Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый период — годы правления Юлиев – Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна, поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV – XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII – начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица
, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.
Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов
, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С. 15
2 Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян. С. 11
3 Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С 65.
4 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 153.
5 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.97.
6 Коптев А.В. Античное гражданское общество. С 17.
7 Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961
8 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.99
9 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С.156
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV – XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII – начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица
, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я попытался проследить основные вехи развития римской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется, что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо. Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противном случае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризиса империи, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самого общества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой. Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзя изменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров. Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний раз подтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал много новых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно.
Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов
, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. – 495 с. -
Багновская Н.М. Культурология / Н.М. Багновская. – М.: Дашков и К°, 2011. – 420 с. -
Викторов В.В. Культурология / В.В. Викторов. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 411 с. -
Грушевицкая Т.Г. Культурология / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Альфа, 2011. – 448 с. -
Гуревич П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: КноРус, 2011. – 448 с. -
Доброхотов А.Л. Культурология / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. – М.: Форум, 2010. – 480 с. -
Золкин А.Л. Культурология / А.Л. Золкин. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 585 с. -
Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2011. – 928 с. -
Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. – 288 с. -
Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: ЦЕHТР, 2003. – 304 с. -
Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 576 с. -
Культурология / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.
1 Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С. 15
2 Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян. С. 11
3 Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С 65.
4 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 153.
5 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.97.
6 Коптев А.В. Античное гражданское общество. С 17.
7 Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961
8 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.99
9 Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С.156