Файл: Реферат Современные политические доктрины либерализм, консерватизм, неоконсерватизм, социалдемократизм и социализм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Калужский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования


«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»

(КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)

ФАКУЛЬТЕТ _ ИУК «Информатика и управление»__________

КАФЕДРА __ ИУК8 «Общественные науки»__________
Домашняя работа

Реферат
«Современные политические доктрины: либерализм, консерватизм, неоконсерватизм, социал-демократизм и социализм»
Дисциплина: Политология

Студент гр.___________ _________________ (_____________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

Проверил: _________________ (_____________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

Дата сдачи (защиты): ___________
Результат сдачи (защиты):

-Балльная оценка: _________________
-Оценка _________________
Калуга, 2022

Содержание



Введение 2

1. Либерализм……………………………………………………………..………….…... 5

2. Консерватизм и неоконсерватизм 11

3. Социалистическая идеология 7

4. Социал-демократия 22

Заключение 20

Список используемой литературы 21

Введение

Политическая доктрина(от лат. doctrina — учение) — руководя­щий теоретический или политический принцип, выражающий в концентрированной форме экономические, политические, воен­ные ориентиры и цели, а также формы их практического осуще­ствления.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.


И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно, политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму.

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан, во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

Актуальность состоит в необходимости изучения исторического развития, современного состояния общества, его взаимосвязи, что позволит систематизировать, выделить и сформулировать обобщенное представление о политических доктринах. Практическая актуальность заключается в создании ясного видения на каждую из доктрин.



Предметом исследования являются сходства и различия современных политических доктрин.

Объектом исследования являются политические доктрины.


Цели и задачи

Целью работы является изучение современных политических доктрин.

Выполнение поставленной цели требует решения следующих основных задач:

  • Проанализировать процесс зарождения каждой политической доктрины

  • Провести исследование современных политических доктрин

  • Исследовать состояние развития доктрин в разных современных странах

Методы исследования:

  • - метод анализа. Были проанализированы источники, выбрана информация для дальнейшей работы. Источники изучались параллельно и независимо друг от друга;

  • - метод сравнения. После изучения факты, изложенные в источниках, сравнивались между собой, выделялись общие черты и элементы отличия;

  • - метод синтеза. Данный метод позволил соединить различающуюся информацию двух источников, получить более полное описание гражданского общества;


Источники исследования: Труды мыслителей - наиболее ярких основоположников каждой исследуемой доктрины.
Основоположники либерализма: Дж. Локк, Ф. Вольтер, И. Кант, А. Смит, Д. Юмм.
Основоположники консерватизма: Жозеф де Местр, Клемент Меттерних.
Основоположники неоконсерватизма: Майкл Харрингтон, Сеймур Липсет, Джона Голдберг.
Основоположники социализма: Карл Маркс, Пьер Лерру.
Либерализм

Важными политическими идеологиями и социально-политическими течениями современности являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, коммунизм и фашизм.

Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.

К “классикам” либерализма относятся Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки относят себя к либералам.

Говоря о либерализме, как, впрочем, и о других идеологиях, следует говорить не о единой доктрине, а о целом “семействе” близких и родственных друг другу взглядов и политических позиций. Это объясняется не только естественными различиями во взглядах отдельных его представителей, но и развитием либерализма во времени, его попыткой в свете некоторых общих исходных принципов и представлений давать ответы на вызовы, которые ставит развивающаяся общественная практика.


Либерализм – это, прежде всего идеология Просвещения, контрмодель абсолютизма. Либералы выступили против социального базиса абсолютизма – сословного порядка и сословных привилегий. Основываясь на христианской доктрине и идеях стоической философии о “естественном праве” (с их принципами свободы и равенства всех людей), либералы расширили их до “основных прав личности”. “Права личности” – это язык юридической аксиологии.

Теоретическое ядро либерализма составляют: 1) доктрина “естественного состояния”; 2) теория “общественного договора”; 3) теория “суверенитета народа”; 4) неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).

