Файл: Обучающийся Уланова Александра Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Уланова Александра Александровна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
-
Практическое занятие 3
Цель занятия: закрепление знаний об основных методических приемах, средствах обучения и видах упражнений по обучению грамоте в сфере организации уроков, об уровнях работы по развитию речи, о технологии работы над изложением и сочинением в начальной школе, формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 1. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);
2) последовательность изучения букв, чем она определяется;
3) структура и содержание типовой букварной страницы
(разворота);
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);
6) литературный материал (какой и как представлен);
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание | 2)последовательность изучения букв, чем она определяется | 3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота); | 4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели); | 5) виды материала для обучения слоговому чтению (доп. графические пометы, слоговые таблицы и др.); | 6) литературный материал (какой и как представлен); | 7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению. |
Букварь выполняет такую же функцию, однако его структура и содержание существенно отличаются от азбуки. Изучение алфавита по букварю сочетается с фиксацией навыков слогового чтения, а также написания отдельных букв и простых по составу слов. Такой подход к изучению азов грамматики активизирует зрительную, слуховую и механическую память ребенка, благодаря чему усвоение материала происходит быстрее и качественнее. | Букварь является часть УМК по русскому языку по системе традиционного обучения с элементами альтернативного. Предназначен также для первых классов четырехлетней общеобразовательной школы. Главной целью обучения в данном случае заключается в том, чтобы заложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. На изучение курса в данном случае отводится 207 часов. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы и так далее). | Современные буквари - совместный труд лингвистов, педагогов, психологов, в результате которого вырабатываются критерии максимального соответствия учебника развивающим целям учебно-воспитательного процесса. Изучение букваря входит в обязательную образовательную программу для первого класса начальной школы. | Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней каждый человек учится писать и читать. Согласитесь, Букварь - это нестареющая книга, это начало всех начал. Задача Букваря ввести ребенка в мир букв, научить читать на родном языке. Именно с ним, Букварем, начинается подъем каждого человека в гору знаний. Жизнь этой книги-учебника интересна; по-другому, наверное, и не может быть, ведь со страниц Букваря с нами говорит время, близкое и далекое, ставшее нашей историей. | С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок. Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют. Вывод: букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом. | каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка. | Методический аппарат букваря представлен звуковыми таблицами, «лесенками» слогов, большим количеством схем предложений и целых текстов. Каждая буква изучается в неразрывной связи с её использованием в речи. Дети упражняются в самостоятельном составлении слов, предложений и текстов. Это огромная база для развития речи учащихся! Тем не менее, стоит отметить, что учебник не адаптирован для учащихся, которые не умеют читать и не знают всех букв алфавита, так как предложения и тексты вводятся сразу параллельно с изучением букв. Рассмотрим конкретную тему: «Буква Ш, ш». Никаких моделей слова в данном учебнике не наблюдается. Буква дается сразу как составная часть слова, а не отдельная единица языка. Слова даются в большом количестве, при этом сразу вводится правило о написании ши через и. |
1.2.
Цели урока:
Образовательные:
• познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;
• отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами.
Развивающие:
• создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
• создать условия для развития мышления, речи учащихся.
Воспитательные:
• создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов.)
- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)
- Откройте тетрадь в линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают две строки.)
Знакомство с печатным образом буквы Д
- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.
Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.
Знакомство с письменным образом буквы Д
Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)
- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)
1.3.
В период обучения грамоте первоклассники знакомятся со следующими фонетическими понятиями:
- предложение,
- слово,
- слог,
- ударение,
- звук (гласный, согласный, слияние гласного и согласного).
Ученики с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги.
Проанализировав два разных букваря, я сделала вывод, что последовательность фонетических понятий одинаковая. Сначала учащихся знакомят со звуком, затем со слогом и словом.
1.4.
Текст1
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в "Прописях". В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.д. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже предложениями.
Если за спиной ученика встать, когда он списывает, и отметить, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения, то увидим, что у детей результат окажется разный. Причем тот, кого мы считали более внимательным, потому что он чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, делают это по-разному: одни с ошибками, другие без ошибок. Дело в том, что одно и тоже по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому механизму может быть разным, а значит, и приводить к не одинаковым результатам. Сказанное полностью относится к списыванию. В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание- один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями».
На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.
Такими упражнениями могут быть:
• Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).
• Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).
• Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).
Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.
Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:
• Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.
• Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
• Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.
• Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.
• Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.
Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.
Текст 2.В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
Задание 2. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный
выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте
представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока,
сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы
работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков,
охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-Как называются предметы, изображенные на иллюстрации? | -Стул, кресло, скамейка. |
-Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон. | |
-А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны? | -Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят. |
-Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека? | -Стул, кресло, трон. |
-Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]? | -Стул, кресло, трон (хором). -В слове «стул». |
-Докажите, что вы правы. | -Сту[ллл]. |
-Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул». | (Самостоятельно составляют из фишек) |
-Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.) | -Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой. |
-А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. | -Синюю. Зеленую. |
- Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. | -[ллл]. Язык прижимается к верхним зубам. |
-Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой? | -Согласный. -[л] (кладут руку на горло). Звонкий. |
-Твердый или мягкий? -Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне. | -[л]. Твердый. (Показывают синюю фишку.) |
-Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук. | |
-Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале. | -Лавка (лавочка). |
-В каком еще слове есть звук [л]? | -Кресло. |
-Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]? | -Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова. |
-Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким? | -Мебель. |
-Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук? | -Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’]. |
-Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить? -Что еще мы должны узнать о согласном? -Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку. | [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный. -Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фишку) |
(На доске появляется схема □) -С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».) | -[л] и [л’]. |
-Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются? | -[л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий. |
-Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки. -Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.) | |
-Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник. | -«Тараканище» Корнея Чуковского. Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей... |
- Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай. | -Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.) |
-Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.) | -В середине слова. |
Согласные звуки.
Приёмы : показ учителя, коллективное наблюдение, работа в парах, открытие новых знаний в процессе совместной работы.
артикуляция - 6 слогов
а, и, у,ы,а - гласные звуки, безударные
а - гласный, ударный
р - согл, звонкий непарный, твёрдый парный
т- согл, глухой парный, мягкий парный
к - согл, глухой парный, твёрдый парный
л - согл, звонк. непарн, мягк парный
ц - согл, глух. непарн, твёрд. непарн.
й - согл, звонк. непарный, мягкий непарн
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных
гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете
знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании
урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно
правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.
- Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)
- Назовите 1 слог? (ю)
- Назовите 2 слог? (ла)
- Какие звуки мы слышим в слоге ю? ([йʼу])
-Охарактеризуйте звук [йʼ]. (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме
раскрашиваем зеленым цветом)
- Второй звук? ([у] – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)
- Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки [йʼу], значит слово пишем
с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).
- Какие звуки вы слышите во 2 слоге?( [л] и [а])
- Охарактеризуйте их. ([л] – согл., зв., тв., на схеме – синий; [а] – гл., на схеме-
красный)
Много букв теперь я знаю.
И слова я прочитаю.
Складываю ю да ла
Получается ЮЛА.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 5 баллов)
3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов
(два учебно-методических пособия на выбор), определите круг
формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1класс | 2 класс | 3класс | 4класс |
Состав слова | С чего состоит слова для разбора | Корень | суффикс | приставка |
Части речи | Находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи. | Употреблять большую букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный и восклицательный знак в конце предложения. Верно оформлять предложения с союзами и, а, но. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и знаки препинания при однородных членах предложения. | Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. |
Предложения | соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце. | знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания. | повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме. | Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой. В программе определен следующий перечень пунктуационных умений младших школьников: |