ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1262
Скачиваний: 71
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Коробова Людмила Алексеевна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
-
Практическое занятие 2
Цель занятия: развитие умения определять цель и задачи обучения, выбирать методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; формирование навыка их применения для решения практических задач.
Задание по теме 3.1 Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах
Задание 1. Разработайте план-конспект НОД во второй младшей группе по любой образовательной области.
Дома для животных. Сравнение домиков
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная.
Цели: дать представление о том, где живут домашние животные; учить создавать постройки, разные по величине, подбирать соответствующий строительный материал, сравнивать постройки; развивать внимание, восприятие, сенсорные возможности; воспитывать интерес к конструктивной деятельности, игре.
Задачи:
Целевые ориентиры дошкольного образования: с интересом отвечает на вопросы о том, где живут домашние животные, принимает активное участие в продуктивной деятельности (конструирование домика); владеет основными движениями при выполнении упражнения «Проползи в воротца»; выполняет поручения взрослого (сравнивает предмет по образцу).
Материалы и оборудование: кирпичики, кубики, пластины разной величины, картинки с изображением скотного двора, домашних животных.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением скотного двора и назвать изображенных животных (корова, коза, свинья, овца, лошадь, собака).
2. Основная часть. Беседа по вопросам.
Вопросы детям:
∙ Где мы живем? (Дома, в домах.)
∙ Нужны ли дома животным?
∙ Зачем животным нужны дома?
∙ Корова и лошадь – большие или маленькие?
∙ Коза, овца, свинья – большие или маленькие?
∙ Корове и лошади нужен большой дом или маленький?
∙ Козе, овце, свинье нужен большой или маленький дом?
3. Конструирование.
Воспитатель показывает детям фигурки коровы, лошади, овцы, свиньи, козы; дети называют эти игрушки.
Воспитатель. Корова и лошадь – большие животные. Мы построим для них большой дом. Коза, свинья, овца – маленькие животные, мы построим для них маленький дом. Что нам нужно, чтобы построить дома? (Кирпичики, кубики, пластины; детям раздают кирпичики, кубики, пластины.) Большой дом мы построим из кирпичиков (ставит несколько кирпичиков в один ряд так, чтобы получилась основа трех стен дома). Возьмите кирпичики и поставьте так же. (Дети ставят кирпичики.) Теперь сверху первых кирпичиков мы поставим еще кирпичики. (Ставит второй ряд кирпичиков на первый, дети повторяют действия.) У нас получились стены большого домика. Теперь сделаем крышу (кладет пластину сверху кирпичиков, дети повторяют действия). Теперь у большого домика для животных есть и крыша, и стены. Из кубиков мы сделаем маленький дом для животных (выставляет из кубиков ряд – основание трех стен, дети повторяют действия). Теперь сделаем крышу (кладет пластину сверху кубиков). У нас получился маленький домик.
Подвижная игра «Проползи в воротца»
Воспитатель делает из мягких модулей ворота либо ставит дугу, под которой может проползти ребенок; затем предлагает показать, как животные будут заходить в свои дома. Дети проползают под воротцами на четвереньках.
4. Сравнение домов для животных.
Воспитатель. Какие дома мы построили? (Большой и маленький.) Для каких животных мы построили большой дом? (Для коровы и лошади.) Для кого мы построили маленький дом? (Для овцы, козы, свиньи.) У большого дома какие стены? (Большие.) А у маленького? (Маленькие.)
Воспитатель «заселяет» корову и лошадь в большой дом, а овцу, козу и свинью – в маленький, и спрашивает детей, где будут жить лошадь и корова. (В большом домике.) Где будут жить овца, свинья, коза? (В маленьком домике.)
5. Рефлексия.
Воспитатель организует сюжетную игру «Ферма».
В младшем дошкольном возрасте развивающие занятия являются формой воспитания и образования, через которую ребенок эффективно расширяет свое мировоззрение. Развитие личности происходит в таких направлениях как: духовно-нравственное, физическое, патриотическое, познавательное и т.д. Структура развивающих занятий позволяет воспитателю использовать методы и приемы, которые обеспечивают решение сразу нескольких образовательных и воспитательных задач. Такой тип занятий предполагает организацию взаимодействия педагога с ребенком и творческую, познавательную самостоятельную работу дошкольника.
Задания по теме 3.2 Методика проведения развивающих занятий в средней группе детского сада
Цель: развитие умения определять цель и задачи обучения, выбирать методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; формирование навыка их применения для решения практических задач.
Задание 2. Составьте примерный план сообщения для родителей на тему «Психолого-педагогическая характеристика ребенка среднего дошкольного возраста» (оценка адаптации в группе, эмоционально-волевая сфера, физическое состояние ребенка, особенности познавательной сферы, рекомендации).
Структура выступления на встрече с родителями:
1.Повестка дня: 1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.
2. Характеристика возрастных возможностей.
3. Родители – гиды на пути познания.