Основными принципами либерализма являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства.

Развитие либеральных принципов находит свое отражение в многообразных теориях, создаваемых убежденными сторонниками либерализма. Так, например, принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды нашел отражение в теориях свободного рынка, религиозной терпимости и др. Названные выше либеральные принципы трактовки закона получили свое выражения в теориях конституционного закона, правового государства и др. А принцип приоритета прав человека над правами государства получил развитие в теории “государства ночного сторожа”, в соответствии с которой необходимо ограничить объем и сферы деятельности государства защитой прав человека, его жизни, собственности, безопасности.

Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является ценностью во всех идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме – это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы означало право поступать до собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей. Раз в фокус зрения либералов попал такой ограничитель свободы, как другие люди с равными правами, то отсюда следовало, что идея свободы дополнилась требованием равенства (равенство как требование, но не эмпирический факт).


Свобода в либерализме трактуется как внешняя свобода (свобода поступка, действия); негативная свобода (“свобода от” – от угнетения, эксплуатации и т.д.); абстрактная свобода – как свобода человека вообще, любого человека; индивидуальная свобода; наиболее важный вид свободы – свобода предпринимательства.

Несмотря на наличие общих либеральных ценностей, и принципов в западном классическом либерализме XVII–XVIII вв. обозначились серьезные разногласия в трактовке перечня и иерархии, неотъемлемых прав человека, в том числе и по вопросу об их гарантиях и формах реализации. В результате возникло два течения: буржуазно-элитарное, отстаивающее интересы и права собственников и требующее невмешательства государства в социально-экономические отношения, и демократическое, полагающее, что поскольку права должны быть распространены на всех, то государству необходимо создавать для этого условия. До конца XIX в. в либерализме господствовало первое направление, исходящее их понимания частной собственности как неотъемлемого права человека и защищающее идею о том, что политические права должны предоставляться только собственникам, которые будут добросовестно распоряжаться национальным богатством страны и принимать разумные законы, поскольку за результаты своей политической деятельности им есть чем отвечать: своей собственностью. Манчестерская школа классического либерализма первой половины XIX в. с ее проповедью рыночного детерминизма или социал-дарвинистская школа конца XIX – начала XX в., основателем которой являлся Г. Спенсер, являются характерными примерами этого направления. В США последователи этих взглядов удерживали свои позиции до 30-х гг.

Демократическое направление в либерализме развивалось Б. Франклином и Т. Джефферсоном в США. Борясь за воплощение “американской мечты”, либерально-демократическое правительство США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне одобрило акт о праве каждого американца старше 21 года на приобретение в полную собственность 64 га земли из государственного фонда, положившее начало успеху фермерского пути в сельскохозяйственном производстве. Демократическое направление усилило свои позиции и стало доминирующей формой либерализма на рубеже XIX-XX вв. В этот период оно вело активный диалог с социализмом и заимствовало у последнего ряд важных идей. Демократическое направление выступило под именем “социального либерализма”.

С позиций социального либерализма выступал, например, М. Вебер. Среди политических деятелей, разделявших убеждения социального либерализма. были Д. Ллойд Джордж, В. Вильсон, Т. Рузвельт. Особых успехов в сфере практической политики социальный либерализм добился в 30–40 гг., на которые пришлась политика “нового курса” в США, разработанная еще в 20-х гг. Д. Кейнсом как теоретическая модель и претворенная в жизнь Ф.Д. Рузвельтом. Модель “неокапитализма”, разработанная в США, была предложена и успешно использовалась в условиях послевоенной разрухи в Западной Европе для восстановления либерально-демократических основ жизни. Во второй половине XX в. социальный либерализм стал прочно доминировать в либеральной традиции, поэтому, когда кто-то называет себя, сегодня либералом, то нужно думать, что он разделяет взгляды не двухсотлетней давности, а взгляды современного типа либерализма. Суть их в следующем.