Файл: Рекомендации для летнего чтения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Карта урока для организации занятий с использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий


Учитель

Турова Татьяна Юрьевна

Предмет

Литература

Класс



Дата проведения урока

25.05.2023

Тема урока

Рекомендации для летнего чтения


Цель урока

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето

Задание

1.

Лето – это пора интересных встреч, путешествий, приключений, пусть и книга будет интересной, открывающей новый, незнакомый мир, и вместе с этим поучительной. Стихи, поэмы, небольшие по объему произведения, которые мы будем изучать на уроках литературы, оставим на учебный год.  Список, который я предлагаю своим ученикам на лето, носит исключительно рекомендательный характер (ведь все мы знаем, как велик у подростков дух противоречия), но обращаю внимание, что из каждой темы  желательно выбрать 1-2 произведения,   это поможет успешно учиться в новом  году.

Списки могут быть примерно такими.

Обсуждения списка рекомендованной литературы

КЛАССНАЯРАБОТА

Список литературы для чтения летом. 6 класс /учебник Г.С. Меркина / ВНИМАНИЕ! Ведем читательский дневник:

1. Дата прочтения

2. Автор, название произведения

3. Главные герои.

4. Впечатления (кратко, 2-3 предложения)

(Особое внимание – произведениям, выделенным курсивом!)

Из греческой мифологии: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид»

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха»

М.В. ЛОМОНОСОВ «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

В.А. ЖУКОВСКИЙ баллада «Светлана»

А.С. ПУШКИН лирика «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Дубровский»

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ лирика «Тучи», «Парус», «Листок»

Н. В. Гоголь повесть «Тарас Бульба»

И.С. ТУРГЕНЕВ рассказ «Бирюк»

Н.А. НЕКРАСОВ стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей»

Л. Н. ТОЛСТОЙ повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору.

Рассказ «Бедные люди» В.Г. КОРОЛЕНКО повесть «В дурном обществе»

А.П. ЧЕХОВ рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »

И.А. БУНИН «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти».

А.И. КУПРИН повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр».

С.А. ЕСЕНИН «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...»

А.А. Блок «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»,

Ф.К. Сологуб «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский «Снег в сентябре»

М.М. ПРИШВИН сказка-быль «Кладовая солнца»

Н.М. РУБЦОВ «Звезда полей», «Тихая моя родина»

А.А. Ахматова «Мужество», «Победа»

С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»

К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»

Р.Г. Гамзатов «Журавли »

Д.С. Самойлов «Сороковые»

М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»

В.П. АСТАФЬЕВ рассказ «Конь с розовой гривой»

Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь» БРАТЬЯ ГРИММ Сказка «Снегурочка»

О. ГЕНРИ Рассказ «Вождь краснокожих»

ДЖ. ЛОНДОН рассказ «Любовь к жизни»

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»

И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор. Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор

Условие одно – все прочитанное летом (как, впрочем, и в течение учебного года) заносить в читательский дневник. Оформлять его разрешаю по своему вкусу (можно использовать разноцветные ручки, фломастеры, наклейки, вырезки, аппликацию, рисовать иллюстрации – все, что не противоречит содержанию произведения). Записи в дневник делаем по следующему плану:

  1. Название книги.

  2. Автор (год написания произведения – по возможности)

  3. Издательство, год издания, количество страниц.

  4. Художник-оформитель. Оценка оформления книги (обложка, иллюстрации).

  5. Когда и где происходит действие книги?

  6. Кто главные герои? Кто второстепенные герои?

  7. Как развивается сюжет? Какие основные события с героями происходят? Чем начинается и чем заканчивается произведение? Какой эпизод самый важный (кульминация)?

  8. Какой эпизод больше всего запомнился? Почему?

  9. Кому эта книга может быть интересна? Чему она учит?

