Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 637

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использованная литература

  1. Введение в физическую культуру. — М., 1983.

  2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. — М, 1990.

  3. Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1953.

  4. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.

  1. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. — М„ 1995.

  1. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 1. — М., 1968.

  2. Утопический роман XVIXVII веков. — М., 1971.

  3. Коменсшй Я.А. // Антология гуманной педагогики. — М., 1971.

  4. Дезами Т. Кодекс общности. — М., 1956.



  1. Кабе Э. Путешествие в Икарию. — М.; Л., 1948.

  2. Фурье Ш. Сочинения. — М., 1954.

  3. Оуэн Р. Сочинения. — М.; Л., 1950.

  4. Мюллер И. Моя система для детей. — М., 1991.

  5. Ломоносов М. В. Сочинения: В 6 т. — М., 1952. — Т. 6.



  1. Бецкой И. И. Привилегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. — СПб., 1767.

  2. Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. - СПб., 1786. - Ч. V.

  3. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. - Т. 1 - М., 1951; Т. 2 - М, 1952.

  4. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. — М, 1947.

  5. Аршавский И.А. Ваш ребенок может не болеть. — М., 1990.

  6. Бадалян Л. О. Нервная система // Дошкольное воспитание. — 1975. — № 5.

  7. «Истоки»: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М, 1997.

  8. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошколь­ного возраста. — М, 1985.

  9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., 1991.

  10. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. — М., 1951. — Т. 3. — Кн. 1, 2.

  11. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функцио­нальной системы. — М., 1978.

  12. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991.

  13. Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. — М, 1990.

  14. Красногорский И. И. Труды по изучению высшей нервной деятельности. — М, 1964.

  15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М., 1970.

  16. Мотылянская Р. Е. Пути исследования проблемы развития выносливости у юных спортсменов. Выносливость у юных спортсменов / Под ред. Р. Е. Мотылян-ской. - М., 1969.

', 31. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возра­ста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. — М, 1977.

  1. Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморе­гуляции. — М., 1979.

  2. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. — М., 1980.

  3. Юрко Г. П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольно­го возраста. — М., 1977.

360

  1. Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. — М., 1982.

  2. Фарфель В. С. Методика определения тонуса симметрии мышц туловища. — М., 1960.

  3. Ханна Т. Искусство не стареть: Как вернуть гибкость и здоровье. — СПб., 1997.

  4. Доман Г., ДоманД., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. — М., 1998.

  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребен­ка. - М., 1973.

  6. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.

\ 41. Голубева Л. П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. — М., 1996.

42. Дубровский В. И. Все виды массажа. — М., 1992.

  1. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практическое руководство по массажу в домашних условиях. — М., 1998.

  2. Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психоло­гии. - 1976. - № 1.

  3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1927.

  4. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1951. — Т. 1.

  5. Быкова А. И. Основные средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста в свете принципа всесторонности: Дис... канд. пед. наук — М., 1949.

  6. Физическая культура в школе: Методика урока в IIII классах. — М., 1971.

  7. Иваницкий М. Ф. Движения человеческого тела // Анатомические очерки. — М., 1938.

  8. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1999.

  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

  10. Тюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. — 1989. — № 9.

  11. Крупская И. К. О дошкольном воспитании. — М., 1967.

Рекомендуемая литература

Адашкявичене Э.И Баскетбол для дошкольников. — М., 1983.

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. — М., 1948.

Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.

Вавилова Е.Н Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. — М., 1983.

Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М., 1983.

Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. — М., 1977.

Грядкина Т.С. Тренажеры для дошкольников. — СПб., 1992.

Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман, Т. И.Осокина. — М., 1995.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. — М., 1989.

«Истоки» — базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1977.

История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. — М., 1985.

Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада. — Минск, 1980.

Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1978.

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. — М., 1973.

361


Кистяковская М. Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1978.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М, 1970.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. — М., 1978.

Лескова Г. П., Буцинская И. И., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М., 1981.

Литвинова М. Ф. Народные игры. — М., 1986.

Лысова В.Я., Яковлева Т. С, Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлече­ния для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. — М., 1999.

Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М., 2005.

Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. — СПб., 1993.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М., 1978.

Осокина Т. И. Как научить детей плавать. — М., 1985.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М., 1984.

Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А. В.Кенеман, Т. И.Осоки-ной. - М., 1984.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В. В. Гербовой. — М., 2005.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5—7 лет. — М., 2000.

Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и ме-* тодика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Сост. А.В.Кене­ман. - М., 1985.

Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / Под ред. М.Д.Ковригиной. — М., 1974.

Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева. — Л., 1983.

Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. — М., 1991.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1979.

Фельденкрайз М. Осознавание через движение. — М., 2000.

Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Ке-неман, Т.И.Осокиной. — М., 1980.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. М. Ю. Кистя-ковской. — М., 1978.

Фонарев М.И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских забо­леваниях. — Л., 1977.

