Файл: Урок работы над изложением Тема Цели Текст для изложения Оборудование Ход урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- К какому виду относится текст первого упражнения? Как вы это определили?
Учащиеся, пользуясь таблицей, составляют связное высказывание.
(Это текст познавательный, т. к. его цель - заинтересовать, расширить знания о мире и способах его изучения).
2)Анализ заголовков.
Учитель предлагает заголовки. (Колбасные, молочные и конфетные деревья.Необычные деревья)
-Какой из этих заголовков передаёт тему сочинения, а какой его основную мысль?
Вывод: в каждом сочинении можно определить тему, основную мысль. Это отражается в заголовке.
3)Чтение-анализ текста «Необычные деревья».
- Как вы думаете, для чего авторы начали свой текст свопросительного и восклицательного предложений? (Чтобы заинтересовать необычными деревьями)
- Что необычного в деревьях, о которых идёт речь в этом сочинении? (Необычны не только названия, но и их вид, особенности)
4)Поиск новой информации
- Приходилось вам видеть эти деревья? Почему?
- Знаете ли вы, как увидеть эти деревья, не выходя изкласса? (Обратиться к справочнику, энциклопедии, запросить информацию в интернете).
(показать на слайдах фото деревьев)
6.Физминутка – музыкальная пауза. (Учитель предлагает представить себя рядом с одним из этих деревьев и потанцевать)
7.Продолжаем решать учебные задачи урока.
Учитель обобщает изученное: мы с вами узнали, что такое сочинение и чем оно отличается от изложения. Вспомнили главные признаки текста: его заголовок, тему, основную мысль. Какие задачи нам поможет решить упражнение 2? (5, 6 признаки текста)
Учащиеся вспоминают, что в тексте могут «рассыпаться» абзацы или предложения. (работа со слайдом «Признаки текста»). Они восстанавливают абзацы и предложения во 2 абзаце
Признаки текста
-
Заголовок. -
Тема, основная мысль. -
Тип текста (описание, повествование, рассуждение) -
Вид текста (учебный, познавательный, художественный) -
Структура (абзацы) -
Логическая и грамматическая связь абзацев и предложений.
Учащиеся отвечают на вопросы, читают исправленный вариант (текст на смартдоске).
Проверка.
-
Как вы озаглавили этот текст? -
Что пришлось вам исправить в этом тексте? -
Прочитайте исправленный вариант. -
Чем, по-вашему, похожи тексты первого и второго упражнений? (Этот текст можно назвать и познавательным и художественным). -
Какими средствами автор создаёт образ первого городского подснежника – мать-и-мачехи? (сравнениями, образными словами) -
А теперь докажем, что этот текст можно считать и познавательным. Отыщите и прочитайте ответы на эти вопросы (на слайде)
- Почему это растение так названо.
- Как этот подснежник называли наши предки и почему?
- Кто особенно ценит это растение и за что?
Учитель обобщает сказанное, Представив результаты сравнения в таблице.
Результаты сравнения текстов.
Сходство | Различия |
|
|
8.Домашнее задание на выбор:
-
Найти дополнительную информацию о мать – и – мачехе, представить информацию -
Перечитать задачи урока определить, что сделано, а что ещё предстоит сделать. Это и будет домашним заданием.
9.Рефлексия. Учитель предлагает закончить предложения.
Мы узнали, что такое ____________ .
Хотелось бы узнать ______________
Задание 5.
Ответьте письменно на вопрос:
Какова роль сочинения и изложения в формировании орфографического навыка?
Выбор дидактического материала, с помощью которого решаются учебные задачи, обусловлен в первую очередь целями обучения. Если исходить из того, что основная цель формирования навыков правописания у учащихся средней школы — это научить их не делать орфографических и пунктуационных ошибок в диктантах, то можно использовать для тренировки, для отработки умений и навыков отдельные слова, словосочетания и предложения, прибегая к тексту только на этапе контроля, во время диктанта. Если же признать, что основная цель обучения орфографии и пунктуации — это развитие у учащихся потребности писать грамотно при создании собственных письменных высказываний (сочинений, писем, деловых бумаг и т. п.), то необходимо использовать адекватный дидактический материал. Совершенно очевидно, что им должен стать прежде всего текст. Конечно, полностью отказаться от записи и анализа отдельных, разрозненных единиц невозможно, это будет методически неоправданно, да и необходимости в этом нет. Такой материал нужен для наблюдения над условиями выбора правильного написания или знака препинания, а также на этапе воспроизводящего закрепления в процессе работы над правилом. Однако и в этом случае подбор слов, словосочетаний и предложений должен быть обусловлен задачами речевого развития учащихся. Лучше использовать слова и словосочетания, которые составят основу будущего текста сочинения или изложения; предложения, которые будут иметь первостепенное значение для оформления текстов с различной жанровой и стилистической характеристикой и т. п. Мы
отдаем себе отчет в том, что сделать это не всегда возможно, но если возможно, то надо эту возможность использовать. На последующих этапах формирования навыков правописания для списывания или диктантов целесообразно использовать текст в виде ССЦ (СФЕ), т. е. микротекст.
Об этом говорилось во многих методических исследованиях прошлого.