Такой план помогает всесторонне рассмотреть книгу: и с точки зрения содержания, и с точки зрения полиграфии; дает понять, сколько труда вложено в нее.

На каждую книгу договариваемся отводить не более 1 страницы, записи делаем кратко, но так, чтобы по ним можно было рассказать о прочитанном или написать отзыв даже спустя продолжительное время, например, при подготовке к экзамену.

Нужно иметь в виду, что список произведений для внеклассного чтения в течение учебного года будет пополняться.

мужика», «Штопальщик», «Жемчужное ожерелье», «Зверь», «Неразменный рубль»;

- Достоевский «Мальчик у Христа на елке»;

По произведениям, прочитанным в рамках внеклассного чтения, можно написать разные виды творческих работ. Например, анализ произведения можно написать по следующему плану:

  1. Автор произведения, название, время написания или появления в печати.

  2. Тема, главная проблема.

  3. Основные герои, их характеры.

  4. Завязка, кульминация, развязка. Какой эпизод, поступок героев больше всего понравился?

  5. Скорость течения времени.

  6. Роль портрета, пейзажа, интерьера.

  7. Особенности языка повествователя и героев.

  8. Авторская позиция.

  9. Мое восприятие рассказа.

Приведенный выше план носит рекомендательный характер, но он заставляет уйти от пересказа и задуматься над тем, как написан рассказ, что автор хотел сказать читателю.

По похожему плану можно написать отзыв (рецензию). Нужно только добавить больше личной оценки произведения: в каждом пункте отвечаем на вопросы: что больше запомнилось? понравилось? произвело впечатление? Почему? Как понял автора? героя?

Кроме анализа произведения и отзыва, можно написать синквейн

Что это такое?
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

СИНКВЕЙН – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Как написать синквейн? Помним, что по правилам, в нем должно быть 5 строк.

1 строка – одно слово – тема стихотворения, обычно существительное.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение или фраза, которая показывает отношение автора к теме. Обычно это цитата или пословица.

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Предлагаю вниманию пример синквейна на тему «Русский язык».

Русский язык

Живой, удивительный

звучит, объясняет, завораживает

Береги родной язык!

Познание

Ещё один распространенный вид творческой работы – эссе.

ЭССЕ – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В эссе, как правило, не выносится окончательного приговора произведению искусства, в отличие от рецензии или отзыва.

Стиль эссе отличается подчеркнутой субъективностью (личной оценкой, личным восприятием пишущего), образностью, афористичностью, разговорной лексикой. Для него характерна индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы. Эссеисты часто используют форму письма, дневника, путевых заметок и т.п.

Четкого алгоритма написания эссе нет, хотя «трехчастная» композиция (вступление, основная часть, заключение) сохраняется. Вступление и заключение не должны быть стандартными, «школьными». Их нестандартность, оригинальность определяется самим видом работы. На каких аспектах произведения можно остановиться в эссе, подскажет план анализа произведения (см. выше).

Каникулы подойдут к концу. На одном из первых уроков литературы речь обязательно пойдет о том, что ученики прочитали летом, какие литературные открытия сделали для себя. Подготовиться к такому уроку поможет читательский дневник. А еще можно провести конкурс на лучший читательский дневник, на лучшего читателя, на самый интересный рассказ о прочитанном, а также конкурс иллюстраций и творческих работ.

Пусть каждое лето станет для учеников порой открытий, в том числе и литературных!

ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ





Вопросы можно задать в онлайн конференции (время фактического проведения урока).

Выполненное практическое задание необходимо предоставить в любом доступном формате (скан, фотография, документ MS Word; указывается вариант, которым владеет учитель и учащиеся (группы учащихся)):

- прикрепить в ВШ;

- прислать личным сообщением в Сферум

- письмом на адрес электронной почты для обратной связи (tanya_1987@list.ru).

При отправке ответа в поле "Тема письма" и названии файла укажите свои данные: класс, учебный предмет, фамилию, имя и отчество.