Файл: Протокол 1 от 24. 08. 2021г. Утверждено Директор мбоу г. Иркутска сош 31 Корочкина А. М.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 31
Согласовано на методическом совете МБОУ г. Иркутска СОШ № 31 Протокол №1 от 24.08.2021г. | | Утверждено: Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 31 ___________ Корочкина А.М. Приказ № 01-205от 27.08.2021г. |
6 64078, г.Иркутск, м/р-н Зелёный; тел./факс: 37-16-24
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство» в 5-8 классах
(базовый уровень)
Всего: 136 часов
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре рабочих программ, программ основного общего образования «Изобразительное искусство» для 5-8 классов (авторский коллектив под руководством Б.М. Неменского, изд-во «Просвещение», 2020 г. и авторов: Т. А. Мухина, Н. А. Горяева) М., Просвещение, 2020 г.
Программа рассмотрена на заседании МО учителей эстетического цикла
Протокол № 1 от ________________
ПМО Л.А. Кущ ___________________
(ФИО) (подпись)
Срок - реализации – 4 года
-
Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов (ФГОС) составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 12;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644, ФГОС ООО от 08.04. 2015 г № 1/15);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 31;
Согласно федеральному учебному плану в 5-8 классах на изучение изобразительного искусства отводится:
5 кл. – 34 часа в течение всего учебного года / 1 час в неделю;
6 кл. – 34 часа в течение всего учебного года / 1 час в неделю;
7 кл. – 34 часа в течение всего учебного года / 1 час в неделю;
8 кл. – 34 часа в течение всего учебного года / 1 час в неделю;
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
-
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; -
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; -
создавать эскизы декоративного убранства русской избы; -
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; -
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; -
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; -
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; -
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); -
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; -
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; -
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; -
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; -
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; -
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; -
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; -
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; -
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; -
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; -
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; -
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; -
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; -
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; -
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); -
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; -
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; -
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; -
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; -
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; -
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; -
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; -
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; -
применять перспективу в практической творческой работе; -
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; -
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; -
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; -
навыкам создания пейзажных зарисовок; -
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; -
пользоваться правилами работы на пленэре; -
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; -
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; -
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); -
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; -
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; -
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; -
различать и характеризовать виды портрета; -
понимать и характеризовать основы изображения головы человека; -
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; -
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; -
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; -
использовать графические материалы в работе над портретом; -
использовать образные возможности освещения в портрете; -
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; -
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; -
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; -
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; -
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; -
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; -
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; -
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; -
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; -
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; -
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; -
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; -
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; -
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; -
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; -
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; -
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; -
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; -
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; -
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; -
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; -
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; -
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; -
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; -
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; -
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; -
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; -
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; -
культуре зрительского восприятия; -
характеризовать временные и пространственные искусства; -
понимать разницу между реальностью и художественным образом; -
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; -
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; -
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); -
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; -
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; -
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; -
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; -
понимать сочетание различных объемов в здании; -
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; -
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; -
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; -
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; -
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; -
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; -
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; -
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; -
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); -
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; -
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; -
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; -
характеризовать основные школы садово-паркового искусства; -
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; -
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; -
понимать основы краткой истории костюма; -
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; -
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; -
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; -
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; -
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; -
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; -
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; -
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; -
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; -
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; -
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; -
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; -
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; -
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; -
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; -
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; -
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; -
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; -
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; -
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; -
характеризовать признаки и особенности московского барокко; -
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
-
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); -
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; -
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; -
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; -
понимать специфику изображения в полиграфии; -
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); -
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); -
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; -
создавать художественную композицию макета книги, журнала; -
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; -
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; -
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; -
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; -
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; -
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; -
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; -
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; -
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; -
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; -
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; -
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; -
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; -
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; -
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; -
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; -
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; -
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; -
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); -
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; -
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; -
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; -
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; -
понимать основы сценографии как вида художественного творчества; -
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; -
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); -
различать особенности художественной фотографии; -
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); -
понимать изобразительную природу экранных искусств; -
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; -
различать понятия: игровой и документальный фильм; -
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; -
понимать основы искусства телевидения; -
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; -
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; -
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; -
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; -
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; -
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; -
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; -
понимать и объяснять синтетическую природу фильма; -
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; -
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; -
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; -
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; -
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; -
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; -
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
-
Основное содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
-
ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; -
изобразительная деятельность (основы художественного изображения); -
декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства); -
художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); -
художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).