Файл: Практическое задание 3, Модуль Психологопедагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи слушатель Дашинимаева Цыцыгма Жаргаловна Преподаватель Шацкова Виктория Николаевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ"
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (620 ч) new
Дисциплина: Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи
Выполнил:
слушатель Дашинимаева Цыцыгма Жаргаловна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г. Санкт-Петербург – 2023
Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.
Развитие восприятия
«Угадай, кто зовёт» (5-7 лет)
Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт.
Игра "Развиваем наблюдательность"(1-4 классы)
Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т.п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.
«Наложенные изображения» (1-4 классы)
Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
Формирование воображения
«Что произойдёт, если…» (5-7 лет)
Предложить ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы.
Например: Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
Упражнение «Нарисуй настроение» (5-6 лет)
Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
Упражнение «НЛО» (5-8 классы)
Ребятам предлагается нарисовать инопланетянина, предварительно продумав, каким он будет. На рисование отводится около 15-20 минут. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах. Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.
Развитие памяти
«Запомни рассказ» (5-7 лет)
Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту.
«Добавь слово» (5 – 7 лет)
Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти.
Упражнение «Угадай» (5-8 классы)
Взрослый (психолог, воспитатель, учитель) рисует начало рисунка, потом дети по очереди подрисовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, другие закрывают глаза, и открывают их по команде взрослого. Дети должны угадать: какая новая деталь появилась.
Развитие мышления
«Что лишнее?» (4 – 7 лет)
Оборудование: картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее.
Предложить ребёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?
Например: яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш.
Игра «Составление предложений» (5-8 классы)
Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова).
Игра «Поиск общих свойств» (5-8 классы)
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д. За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Развитие речи
Работа с текстами (2-4 классы)
-
Деление сплошного текста на отдельные предложения. -
Составление связного текста из деформированных предложений: составить и записать связный текст из деформированных предложений. Подобрать к нему название -
Составление текста по опорным словам (словосочетаниям) и т.д.
Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет)
Оборудование: мяч.
Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову.
Например:
- Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик.
- Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик.
- Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
- Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет)
Оборудование: мяч.
Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу.
- Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной.
- Платье из шёлка. Оно …
- Футболка из трикотажа. Она …
- Куртка из кожи. Она …
- Шуба из меха. Она …
- Сапоги из резины. Они …
- Брюки для мужчин. Они …
- Майка для детей. Она …
- Сарафан
Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).
План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности для детей 5-6 лет с диагнозом ТНР и ОНР.
Тема: «Мы сегодня не грустим»
Цель: Развить у детей чувство дружбы, коллективизма, позитивного эмоционального фона.
Задачи:
-
Развивать положительное отношение к себе и принятие других людей. -
Формировать доверие к окружающим. -
Способствовать созданию положительного эмоционального климата в группе. -
Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, тревоги и страха.
Оборудование: Аудиозаписи песен о дружбе, 2 игрушки, воздушные шарики по числу детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Упражнение «Передай улыбку по кругу».
Если мы улыбаемся, то кто угадает, о чём мы сегодня побеседуем?
«Потянулись, потянулись и друг другу улыбнулись. Здесь мы вместе: ты и я, потому, что мы друзья».
Сегодня мы будем говорить о дружбе, как дружить, как уберечь друга.
2. Основная часть: (Игры проходят под тихое звучание песен)
Беседа: – Что такое дружба?
- Какими бывают друзья?
- Что значит “дружба”?
- Как поступают друзья?
- Легко ли прожить без дружбы?
Игра «Передай быстрее»
Цель: Развить чувство коллективизма.
(Дети становятся в круг, от ведущего по кругу в разные стороны передаются 2 игрушки, если обе игрушки окажутся у одного человека, он выбывает.)
-Почему наша игра получилась?
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: Научить различать эмоции.
(Дети по команде показывают весёлых и злых зверей.)
-А как можно злого зверя сделать добрым, весёлым?
Релаксационное упражнение «Что нам делать с этим чувством?»
Цель: способствовать снятию чувства тревоги и страха.
(Предложить детям подумать, что их тревожит, чего они боятся. Потом этим страхом надуть воздушный шарик и лопнуть его. Страх и тревога лопнули.)
3. Заключение.
Дети, вам понравилось наше занятие?
Какое настроение осталось после занятия?
Вы готовы дружить?