Файл: Урок биологии Особенности класса земноводных 7 класс Учитель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок биологии
Особенности класса земноводных
7 класс
Учитель
Матусевич Т.В.
МОУ Таганская СОШ им. П.Г. Яценко
Задачи урока:
Образовательные:
-
сформировать знания о классе Земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой; -
изучить опорно двигательную систему земноводных; -
познакомить учащихся с многообразием и особенностями земноводных, их значением в природе;
Развивающие:
• (информационные):продолжитьформировать умения выделять
главное, сравнивать; работать с текстом и рисунками учебника,
электронной лекцией (поиск скрытой информации, выделение
главного, составление и заполнение таблиц);
• (интеллектуальные) выдвижение гипотез, доказательства и
опровержения;
Воспитательные:
-
развивать познавательный интерес к предмету и расширять кругозор учащихся на основе знакомства с многообразием животного мира; -
развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия); -
рефлексивные качества личности.
Ход урока
Учитель: В темном ящике лежит муляж животного
некоторые вздрагивают при виде этого животного;
другие чувствуют себя не комфортно
третьи безразлично отворачиваются.
Но животное очень полезное. В Париже и Токио есть памятники этим животным. Кто находится в ящике
Подсказка учителя
-
Много этих животных в широтах с теплым и влажным климатом -
Памятники воздвигнуты медиками, которые проводят тысячи экспериментов на этих животных. -
Путь на сушу им проложили рыбы
Работа на мыслительных листах, с последующим обсуждением. Интригующее начало - это интеллектуальное затруднение, после которого
обязательна пауза. Это «минута мысли», когда каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе».
Учитель:
Амфибии - это «пионеры» во всем, что касается жизни в воздушной среде,
на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в
водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
С какими проблемами
столкнулисьпозвоночные при выходе на сушу?
Выскажите свои
предположения.
1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
(Участники группы независимо друг от друга штурмуют одни задачи, затем выдвигаются идеи, и выбирают лучшее решение)
Учитель: Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям
пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для
ранних позвоночных. (Вариант организации работы: каждая из групп
штурмует свою задачу, но при этом все задачи объединены одной –
приспособленность земноводных к среде обитания)
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения. гипотезы и ее проверки
Метод активизации коллективной творческой деятельности - метод эвристического поиска «Мозговой штурм»
(Умение работать в группе вырабатывает цивилизованную манеру общения)
1группа – внешнее строение и влияние окружающей среды
2группа - проблема размножения на суше -3группа физиологические процессы происходящие у земноводных
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком. (Обсуждение проблем, формулировка выводов, вопросы викторины)
1группа
Составьте альбом о земноводных с выделением существенных признаков этого класса и картинками
2 группа
В предложенной таблице найдите соответствие, и зашифруйте ответ (учимся устанавливать причинно-следственные связи) Подберите название столбцов (учимся обобщать)
Черты приспособленности земноводных
? | ? |
А- влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание; | 1 - свободные конечности для передвижения |
Б- наличие плавательной перепонки 2-размножение возможно только
между пальцами как в воде.
приспособленность к передвижению в
воде;
В- барабанная перепонка отделяет от 3- веки: защита глаз от засорения, внешней среды полость среднего уха; увлажнение поверхности глаза;
3 группа
Составить вопросы викторины Примерные вопросы
-
Жабы, как и лягушки, передвигаются прыжками. Какие из этих животных смогут быстрее преодолеть то или иное расстояние? Почему? -
Чем интересны глаза лягушки? Над одним из аэропортов Лондона в 1954 году произошла катастрофа, столкнулись сразу 4 самолета. Какое отношение к этому имеет лягушка? -
«Царевна - лягушка сбрасывала кожу» Правда это или вымысел? -
Правда ли, что дети всегда похожи на своих родителей?
В проговаривании нового материала участвуют двое: тот, кто задает вопрос и тот, кто на него отвечает. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приемов развития самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлексивному мышлению.
4.Творческое применение «открытых» знаний
Полученная информация должна стать «интеллектуальной собственностью» ученика, для этого предлагаю творческие задания:
Написать стихотворение о земноводных
Составить рассказ «Жаба в моем огороде»
Творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, создает развивающий психологический климат класса, когда ученики открыто, непринужденно общаются.
5.Лабораторная работа «Строение скелета земноводных»,
Самостоятельно изучить опорно-двигательную систему земноводных. Используя предложенные муляжи. Заполнить таблицу
Название отдела | Строение |
Черепной отдел | |
Туловищный отдел | |
Пояса конечностей | |
Учитель:
Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки:
если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если
посадить ее в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится,
даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту
особенность? (Ученые предупреждают человека об опасности
постепенного умирания в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого)
Учитель:
Так и с окружающим человека живым миром. Но гибнут амфибии не только
от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют и дети,
и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что
произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.
Учащиеся предлагают варианты ответов (каждая группа называет один ответ)
1. Амфибии — пресс, который постоянно давит на многочисленную армию
вредителей. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми,
личинками, слизнями, червями и т. д.). Они не позволяют насекомым
размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям,
становится минимальным.
-
Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб). -
Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.
4. Служат объектом для науки. 5. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах — для красоты.
Учитель: проводим лабораторную работу строение скелета земноводных. На столе муляж скелет земноводных. Учащиеся получают инструктивные карточки, с планом выполнения работ. Работа выполняется в группах. Сделать по итогам работы вывод.
Домашнее задание по выбору:
-
Рассмотрите внимательно рисунки учебника, за рамками нашего урока осталось много интересного, чтобы устранить эту несправедливость, придумайте сами интересные вопросы и найдите к ним ответы (за 10 интересных вопросов можно получить дополнительную пятерку) -
Выясните, что означает термин – бионика, и какое отношение к этому термину имеют лягушки? -
Сделайте информационную подборку: «Знаете ли вы….», Это интересно»
Рефлексия
Закончите письменно (если позволяет время - устно) предложения:
-
А вы знаете, что сегодня на уроке я -
Самым сложным для меня сегодня было -
Сегодня я задумался -
На будущее мне нужно иметь в виду
5. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)