Файл: Задания для самостоятельной работы Задание Заполните таблицу Земные оболочки и их строение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.2
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о внутреннем строении Земли; литосфере, педосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере, формирование умения применять их.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Заполните таблицу «Земные оболочки и их строение»
Название земной оболочки | Размеры оболочки | Состав и строение оболочки |
тропосфера | 10-12км | содержится почти 9/10 всей массы газов, составляющих атмосферу, и почти весь водяной пар. |
стратосфера | 80-90км | Благодаря присутствию озона в стратосфере обнаруживается повышение температуры до 50°С в слоях на высоте 30 - 55 км. На высоте 80-90 км температура снова понижается до - 60° - 90° С. |
ионосфера | 20 тыс км | Приборами, установленными на искусственных спутниках Земли, выявлено, что плотность верхних слоев атмосферы в 5 - 10 раз выше, чем это предполагалось ранее. Спутниками было зафиксировано повышение температуры до нескольких сот градусов на высоте 325 км. |
Гидросфера | Средняя глубина гидросферы 3.75 км, наибольшая глубина достигает 11,5 км (Марианская впадина). | представляет собой водную оболочку Земли. Она включает все природные воды морей и океанов, рек, озер, а также материковые льды Арктики и Антарктиды. С водами гидросферы тесно связаны и подземные воды. В отличие от других геосфер гидросфера не образует сплошной оболочки Земли. Она покрывает 70,8 % земной поверхности и образует Мировой океан. |
Биосфера | | как сфера жизнедеятельности организмов, связана с поверхностью Земли. Биосфера находится в постоянном взаимодействии с литосферой, гидросферой и атмосферой. Растения (свыше 600 тыс. видов) и животные (свыше I млн. видов), обитающие на суше и в океане даже на глубине да 10 км, благодаряих жизнедеятельности оказывают влияние на ряд важных геологических процессов. Прежде всего, следует указать на почвообразовательный процесс, происходящий в результате сложных биохимических реакций. |
литосфера | Твердая оболочка Земли различными методами исследованана глубину 15 - 20 км. Непосредственному же изучению при помощи буровых скважин подверглась толща лишьдо глубины 11 км. | Литосфера состоит из разнообразных пород и минералов, т.е. определенных химических соединений или, реже, самородных химических элементов, отличающихся однородностью состава и физических свойств. В составе литосферы преобладают кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, образующие разнообразные горные породы. |
Гранитная оболочка | наибольшей мощностью (до 50км) | находится под современными горными хребтами (Памир, Альпы и др.). Под океаническими впадинами (дно Атлантического и Индийского океанов) этаоболочка местами совершенно отсутствует или имеет малую толщину. Гранитная оболочка имеет плотность 2,6+ 2.7 г/см3 и сложена породами гранитногосостава. |
Базальтовая оболочка | | располагается непосредственно под гранитной оболочкой. Мощность ее достигает 30км под материковыми равнинами (платформами). Плотность базальтовой оболочки 2,8-2,9 г/см3, поскольку она сложена основными породами (базальты и др.) бедными кремнекислотой. |
Задание 2. Заполните таблицу «Газовый состав атмосферы»
Задание 3. На уроке «Земля — шар» учительница познакомила детей с формой и величиной нашей планеты. Рассказала, каким образом люди «добывали» эти знания о Земле. Какие науки определили содержание и методы работы на уроке?
Выявите взаимосвязи между этими науками. Свой ответ аргументируйте.
Путешествуя, люди накапливали опыт и знания о Земле. Из опыта путешествий формировалось практическое землеведение, а затем и наука - география. Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря. В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.