Файл: Наблюдение за сюжетноролевой игрой детей старшего дошкольного возраста Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.
Задание
1. Внимательно понаблюдайте за игровой деятельностью детей в детском саду или на детской площадке.
2. Последовательно ответьте на представленные ниже вопросы (в зависимости от вида игры, пропускайте вопросы, на которые не сможете ответить). Ответы оформите в виде отчета.
3. Сделайте собственный вывод о значении игры в свободной форме.
Вопросы для анализа игры (указаны в таблице)
Опишите вид игры, укажите (если есть) ее название, возраст детей, принимавших в ней участие.
Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры дошкольника.
Сюжет игры: «Магазин « Бриз».
Дата наблюдения: 12.04.2023г.
Длительность игры: 30 минут.
Ход игры:
Аня подошла к Саше.
Аня: в наш магазин привезли вкусные и сочные яблоки. Ты придешь ко мне купить?
Саша: Я не хочу покупать яблоки, я хочу быть продавцом!
Аня: Да, а я тогда кем буду? Я тоже не хочу быть покупателем.
Саша: Аня, а давай ты будешь начальником магазина, нужно фрукты заказывать Всегда.
Аня: Хорошо, я согласна.
Увидела игру девочек Даша.
Даша: Аня, я тоже хочу играть с вами, можно?
Аня: У нас нет покупателя, будешь у нас фрукты покупать?
Даша: да, я только домой за монетами.
Даша уходит домой, берет сумку С монетами.
Даша: Я пришла к тебе в магазин купить фрукты .
Аня с Сашей в это время расставляют мягкие столы, на них выкладывают овощи и фрукты, рядом ставят счёта И цены на овощи и фрукты.
К ребятам подходит Миша: Можно с вами играть?
Аня: Миша, нам нужно принести товар, ты будешь рабочий?
Миша: Да, я пойду и принесу всё.
Миша взял корзину и стал нагружать её овощами и фруктами.
Чтобы помочь девочкам в развитии сюжета, к ним присоединилась воспитатель
Ольга Сергеевна: Можно я буду кассиром, я очень хочу с вами играть? Ребята с удовольствием соглашаются.
Ольга Сергеевна: Ребята, нужно упаковывать пакеты со свежими овощами
, нам принесли новый завоз овощей И фруктов.
Миша: Я овощи принёс, надо разгружать.
Миша: Куда разгружать товар? Я всё принёс. Ольга Сергеевна: На склад, он будет здесь, показывает коробки разных размеров.
Миша сортируют овощи и фрукты по коробкам. Аня берет фрукты и угощает ими всех ребят. Ребята изображают, что едят фрукты с удовольствием.
Подходит к Ане Вероника и просится принять ее в игру.
Вероника: Аня, давай помогу, я тоже хочу.
Аня: Я сама справлюсь, мне твоя помощь не нужна. И вообще ты с нами не играешь!
Воспитатель предлагает Ане принять Веронику, объясняя, что нужны в магазин фасовщики, а то продавцу очень тяжело работать одной и продавать товар и упаковывать овощи. Аня настойчиво отказывает Веронике, объясняет ей, что справиться без ее помощи. Вероника сильно обижается, подходит к Саше и говорит: Саша, можно я буду твоей подругой, и мы вместе пойдем в магазин? Саша радостно соглашается, одевает Веронике платок на голову и берёт с собой работать.
Саша: Теперь ты будешь с нами!
Аня улыбается и смотрит на Веронику.
Миша: Я огурцы привез, куда разгружать нужно?
Тут подходят все дети, которые принимают участия в игре и начинают выкладывать огурцы к другим овощам.
Аня: А давайте завтра продолжим игру?
Саша: Хорошая идея.
Воспитатель: Какие все молодцы. Я горжусь вами. Завтра обязательно будем играть.
Анализ сюжетно - ролевой игры
Участники: Аня(5л), Саша(5л), Миша(4,10л.), Вероника(4.12л), Даша (5,2), воспитатель Ольга Сергеевна.
1. По чьей инициативе возникла игра? | Организаторы игры Саша и Аня . |
2. Планировали ли дети заранее ее ход? | Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях, чтение стихов. Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, ролей, выполнения правил); |
3. Сколько детей участвовало в игре? | 6 |
4. Какие роли были и как они распределялись? | Предложение ребенка Ани, стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии, реализуются в более длительном общении с другими детьми. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливаются в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений. Усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (Начальник магазина,продавец, рабочий), в согласовании ролевых действий |
5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? | Дети осуществляли игровые действия с предметами – заместителями, природными материалами, игрушками. Широко использовали в игре подсобные материалы. По ходу игры они подбирали или заменяли необходимые материалы |
6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? | В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. |
7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? | Игровые действия часто заменялись словом. |
8. Сколько времени продолжалась игра? | 30 мин |
9. Связана ли данная игра с другими играми детей? | Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией. |
10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? | Игра не закончилась, дети предложили доиграть на следующий день и обсуждали варианты |
11. Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? | В игре дети проявляли повышенный интерес, инициативу и самостоятельность; играли увлеченно, каждый раз внося что-то новое. |
12. Соответствует ли игра возрасту детей? | Игра соответствует возрасту детей 5-7 лет |
13. Каков уровень развития игровой деятельности детей? | Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. |
14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? | Во время игры дети намечают общий план, в продолжительности включают в ее новые идеи и образы, то есть плановость согласованность игры сочетается с импровизацией. |
15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? | Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры, по ним определяются дети - лидеры, организаторы игры Аня и Саша. |
16. Кто решал вопрос о приеме в игру? | Аня и Саша. |
17. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? | |
18. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись? | Так же одна девочка просилась в игру, а ей отказывали. Воспитатель предложила Ане принять Веронику, но Аня отказалась. В итоге Саша принял в игру и всё было хорошо. |
19. Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре? | Для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры. |
20. Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре? | Воспитатель расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры; интересовался: «Во что играете?»; предлагал новые игровые действия; предлагал новые роли; вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; предлагал новые игровые ситуации; вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); |
21. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности. | Разыгрывая роли, дети широко используют не только знания о профессиях, но и развивает у детей фантазию используя, предметы-заместители; кубики-картофель, лото – огурцы, фантики – деньги, кольцеброс – руль, стул – машина. Действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом(кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображении |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках данного общества.
Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки, которые могут пригодится ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.
В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка - огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.
Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Игра -- прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра -- особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.
Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.
Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".
Игра -- реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.
Малышева Т.В