Файл: Практических заданий по дисциплине государственное регулирование экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 15 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений1.

Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации.

Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право контролировать использование средств фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия для своих членов и их семей. Размеры средств определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования по представлению соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Законодательство субъектов Российской Федерации может предусматривать иные формы социального партнерства, дополняющие закрепленные в статье 27 ТК РФ.

Стороны социального партнерства на уровне организации могут закреплять используемые ими формы социального партнерства в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективных договорах.

Статья 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта норма прежде всего распространяется на государственных гражданских служащих
, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации.

Деятельность перечисленных категорий работников обеспечивает защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечивает обороноспособность страны и безопасность государства.

Именно в силу этого необходимо законодательное закрепление некоторых ограничений, применяемых к данным категориям работников при реализации ими прав на участие в различных формах социального партнерства1.

Установление в статье 28 ТК РФ и некоторых других статьях кодекса (например, статье 413 ТК) ограничений для отдельных категорий работников на участие в системе социального партнерства опирается на положения статьи 55 Конституции и соответствует международной практике.

Так, Конвенция МОТ №151 «О трудовых отношениях на государственной службе» содержит указание на то, что национальные законы или правила должны определять, в какой мере гарантии, предоставляемые работникам, будут применяться к вооруженным силам и полиции.

Государственные служащие пользуются гражданскими и политическими правами для нормального осуществления свободы объединения при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых функций. Они вправе создавать профессиональные объединения, пользоваться защитой от любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединений в области занятости, вести коллективные переговоры с органами государственной власти, заключать коллективные договоры, вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию работы государственного органа и пр.

В Российской Федерации нет специального законодательства, определяющего особенности участия государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации, в системах социального партнерства.



К сожалению, Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»  также не решил данной проблемы. Он не содержит норм, определяющих порядок участия государственных служащих в социально-партнерских отношениях. Более того, упоминание о возможности заключения коллективных договоров в системе органов государственной гражданской службы есть лишь в одной статье Закона, а именно в статье 45, предусматривающей, что гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней.

Для того чтобы избежать неоправданного ущемления прав данной категории работников, необходимы разработка и принятие специальных законов, определяющих для них особенности реализации норм Трудового кодекса, регламентирующих вопросы социального партнерства.
Перечислите цели социальной политики

-достижение улучшения материального положения и условий жизни людей

-обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

-переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи

-гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём

-нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста

-улучшение социальной инфраструктуры
Охарактеризуйте понятие валютная политика

Валютная политика- совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых государственными организациями, центральными банковскими и финансовыми учреждениями, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютных отношений.

Первичные цели это стабильные цены, полная занятость, соразмерный и стабильный экономический рост, внешнеэкономическая стабильность

Тактические цели это форма кривой предложения денег


Промежуточные цели это темпы роста денежной массы, ставка процента, номинальный объем производства, уровень цен

4. Практические задания

Задание №1.

Ежемесячный уровень инфляции равен 15%. Определите годовой уровень инфляции.

Определим индекс инфляции за год:

In=(1+rn)

n=(1+0,15)^12=5,35

r=(5,35-1)*100=435

Задание № 2.

Рассчитать темп инфляции на основе следующей исходной информации:

1. Индекс цен в базовом году составил 200%

2. Индекс цен в отчетном году составил 300%

((300-200)/200)*100=50 %

Задание № 3.

Дефлятор валового национального продукта вырос за год с 1,13 до 1,18. Определите уровень инфляции за год.

Уровень инфляции = (Дефлятор кон.года – Дефлятор нач.года) / Дефлятор нач.года* 100%. 

Уровень инфляции = (1,18 -1,13) / 1,13 * 100% = 4,4%

Ответ: 4,4%

Дайте понятие инвестиционной политике

Инвестиционная политика государства комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъёма экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Задачи инвестиционной политики:

-выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства

-обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

-поддержка и развитие среднего и малого бизнеса

-поддержка и развитие экспортных производств

-обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России

-реализация программы жилищного строительства в стране
5. Практические задания

Задание № 3.

Капитальные вложения на единицу продукции составляют 80 руб., а себестоимость единицы продукции – 160 руб. Предприятие установило оптовую цену величиной 200 руб. Годовой объем производства продукции 100 000 ед. Уровень рентабельности предприятия равен 0,2. Определить общую экономическую эффективность капитальных вложений для строительства нового цеха.

Данную задачу можно решить двумя методами.

В основе первого метода лежит расчет коэффициента рентабельности как отношения прибыли от реализации к капитальным вложениям:

(1)

где Rр – коэффициент рентабельности;

К – капитальные вложения на строительство;

Пр – прибыль от реализации.


С учетом того, что годовой объем производства продукции равен 100 000 ед., капитальные вложения в данной задаче будут равны:

К = 80*100 000 = 8 000 тыс. руб.

Чтобы определить прибыль от реализации, нужно из выручки от реализации отнять себестоимость годового объема продукции. Выручка от реализации будет рассчитана как произведение этого объема на оптовую цену предприятия: Вырр = 200*100 000 = 20 000 тыс. руб.

Себестоимость годового объема продукции в этой задаче составит: s = 160*100 000 = 16 000 тыс. руб.

Таким образом, прибыль от реализации будет равна

Пр = 20 000 – 160*100 = 4 000 тыс. руб.

Воспользуемся формулой (1) для расчета коэффициента рентабельности 40000/8000=0,5

Так как полученное значение (Rр = 0,5) больше нормативного (Rн = 0,2), – проект признаем эффективным.

Второй метод построен на оценке соотношения прибыли от реализации единицы продукции и объема капитальных вложений в единицу продукции: 200-160/80=0,5

Расчетный коэффициент эффективности также получился больше нормативного, следовательно, – проект эффективен.

Ответ: эффективность капитальных вложений для строительства нового цеха может быть достигнута при расчетном коэффициенте, равном 0,5.

Задание № 4.

Сметная стоимость строительства нового промышленного предприятия составляет 45 млн. руб. Капитальные вложения на создание оборотных средств равны 15 млн. руб. Прибыль от реализации готовой продукции равна 120 млн. руб. Известно, что расчетная рентабельность не менее 0,25. Определить экономическую эффективность капитальных вложений на строительство нового промышленного предприятия.

Эффективность данного проекта целесообразно оценивать на основании сравнения расчетного срока окупаемости с нормативным. Если расчетный срок окупаемости не превышает нормативный, то проект признают эффективным.

Расчетный срок окупаемости определяют как отношение потребности в капитальных вложениях к прибыли от реализации готовой продукции:

(2)

где Тр – расчетный срок окупаемости;

К – капитальные вложения на строительство;

Пр – прибыль от реализации.

Подставив известные составляющие, получаем:45+15/120=0,5 года. Теперь определим расчетный коэффициент эффективности:

(3)

Рассчитанное значение (Rр=2) больше нормативного (Rн=0,25), следовательно проект признаем эффективным.

Ответ: расчетный срок окупаемости не превышает нормативный, поэтому проект эффективен.