отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности :



  1. экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешнюю оболочку» (характер, способности, социальные роли);

  2. личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам .

В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.


Человек

Индивид

Субъект

Личность

Индивидуальность

Это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно-обуслов­лен­ных свойств.

Это человек как типичный носитель видов человеческой активности.

Это человек как типичный представитель сформировавшего его общества.

Это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей.