Файл: Задания для самостоятельной работы Задание Заполните таблицу Земные оболочки и их строение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.2

Цель занятия: приобретение и закрепление знаний о внутреннем строении Земли; литосфере, педосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере, формирование умения применять их.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Заполните таблицу «Земные оболочки и их строение»

Название земной оболочки

Размеры оболочки

Состав и строение оболочки

 тропосфера

 10-12км

 содержится почти 9/10 всей массы газов, составляющих атмосферу, и почти весь водяной пар.

стратосфера

80-90км

Благодаря присутствию озона в стратосфере обнаруживается повышение температуры до 50°С в слоях на высоте 30 - 55 км. На высоте 80-90 км температура снова понижается до - 60° - 90° С.

ионосфера

20 тыс км

Приборами, установленными на искусственных спутниках Земли, выявлено, что плотность верхних слоев атмосферы в 5 - 10 раз выше, чем это предполагалось ранее. Спутниками было зафиксировано повы­шение температуры до нескольких сот градусов на высоте 325 км.

Гидросфера

Средняя глубина гидросферы 3.75 км, наибольшая глу­бина достигает 11,5 км (Марианская впадина).

представляет собой водную оболочку Земли. Она включает все природные воды морей и океанов, рек, озер, а так­же материковые льды Арктики и Антарктиды. С водами гидросферы тесно связаны и подземные воды.

В отличие от других геосфер гидросфера не образует сплошной оболочки Земли. Она покрывает 70,8 % земной поверхности и образует Мировой океан.


Биосфера




как сфера жизнедеятельности организмов, свя­зана с поверхностью Земли. Биосфера находится в постоянном взаимо­действии с литосферой, гидросферой и атмосферой.

Растения (свыше 600 тыс. видов) и животные (свыше I млн. видов), обитающие на суше и в океане даже на глубине да 10 км, благо­даряих жизнедеятельности оказывают влияние на ряд важных геологи­ческих процессов.

Прежде всего, следует указать на почвообразовательный процесс, происходящий в результате сложных биохимических реакций.


литосфера

Твердая оболочка Земли различными методами исследованана глу­бину 15 - 20 км. Непосредственному же изучению при помощи буровых скважин подверглась толща лишьдо глубины 11 км.

Литосфера состоит из разнообразных пород и минералов, т.е. определенных химических соединений или, реже, самородных химических элементов, отличающихся однородностью состава и физических свойств. В составе литосферы преобладают кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, образующие разнообразные горные породы.

Гранитная оболочка

наибольшей мощностью (до 50км)

находится под современными горными хребтами (Памир, Альпы и др.). Под океаническими впадинами (дно Атлантичес­кого и Индийского океанов) этаоболочка местами совершенно отсут­ствует или имеет малую толщину. Гранитная оболочка имеет плотность 2,6+ 2.7 г/см3 и сложена породами гранитногосостава.

Базальтовая оболочка




 располагается непос­редственно под гранитной оболочкой. Мощность ее достигает 30км под материко­выми равнинами (платформами). Плотность базальтовой оболочки 2,8-2,9 г/см3, поскольку она сложена основными породами (базальты и др.) бедными кремнекислотой.


 

Задание 2. Заполните таблицу «Газовый состав атмосферы»



Задание 3. На уроке «Земля — шар» учительница познакомила детей с формой и величиной нашей планеты. Рассказала, каким образом люди «добывали» эти знания о Земле. Какие науки определили со­держание и методы работы на уроке?

Выявите взаимосвязи между этими науками. Свой ответ аргумен­тируйте.

Путешествуя, люди накапливали опыт и знания о Земле. Из опыта путешествий формировалось практическое землеведение, а затем и наука - география. Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря. В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.