4. Подведение итогов анкетирования родителей.
5. Математический КВН (совместно дети и родители)
Ход собрания:
-
Повестка дня
1.1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте
Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.
2. Характеристика возрастных возможностей
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность в них от рождения. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений. Память становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не
только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия.
Формируется внутренняя речь. Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование. При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д. ).
В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний: 1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач. 2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания. В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
3.Родители – гиды на пути познания
Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не менее младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие. Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями: Как и с кем они разговаривают; Как относятся к людям, к работе, к животным; Чем увлекаются, что любят и не любят; О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями; Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира.
Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того: О чем говорят родители с детьми; Как родители организуют режим детей; Как и за что поощряют, наказывают; Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др. Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее. Перед собранием родителям была предложена мини-анкета.
Рекомендации родителям по результатам проведения родительского собрания
1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
4. Учитывать познавательные интересы своих детей.
5. Читать познавательную литературу.
Задание по теме 4.1 Компоненты психологической готовности к школе
Цель: развитие умения определять цель и задачи обучения, выбирать методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; формирование навыка их применения для решения практических задач.
Задание 3. Составьте цикл занятий (3-4 занятия) по подготовке к школе детей подготовительной группы (для одного компонента школьной готовности).
Цикл занятий по развитию эмоционально-волевого компонента готовности к школе
План и содержание занятий
Тема занятия | Цель и задачи | Описание занятия | Время | Оборудование |
1.Знакомство | Цель: знакомство детей со специалистом Задачи: -знакомство с формами проведения занятий; развитие навыков сотрудничества и взаимодействия; работа по коррекции эмоциональных трудностей в процессе общения и взаимодействия. | 1.Приветствие детей (Знакомимся с Зайчонком Степой; «Здороваемся с помощью тела») 2.Знакомство с Волшебной книгой эмоций( рассматривание иллюстраций) 3.Драматизация («Путешествие со Степой») 4.Шеринг (Обмен «лучиками добра» в кругу). | 35 мин | Иллюстрация или игрушка Зайчонка Степы; Волшебная книга с иллюстрациями и историями возникновения эмоций; бубен для контроля времени. |
2.Чудесный мир вокруг меня и я чудесен | Цель: расширение представлений об эмоциональных состояниях человека Задачи: -формирование представлений об адаптивных формах выражения данных эмоциональных состояний; - развивать умение сообщить о данных эмоциональных состояниях - воспитывать адекватное отношение к проявлениям различных эмоциональных состояний. | 1. Приветствие (Зайчонок Степа: мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…, сегодня я хочу..) «Примагничиваемся друг к другу». 2. Разогрев («Волшебный мешочек» (превращения в садовые инструменты») 3. Драматизация («Сад чудес») 4. Шеринг («Нежные слова и обнимашки»). | 30 мин | Иллюстрация или игрушка Зайчонка Степы; Волшебный мешочек с названиями инструментов; иллюстрация чудо-леса на слайде презентации. |
3.Я и мир | Цель: формирование умения принимать эмоциональные проявления другого человека. Задачи: -развивать эмпатийное отношение к сверстникам; -способствовать развитию творческих способностей дошкольников; -корректировать негативные эмоциональные реакции через игровую деятельность. | 1.Приветствие (Зайчонок Степа: мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…, сегодня я хочу…) 2.Разогрев (Рассматривание картинок с различными эмоциональными состояниями. Этюды («Котики», «Собачки», «Мышата», «Медвежата», «Лягушки», «Зайчики», «Волчата», «Лисички»).Игра: «Хищники». 3.Драматизация(«Теремок”) 4. Шеринг («Волшебный подарок»). | 30 мин | Иллюстрация или игрушка Зайчонка Степы; Иллюстрации с эмоциональными состояниями анимированных животных; Костюмы животных (медведь, лиса, волк). Дом из картона для инсценировки сказки «Теремок», костюмы или маски персонажей; Мешочек. |
4.Я в этом мире (с родителем) | Цель: расширение позитивного опыта взаимодействия в семье. Задачи: -развитие у ребенка представления о себе как о ценности; -развитие у родителя умения помогать ребенку проживать его чувства, поддерживать его. | 1.Приветствие ( Зайчонок Степа: мое настроение, со мной произошла интересная история…, я об этом думаю…, сегодня я хочу..) 2.Разогрев (Подготовка к народному обряду «Годовины») 3.Драматизация (Инсценирование народного обряда «Годовины») 4.Шеринг («Мои ценности») | 30 мин | Иллюстрация или игрушка Зайчонка Степы; Презентация об истории народных обрядов и ритуалов; народные костюмы; народные игрушки; предметы домашнего обихода славян или их изображения. |
5.Я в этом мире (заключительное занятие с родителями) | Цель: завершить отношения в формате групповых занятий. | Встреча с подведением итогов: актуализация опыта занятий. | 35-40 мин | Презентация с фотоотчетами с занятий. |