Фролов В.Г., Юрко Т.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошколь­ного возраста. — М., 1983.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1978.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Часть первая. Общие вопросы теории физического воспитания ребенка ... 5

Глава 1. Теория и методика физического воспитания ребенка 5

  1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия 5

  1. Связь теории и методики физического воспитания

с другими науками 8

  1. О единстве организма и окружающей среды 11

  1. Методы исследования в теории физического воспитания 14

Глава 2. Развитие теории физического воспитания ребенка 17

  1. Зарубежные системы физического воспитания ребенка 17

  1. Развитие теории физического воспитания

ребенка в царской России 30

1.2.3. Система физического воспитания ребенка

в советский период 36

Глава 3. Задачи и средства физического воспитания 39

  1. Цель и задачи физического воспитания 39

  2. Средства физического воспитания 42

  1. Физические упражнения — основное средство физического воспитания 43

Часть вторая. Методика физического воспитания и развития ребенка .... 52

Глава 1. Возрастные особенности развития ребенка

от рождения до 7 лет 52

  1. Особенности развития ребенка раннего возраста 52

  2. Особенности развития ребенка-дошкольника 59

  3. Характеристика программ по физическому воспитанию 62

Глава 2. Основы обучения и развития ребенка в процессе

физического воспитания 64

  1. Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания 64

  2. Принципы физического воспитания 66

  3. Методы и приемы обучения ребенка 72

  4. Формирование двигательных навыков

и воспитание психофизических качеств 87

  1. Закономерности формирования двигательных навыков у ребенка в процессе обучения 96

  2. Этапы обучения двигательным навыкам 98

2.2.7. Методика воспитания психофизических качеств .... 102
Глава 3. Физическое воспитание ребенка раннего возраста 128

2.3.1. Физическое воспитание ребенка первого

года жизни 128

363


2.3.2. Физическое воспитание ребенка второго

и третьего года жизни 138

Глава 4. Гимнастика для детей дошкольного возраста 142

  1. Гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка 142

  1. Виды гимнастики и их характеристика 143

  1. Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста 145

Глава 5. Подвижные игры как средство гармоничного развития

ребенка. Спортивные игры 188

  1. Подвижная игра, ее определение и специфика 188

  2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания 192

  3. Теория подвижных игр 194

  4. Классификация игр 201

  5. Методика проведения подвижных игр 201

  6. Русские народные подвижные игры 210

  7. Развитие творчества в подвижных играх 219

  8. Воспитание выразительности движений

в подвижных играх 227

2.5.9. Спортивные игры для дошкольников 231

Глава 6. Спортивные упражнения для дошкольников 247

  1. Характеристика спортивных упражнений 247'*

  2. Обучение ходьбе на лыжах 248

  3. Обучение катанию на коньках 249

  4. Катание на роликовых коньках 253

  5. Катание на санках 254

  6. Катание на качалках, качелях, каруселях 254

  7. Катание на велосипеде 255

  8. Обучение плаванию 257

Глава 7. Формы организации физического воспитания

в дошкольных образовательных учреждениях 262

  1. Физкультурные занятия дошкольников 262

  2. Утренняя гимнастика в детском саду 280

  3. Физкультминутка 285

  4. Закаливающие мероприятия в сочетании

с физическими упражнениями 286

2.7.5. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке 290

  1. Организация экскурсий и туристских прогулок 291

  2. Индивидуальная работа с ребенком 295

  1. Организация самостоятельной двигательной деятельности ребенка 296

2.7.9. Активный отдых дошкольников 297

Глава 8. Планирование и организация работы по физическому

воспитанию в дошкольных учреждениях 302

2.8.1. Планирование работы по физическому

воспитанию дошкольников 302

364

  1. Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях 311

  2. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников 315

  1. Врачебный контроль 316

  1. Медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания дошкольников 320

  2. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и одеждой детей 324

  1. Санитарно-просветительская работа 325

  2. Физическое воспитание ребенка в семье 326

  1. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями 328

Часть третья. Работа методиста в дошкольном учреждении 335

Глава 1. Должностные обязанности методиста по физической

культуре ребенка 335

  1. Основные качества специалиста по физической культуре 335

  2. Оформление методического кабинета 336

  3. Формы работы методиста по физической культуре ребенка с педагогическими кадрами 337

Глава 2. Преподавание курса «Методика физического воспитания

и развития ребенка» в педагогическом колледже 339

  1. Основные задачи профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию 339

  2. Методика проведения учебной работы 342

Приложения 346

Использованная литература 360

Рекомендуемая литература 361





Учебное издание

Степаненкова Эмма Яковлевна

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка

Учебное пособие

Редактор Л.М.Иванова

Технический редактор Е. Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: И. В. Земскова

Корректоры Л. Л. Липова, Л. В. Орловская

Изд. № A-123-II. Подписано в печать 30.09.2005. Формат 60 х90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 23,0. Тираж 3000 экз. Заказ №15571

Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095)330-1092,

334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.