Файл: Урок работы над изложением Тема Цели Текст для изложения Оборудование Ход урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?

Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание.

(Это текст познавательный, т. к. его цель - заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения).

2)Анализ заголовков.

Учитель предлагает заголовки. (Колбасные, молочные и конфетные деревья.Необычные деревья)

-Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль?

Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.

3)Чтение-анализ текста «Необычные деревья».

- Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст свопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями)

- Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности)

4)Поиск новой информации

- Приходилось вам видеть эти деревья? Почему?

- Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя изкласса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).

(показать на слайдах фото деревьев)

6.Физминутка – музыкальная пауза. (Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать)

7.Продолжаем решать учебные задачи урока.

Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста)

Учащиеся вспоминают, что в тексте могут «рассыпаться» абзацы или предложения. (работа со слайдом «Признаки текста»). Они восстанавливают абзацы и предложения во 2 абзаце

Признаки текста

  1. Заголовок.

  2. Тема, основная мысль.

  3. Тип текста (описание, повествование, рассуждение)

  4. Вид текста (учебный, познавательный, художественный)

  5. Структура (абзацы)

  6. Логическая и грамматическая связь абзацев и предложений.

Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант (текст на смартдоске).

Проверка.

  1. Как вы озаглавили этот текст?

  2. Что пришлось вам исправить в этом тексте?

  3. Прочитайте исправленный вариант.

  4. Чем, по-вашему, похожи тексты первого и второго упражнений? (Этот текст можно назвать и познавательным и художественным).

  5. Какими средствами автор создаёт образ первого городского подснежника – мать-и-мачехи? (сравнениями, образными словами)

  6. А теперь докажем, что этот текст можно считать и познавательным. Отыщите и прочитайте ответы на эти вопросы (на слайде)


- Почему это растение так названо.

- Как этот подснежник называли наши предки и почему?

- Кто особенно ценит это растение и за что?

Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице.


Результаты сравнения текстов.

Сходство

Различия

  1. Нет заголовка

  2. Содержат описания.

  3. Расширяет наши знания.

  4. Учит наблюдать, удивляться.

  5. Учит не только замечать интересные факты, красоту, но и передавать это словом

  1. Структура первого текста выстроена логично, а во втором тексте нарушен порядок следования абзацев и порядок предложений внутри абзаца.

8.Домашнее задание на выбор:

  1. Найти дополнительную информацию о мать – и – мачехе, представить информацию

  2. Перечитать задачи урока определить, что сделано, а что ещё предстоит сделать. Это и будет домашним заданием.

9.Рефлексия. Учитель предлагает закончить предложения.

Мы узнали, что такое ____________ .

Хотелось бы узнать ______________

Задание 5.

Ответьте письменно на вопрос:

Какова роль сочинения и изложения в формировании орфографического навыка?

Выбор дидактического материала, с помощью которого ре­шаются учебные задачи, обусловлен в первую очередь целями обучения. Если исходить из того, что основная цель формиро­вания навыков правописания у учащихся средней школы — это научить их не делать орфографических и пунктуационных оши­бок в диктантах, то можно использовать для тренировки, для отработки умений и навыков отдельные слова, словосочетания и предложения, прибегая к тексту только на этапе контроля, во время диктанта. Если же признать, что основная цель обу­чения орфографии и пунктуации — это развитие у учащихся потребности писать грамотно при создании собственных пись­менных высказываний (сочинений, писем, деловых бумаг и т. п.), то необходимо использовать адекватный дидактический материал. Совершенно очевидно, что им должен стать прежде всего текст. Конечно, полностью отказаться от записи и ана­лиза отдельных, разрозненных единиц невозможно, это будет методически неоправданно, да и необходимости в этом нет. Такой материал нужен для наблюдения над условиями выбора правильного написания или знака препинания, а также на эта­пе воспроизводящего закрепления в процессе работы над пра­вилом. Однако и в этом случае подбор слов, словосочетаний и предложений должен быть обусловлен задачами речевого раз­вития учащихся. Лучше использовать слова и словосочетания, которые составят основу будущего текста сочинения или изло­жения; предложения, которые будут иметь первостепенное значение для оформления текстов с различной жанровой и сти­листической характеристикой и т. п. Мы

отдаем себе отчет в том, что сделать это не всегда возможно, но если возможно, то надо эту возможность использовать. На последующих этапах формирования навыков правописания для списывания или диктантов целесообразно использовать текст в виде ССЦ (СФЕ), т. е. микротекст.

Об этом говорилось во многих методических исследованиях прошлого.