Файл: И. Стравинский Балет Жарптица одноактный Сценарист и балетмейстер М. Фокин, написан по заказу С. П. Дягилева для Русских сезонов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И.Стравинский
Балет «Жар-птица» одноактный
Сценарист и балетмейстер М. Фокин, написан по заказу С.П. Дягилева для «Русских сезонов».
В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».
1. Вступление. Заколдованный сад Кащея и пляска Жар-птицы. В зловещее Кащеево царство, пытается проникнуть Иван-царевич в погоне за прекрасной Жар-птицей. Пронесшийся на черном коне Всадник Ночи покрывает царство мраком, однако среди золотых яблок внезапно вспыхивает свет — над садом пролетает Жар-птица. Преодолев все преграды и оказавшись в саду, Иван-царевич хочет поймать ее, но все время натыкается на каменные глыбы. Присмотревшись, он понимает, что это витязи, которые, стремясь освободить когда-то плененных Кащеем царевен, погибли, превращенные злым чародеем в камни.
Таинственная Жар-птица летает по саду, и как только она садится на дерево и начинает клевать золотые яблоки, Иван-царевич ловит ее. Жалобы и просьбы сказочной диковины трогают сердце юноши, и он отпускает свою пленницу. В благодарность Жар-птица дарит Ивану-царевичу огненное перо и улетает.
2. Игра царевен с золотыми яблочками. Спрятав перо, царевич пытается выбраться из сада, как вдруг видит выбегающих поиграть золотыми яблоками 12 прекрасных царевен и прекраснейшую из них — Царевну Ненаглядную Красу. Девушки перебрасываются яблочками, и одно из них падает в кусты, где притаился Иван-царевич.
3. Хоровод царевен. Выйдя из своего укрытия и отдавая яблочко Царевне Ненаглядной Красе, он просит девушек принять его в свои игры и хороводы. Незаметно светлеет небо, и мимо, возвещая наступление утра, проносится Всадник на белом коне. Царевич бросается вслед за убегающими в замок девушками, однако Царевна Ненаглядная Краса останавливает его: ведь если он пройдет Золотые ворота, его ждет смерть. Однако храбрость Царевича не знает границ — он разрубает решетку сада своей саблей, раздаются волшебные звоны, и в сад выбегают устрашающие своим видом слуги Кащея. Царевич вступает с ними в борьбу, однако одолеть скопище врагов не может.
4. Поганый пляс Кащеева царства.
Появляется и сам Кащей Бессмертный. Увидев его, Иван-царевич плюет в лицо ненавистного старца. Разъяренный Кащей, не слушая мольбы прибежавшей Царевны Ненаглядной Красы, начинает свою казнь — превращение царевича в камень. Но тот не сдается — вспомнив о перышке Жар-птицы, он высоко поднимает его и размахивает волшебным огненным флажком. Прилетает Жар-птица и, совершая чудеса, помогает всем пленникам Кащеева царства. Сначала она вовлекает Кащея и его челядь в стремительную завораживающую пляску, а потом заставляет их погрузиться в глубокий сон.
5. Колыбельная (Жар-птица). Иван-царевич и Ненаглядная Краса готовы бежать из страшного плена, однако Жар-птица их останавливает: надо достать и разбить яйцо, в которое запрятал хитрый старец свою смерть, объявив себя бессмертным. Жар-птица подводит Ивана-царевича к дуплу дерева, из которого юноша достает ларец, а из ларца и яйцо. Иван-царевич нажимает на него — и Кащей начинает метаться; перебрасывает из руки в руку — и Кащей летает из стороны в сторону; разбивает яйцо — и Кащей падает замертво, а потом и исчезает.
6. Исчезновение Кащеева царства. Оживление окаменевших воинов. Всеобщее ликование. Вместе с ним исчезает и поганое царство. На его месте возникает прекрасный город с храмом на холме. Оживают каменные витязи, находят своих невест. Иван-царевич объявляет своей женой Царевну Ненаглядную Красу. В сказочном граде воцаряются мир, любовь и всеобщая радость.
Балет «Петрушка»
Балет в одном действии(«потешные сцены») в 4 картинах
Либретто А. Бенуа и И. Стравинского. Балетмейстер М. Фокин.
Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: купцы, военные, франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщик и две танцовщицы. Они пляшут под шарманку. Их представление прерывает барабанный бой. Два старика гренадера отодвигают толпу и открывают спрятанный за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник в восточном костюме. За его спиной внутри балагана висят на «костылях» три куклы: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Фокусник наигрывает на волшебной флейте завораживающую мелодию, и куклы оживают. Танцуя «русскую», они выходят к толпе. Балерина кокетничает то с нервным Петрушкой, то с неуклюжим Арапом. Петрушка от ревности бьет соперника палкой. Гаснет свет, падает внутренний занавес, звучит барабанная дробь.
Комната Петрушки невелика и мрачновата. На стене портрет хозяина балагана. С воплем влетает Петрушка, которого ударом ноги забросил сюда Фокусник. Негодование, отчаяние, глубокая печаль последовательно овладевают им. Он жалок и несчастен: хозяин груб и жесток с ним, а Балерина предпочитает тупого Арапа. Неожиданно появляется Балерина, Петрушка восторженно демонстрирует бурные чувства, которые пугают Балерину. Она пятится к двери и исчезает. Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он грозит портрету Фокусника, затем в исступлении пробивает стену комнаты. Снаружи слышны ярмарочный шум и звуки гармошки. Темнота, снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.
Комната Арапа с пестрыми «восточными» узорами на стенах. Арап, лежа на оттоманке, лениво подкидывает ногами большой кокосовый орех. В орехе что-то шумит, и Арап своей кривой саблей пытается расколоть его. Когда это ему не удается, то он решает, что там какая-то сверхъестественная сила. Он начинает молиться ей. Раскрывается дверь, и появляется Балерина, наигрывающая на корнет-а-пистоне веселый мотивчик. Арап недоволен, что его отвлекли от изучения ореха. Балерина отчаянно кокетничает, и Арап решается ее обнять. В этот момент в комнату с воплем врывается Петрушка, он носится по комнате. Арап грозит ему саблей и пытается вытолкать соперника за дверь. Балерина в восторге от храбрости своего избранника. Петрушка убегает, преследуемый Арапом. Дробь гренадерских барабанов.
Снова ярмарочная площадь. Вечереет, но гулянье продолжается. Проплывает вереница кормилиц, их сменяет Поводырь с медведем. Купчик с двумя молодыми цыганками сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться кучера и конюхи. Появляются ряженые: Коза, Гусар, Черт и Поваренок. Общее веселье прерывает вопль Петрушки. Он выбегает из балагана, его настигает Арап. При всем честном народе Арап ударом саблей по голове убивает Петрушку. Толпа волнуется, зовут Будочника. Всех успокаивает Фокусник, показывая набитую опилками куклу Петрушки. Народ расходится. Внезапно с крыши балагана раздается пронзительный крик. Это Петрушка при неверном свете луны грозит кулаком своим мучителям. Дух Петрушки бессмертен!
Балет «Весна священная»
1 акт. Картины языческой Руси в двух частях. Сценарий Игоря Стравинского и Николая Рериха.
Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-мудрейшим завершает яростное «Вытаптывание земли».
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.
Балет-пантомима с пением в одном действии «Байка про лису, петуха, кота да барана» ( Весёлое представление с пением и музыкой)
Либретто Игоря Стравинского по русским сказкам из сборника А. Н. Афанасьева.
Лиса, переодевшись монахом, заманивает и похищает Петуха. Сидя в своей норе, она проверяет, лапки, ушки и т. д., что они делали? Когда выясняется, что хвост только мешался, она выставляет его из норы. Это позволяет Коту и Барану вытащить Лису и освободить Петуха.
Балет «История солдата»
Либретто на французском языке Ш. Ф. Рамю, на основе сказок из сборника А. Н. Афанасьева.
Действие первое. Солдат получил две недели отпуска и идет домой. В дороге он останавливается отдохнуть на берегу ручья, наводит порядок в вещевом мешке, вынимает оттуда бережно хранимое сокровище -- скрипку — и начинает играть. Появляется черт в образе старика й предлагает солдату сделку: он купит у солдата скрипку и даст за нее деньги или волшебную книгу, которая ценнее всякого золота.
Сделка заключена. Но черту нужно три дня, чтобы научиться играть на скрипке и, в свою очередь, научить солдата пользоваться волшебной книгой.
Три волшебных дня — это целые три года. Когда солдат возвращается в родную деревню, его никто не узнает.
Тогда черт является солдату в образе бродячего торговца и запоминает ему о волшебной книге, которая в одну минуту может сделать его богатым. Солдат обращается к волшебной книге, становится богачом, но скрипки своей забыть никак не может.
Черт появляется и в третий раз, приняв теперь обличье старухи. Он держит в руках скрипку. Солдат в исступлении хватает скрипку. Но все напрасно. Проданный, покинутый инструмент остается нем.
В ярости солдат бросает скрипку и рвет в клочья волшебную книгу. Теперь у него больше нет ничего. Он вновь может начать свои странствия. Он снова стал бедным солдатом, у которого нет ни кола, ни двора.
Действие второе. Дочь короля больна. Король извещает, что тот, кто сумеет вылечить принцессу, получит ее в жены. Солдат тоже идет во дворец к больной принцессе, где он снова оказывается лицом к лицу с чертом. Сейчас черт, выдающий себя за знаменитого скрипача, стоит в окружении с восхищением взирающих на него вельмож.
На этот раз солдату удается перехитрить черта. Он напаивает его допьяна, вырывает у него из рук скрипку, и от волшебных звуков его игры принцесса выздоравливает.
Черт бросается на своего противника, но солдат и теперь справляется с ним. Он начинает играть на скрипке веселый танец, и черт, вместо того, чтобы бороться с солдатом, начинает плясать.
Но тоска по родине все сильнее одолевает солдата. Он отправляется домой, но не один, а берет с собой и принцессу. Однако у околицы села их поджидает черт. Он вырывает у солдата скрипку и начинает играть на ней странный, иронически звучащий марш, под звуки которого солдат марширует прямо в ад.
Опера «Мавра»
Либретто Б. Кохно по мотивам поэмы Пушкина «Домик в Коломне».
Провинциальная Россия, около 1800. Параша сидит у окна за рукоделием. К окну подходит ее ухажер, гусар Василий. Молодые жалуются, что не могут никак побыть вместе, так как Параша все время занимается хозяйством вместо старой кухарки, которая умерла, а мать все никак не может найти новую. Тут Параше приходит в голову мысль нарядить гусара кухаркой, что даст возможность им немного побыть вместе. Но вот беда, мать внезапно открывает дверь на кухню, когда кухарка... бреется. В ужасе мамаша зовет на помощь. Прибежавшая на ее крики соседка поднимает шум. «Кухарка» выпрыгивает в окно, а Параша бежит за ней и... не возвращается.
Балет «Свадебка»
Авторское обозначение жанра — «русские хореографические сцены с музыкой и пением». Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского.
Балет «Пульчинелла»
Балет на музыку И. Стравинского с пением в одном акте на основе рукописи Дж. Перголези. Либретто по мотивам неаполитанской сказки начала XVIII века. Сценарист и балетмейстер Л. Мясин