Файл: Административноправовой метод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе

Понятие и виды административно-правовых методов государственного управления

Подготовила: Точибоева.М.С группа дкп-206

Административно-правовой метод – средство практического решения всех задач, стоящих перед субъектами ИВ, включая и регулирование. Это функция субъекта АдП, но не любого, а того кто наделен полномочиями, необходимыми для практической реализации задач и функций ИВ в его сфере деятельности.

Для методов управления характерны:

  • индивидуализация (учитываются конкретные особенности объектов);

  • повседневность их использования;

  • многообразие;

  • выражают публичный интерес в регулируемых административным правом общественных отношениях.

Метод (как действует тот или иной субъект ИВ) получает свое внешнее выражение в административно-правовых формах, прежде всего в правовых актах управления. Например, должностное лицо рассматривает дело о совершении гражданином административного правонарушения, свое решение он облекает в форму постановления о наложении административного наказания.

Виды административно-правовых методов

С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности - убеждения и принуждения. Это - два взаимосвязанных, взаимодополняющих "полюса" единого целого, т.е. механизма обеспечения должного поведения и правопорядка.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер
, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.

Методы управляющего воздействия делятся на:

  • Административные методы – внеэкономическое, прямое воздействие со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение управляемых с помощью воздействия на их волю и сознание (убеждение).

  • Экономические методы – воздействие на управляемых через их материальные интересы, т.е. создание экономических условий, стимулирующих должное поведение. Например, материальное поощрение, предоставление налоговых и иных льгот, компенсация з/п в условиях инфляции. И наоборот, применение к управляемым при их негативном поведении материальных санкций или угрозы их применения.

Для административных и экономических методов установлена единая правовая форма – одностороннее властное волеизъявление субъекта управления.

Примеры:

  • назначение на должности,

  • удовлетворение законных притязаний участников управленческих отношений,

  • запрещение/разрешение определенных действий,

  • осуществление регистрационных действий,

  • проведение контроля и надзора, поощрения или санкции,

  • оформление государственных заказов и т.д.

Виды административно-правовых норм. Вертикальные и горизонтальные отношения

В зависимости от их функционального назначения:

нормы материальные (статичные) – юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В них отражается тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти, должны действовать участники управленческих отношений (например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина);

нормы процессуальные – регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Назначение – определение порядка и процедур реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального АдП (например

, нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан).

В зависимости от содержания:

Обязывающие –Они содержат юридическое предписание адресату осуществлять деятельность в определенных, иногда довольно узких рамках. Посредством обязывающих норм осуществляется государственно-властное воздействие на общественные отношения, регулируемые административным правом в целом, и на участников, субъектов данных отношений в частности. Через обязывающие нормы конкретизируются и воплощаются в жизнь принципиальные положения Конституции РФ и федеральных законов, создается механизм реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязывающие нормы побуждают (под угрозой соответствующих государственных санкций) к совершению определенных действий либо к воздержанию от совершения действий, способных повлечь негативные последствия. Как и иные виды административно-правовых норм, обязывающие нормы могут быть обращены к неопределенному кругу лиц (например, обязанность сохранять природу и окружающую среду), к определенным группам (например, водители, охотники, пассажиры воздушного транспорта) или индивидуальным субъектам (например, установление обязанности конкретного органа исполнительной власти). В зависимости от специфики регулируемых отношений обязывающие нормы могут иметь общий характер, а могут содержать конкретные условия поведения.

Уполномочивающие - Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках. В качестве одного из примеров уполномочивающих (дозволительных) норм можно привести законодательные акты, регламентирующие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов исполнительной власти.

запрещающие - Данная разновидность административно-правовых норм выражает запрет на совершение тех или иных действий. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете). Буквального запрета, сформулированного словами "запрещается", "категорически запрещается", иногда норма может не содержать, например, "не допускается", "воздерживаться", "избегать" и т.п., однако эти слова, по сути, запрещающие. Важен общий смысл, вкладываемый законодателем в данную норму.


Стимулирующие (поощрительные); - Они обеспечивают должное или желательное поведение субъектов регулируемых административным правом отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия. Адресатами стимулирующих норм могут быть как физические лица (граждане, государственные служащие), так и коллективные образования (юридические лица различных организационно-правовых форм). Как правило, посредством названных норм законодатель (если речь идет о нормах, содержащихся в законах) или иной орган, уполномоченный на принятие нормативных правовых актов, стремится заинтересовать, мотивировать определенную категорию субъектов в совершении соответствующих действий, в определенном поведении. Нормы-стимулы декларируют возможности, однако, как правило, принятие решения о том, воспользоваться ими либо проигнорировать их, остается самостоятельным выбором адресата нормы (например, при установлении государственным служащим доплат за ученую степень, знание иностранного языка и т.п.). Субъект самостоятельно решает, совершать ли определенные действия, направленные на получение определенного стимула (например, защитить диссертацию на соискание ученой степени), либо не совершать их. В этом проявляется сходство стимулирующих норм с рекомендательными. Однако в ряде случаев нормы-стимулы реализуются при соблюдении двух обязательных условий: должное поведение субъекта, позволяющее применить к нему стимулирующую норму, и использование данной нормы компетентным органом или должностным лицом в результате оценки возможности применения данной нормы к субъекту.

Рекомендательные - Они предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров.

Нормы-принципы - Как правило, они определяют основную направленность содержания нормативных правовых актов, формулируют основополагающие тезисы, задачи, на решение которых направлено административно-правовое регулирование конкретной сферы общественных отношений.

Нормы-ритуалы - Особенностью данного вида норм является то, что они регламентируют определенные, складывавшиеся на протяжении длительного периода традиции, обычаи, ритуалы, влияющие на правоотношения и тем самым приобретающие правовой характер. Ярко выраженный ритуальный характер носят многочисленные нормы, регламентирующие принятие присяги государственными служащими.


В зависимости от адресата:

  • нормы, адресованные гражданам,

  • нормы, адресованные органам исполнительной власти,

  • нормы, адресованные общественным объединениям;