Файл: Методические указания по написанию эссе Учебный модуль философия Направление подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Философия Нового времени

  1. «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?

  2. «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон?

  3. «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?

  4. «Куча фактов – еще не наука». Как понимать Ф.Бэкона?

  5. Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?

  6. Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».

  7. Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.

  8. Подходит ли современному человеку нравственная концепция

Иммануила Канта?

  1. Идеи Г.Гегеля и современность: существует ли Мировой Разум?

  2. Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».


2.3 Современная западноевропейская философия

    1. Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?

    2. Марксизм и современность

    3. А.Шопенгауэр о жизни как «маятнике» между страданием и скукой.

    4. Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма

    5. Проблема абсурда мироздания в концепции А.Шопенгауэра

    6. Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма

    7. Концепция «Сверхчеловека» и современность

    8. Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра

    9. Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю.

    10. Проблема абсурда в творчестве А.Камю

    11. Сущность человека в философии психоанализа

    12. Идея научной философии в позитивизме


2.4 Русская философия

  1. Существует ли самобытная русская философия?

  2. Кто прав в споре славянофилов и западников

  3. Тема «Богочеловечества» в философии В.С.Соловьева

  4. «Философия человека» Ф.Достоевского

  5. Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого

  6. Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина

  7. Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева

  8. Идея «космичности человека» в русской философии


3. Онтология

  1. Разрешима ли проблема сущности бытия?

  2. Доказывает ли современная физика материализм?

  3. Какая онтология совместима с современной наукой?

  4. Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?

  5. Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.

  6. Понятие «время» в философии и в современной науке.

  7. Происхождение Вселенной как философская и научная проблема

  8. Происхождение жизни как философская и научная проблема

  9. Развивается ли мир?

  10. Все ли имеет свою причину?

  11. Существует ли случайность?

  12. Существует ли «небытие»?

  13. «Сущность является, явление существенно» (Гегель)

  14. «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)

  15. Специфика синергетической картины мира



4. Проблема сознания

  1. Идеальное и материальное.

  2. Роль бессознательного в жизни человека

  3. Интеллект, воля и чувства.

  4. Как я понимаю «самосознание»

  5. Интеллект человека и животных

  6. Сознание и знание

  7. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?

  8. Может ли машина мыслить?

  9. Что я думаю о возникновении сознания

  10. Материальна ли мысль?


5. Гносеология и эпистемология

  1. Что можно возразить агностикам?

  2. Истина и ложь в науке и в жизни человека

  3. Зачем человеку знания?

  4. Есть ль польза от ошибок и заблуждений?

  5. Что важнее: чувства или разум?

  6. Существуют ли вечные истины?

  7. Знание и вера

  8. Роль интуиции в познании

  9. Наука и вненаучные формы познания

  10. Наука и искусство

  11. Наука и религия в прошлом и настоящем

  12. Роль науки в нашей жизни

  13. Этика ученого

  14. Идеалы науки


6. Философская антропология

  1. Проблема смысла жизни

  2. Проблема сущности человека

  3. Идеалы и ценности современного человека

  4. Смысл любви

  5. Свобода и ответственность

  6. Что есть счастье?

  7. Человек и культура

  8. Творческое начало в человеке

  9. Космичность человека

  10. Судьба и свобода

  11. Образование и смысл жизни


7. Социальная философия и философия истории

  1. Идеалы развития современного общества

  2. Идеалы современной молодежи

  3. «Плюсы и минусы» технического прогресса.

  4. Прогресс и регресс в общественном развитии

  5. Существует ли нравственный прогресс?

  6. Роль искусства в развитии общества

  7. Роль искусства в развитии человека

  8. Место религии в социальных процессах

  9. Почему возникло искусство?

  10. Существует ли смысл в истории человечества?

  11. Как я понимаю термин «историческое сознание»

  12. Как я понимаю термины «экологическое сознание» и «экологическое мышление»

  13. Какую роль в истории играет отдельная личность

  14. Роль социальных идеалов в развитии общества

  15. Разрешимы ли глобальные проблемы?


Правила оформления и критерии оценки эссе

Независимо от типа эссе (рецензия или размышление над проблемой) оно оформляется и оценивается по единым требованиям.

Объемэссе – от 3-х до 10 страниц печатного текста. Листы должны быть пронумерованы и скреплены вместе.



Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта– 14 кегль.

Параметры страницы: верхнее и нижнее поле – 2 см, левое – 3,5 см, правое – 1,5 см; абзац – 1,25 см. Межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу.

Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом (см.: «Приложение»).
Основными критериями оценки эссе являются:
1. Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия», а именно:

- правильное употребление основных философских понятий и категорий, необходимых для раскрытия данной темы;

- использование философских концепций мыслителей разных эпох, чьи идеи непосредственно относятся к рассматриваемой в эссе проблеме.

2. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию:

- умение сравнивать позиции различных философов, которые писали о данной проблеме;

- умение объяснять существование альтернативных точек зрения по рассматриваемому вопросу, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;

- способность дать личную оценку проблеме.

3. Качество изложения материала:

- ясность, четкость, логичность изложения;

- грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;

- использование различных точек зрения по тематике эссе и наличие их личной оценки студентом.

4. Качество оформления работы:

- соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных в разделе «Правила оформления эссе»;

- соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная.

1. Ивин, А. А. Философия : учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 478 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-9916-4016-9. (ЭБС «Юрайт»)

2. Лавриненко, В. Н. Философия в 2 т. Том 1 история философии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан ; отв. ред. В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 275 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03384-7. (ЭБС «Юрайт»)

3. Спиркин, А. Г. Общая философия : учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 267 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. — ISBN 978-5-534-01346-7.
(ЭБС «Юрайт»)

4. Философия : Учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М. М. Сидоров; Под ред. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 516 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0099-Х

5. Философия : Учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, М. М. Сидоров; Под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 506 с. - (Institutiones). - ISBN 5-7975-0771-4

6.  Спиркин, А.Г.   Философия : Учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2004. - 367 с. - (Disciplinae). - ISBN 5-8297-0098-7
Дополнительная

1. Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. А. Ивин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 287 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08855-7. (ЭБС «Юрайт»)

2. Липский, Б. И. История философии : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 102 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08380-4. (ЭБС «Юрайт»)

3. Лебедев, С. А. Философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. А. Лебедев. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 296 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00980-4. (ЭБС «Юрайт»)

4.Философия : Учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: В 2 ч.: Часть 1: учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ ; под общ. ред. Ф. Д. Демидова. - М. : Изд-во РАГС ; М. : ИНФРА-М, 2010. - 432 с. - (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-7729-0426-8. - ISBN978-5-16-003760-8

5. Мир философии : книга для чтения: В 2-х ч. / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. - М. : Политиздат, 1991. - ISBN 5-250-00724-4. Ч. 1 : Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - 1991. - 672 с. - ISBN 5-250-01106-3

6. Мир философии : книга для чтения: В 2-х ч. / сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. - М. : Политиздат, 1991. - ISBN 5-250-00724-4.Ч. 2 : Человек. Общество. Культура. - 1991. - 624 с. - ISBN 5-250-01382-1 :

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))
ОТЧЕТ

Об освоении компетенции

(виды работ: реферат, эссе, компетенции.)

УГНС ____________________________________________________________________
Направление подготовки ____________________________________________________
Направленность образовательной программы
____________________________________

(код, название)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра философии
Учебный модуль «Философия»
Курс _1__ Группа ___
Студент____________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)

(Ф.И.О, подпись, дата)
Рецензия преподавателя (формулируется преподавателем1 в соответствии с результатами освоения компетенций и подтверждается данными таблицы 1)

Компетенция


Вид работы


Наименование работы




эссе

«Л.Фейербах: Бог есть то, чем человек хотел бы быть»



Робота соответствует заданным требованиям, тема работы раскрыта

Преподаватель _________________________ ___________________

(подпись2, дата) (инициалы, фамилия)
1 – в отчетах в электронной форме рецензия формулируется в специальном поле загруженного в портфолио документа в соответствии со шкалой оценки результатов освоения компетенции и фиксируется простой электронной цифровой подписью.

2 – окончательная редакция отчета в электронной форме подписываются простой электронной цифровой подписью, после чего документ изменениям не подлежит.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)»

(СПбГТИ(ТУ))
ЗАДАНИЕ 2
Эссе «Л.Фейербах: Бог есть то, чем человек хотел бы быть»

(виды работ: реферат, эссе, компетенции.)

УГНС ________________________________________________________
Направление подготовки ________________________________________________
Направленность образовательной программы __________________________________________________________________________

(код, название)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра философии
Учебный модуль «Философия»
Курс _1__ Группа ____
Студент___________________________________

(Фамилия, Имя, Отчество)
Цель работы (формулируется преподавателем, задание в соответствии с целями освоения компетенции) __ Написать эссе по философии, обосновывать актуальность и практическую значимость темы исследования, сделать обоснованные выводы.

Исходные данные (информационные источники)

_____________________________________________________________________________