Файл: Государственные закупки анализ эффективности и возможности совершенствования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве яркого примера недостаточной эффективности существующей системы публичных закупок можно привести постоянную нехватку либо отсутствие надлежащего количества средств защиты (масок, антисептиков, специфической одежды), лекарств и аппаратов искусственной вентиляции легких, а также невозможности их быстрого восполнения посредством системы государственных закупок в российских медицинских учреждениях для обеспечения всех нуждающихся (медицинский персонал, пациенты). Особенно заметно это стало на фоне разразившейся во всем мире пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. И даже предпринятые Правительством РФ меры, в частности составление плана по увеличению оснащения медицинских учреждений каждого региона Российской Федерации в период пандемии COVID-19 и выделения порядка 13 миллиардов рублей на закупку жизненно важной медицинской техники, в том числе реанимобилей и автомобилей скорой помощи, аппаратов искусственной вентиляции лёгких, не смогли полностью обеспечить решение проблемы в системе государственных закупок, касающейся такой специфической и жизненнонеобходимой сферы, как медицинские товары [4].

По нашему мнению, улучшение качества медицинского обслуживания напрямую зависит от способов реализации тех решений, которые принимает аппарат управления, а быструю и эффективную реализацию часто задерживает неквалифицированный персонал медицинского учреждения, отвечающий за проведение госзакупок. Принимая во внимание специфику контрактной системы, считаем, что проблему в сфере проведения государственных закупочных процедур медицинских товаров можно решить следующим образом:

1) создать единый центр государственных закупок медицинских товаров, в котором будут работать квалифицированные специалисты, занимающиеся государственными закупками, куда будут направляться электронные заявки из различных медицинских учреждений, подготавливаться вся необходимая для проведения торгов документация и проводиться электронная закупка медицинских товаров с учетом их специфики, особенностей, качественных и технически сложных характеристик, что, в конечном итоге, несомненно существенно поднимет эффективность системы государственных закупок. Создание такого центра представляется целесообразным ввиду невозможности обеспечения каждого бюджетного медицинского учреждения квалифицированными кадрами;


2) создание типовых государственных контрактов для закупки различных медицинских товаров, которые бы хранились в единой базе с обеспечением к ней свободного доступа для всех участников контрактных закупок. Создание контрактной базы обосновано судебной практикой, сложившейся ввиду частого оспаривания Федеральной антимонопольной службой результатов закупок медицинских товаров из-за выявленных при составлении государственных контрактов нарушений, допущенных некомпетентными специалистами медицинских учреждений ввиду их банального неумения формировать конкурсные документы, что часто влечет срыв сроков поставки жизненно важных медицинских товаров для медицинских учреждений;

3) создание интернет конструкторов документов, требующихся для заключения государственных контрактов, с использование цифровых технологий при составлении контрактов. Создание таких интернет конструкторов для закупок медицинских товаров целесообразно и обоснованно повышением эффективности системы государственных закупок, а также снижением либо полным исключением коррупционной составляющей.

Учитывая стратегически важную роль государственных закупок в области развития экономики государства и обеспечения деятельности страны в целом, а также несовершенства законодательства, регулирующего сферу государственного заказа, становится очевидным желание государства выбрать реформирование системы государственных закупок одним из приоритетных направлений, способствующих в среднесрочной перспективе снижению статьи бюджетных расходов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р "Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг. ".

Проведенный в статье анализ эффективности системы государственных закупок, в том числе на примере государственных закупок в области медицинских товаров, позволяет нам с уверенностью утверждать, что система закупок все еще нуждается в доработке. И осуществлять усовершенствование системы закупок для государственных нужд следует комплексно, используя следующие способы:

- совершенствовать законодательство в исследуемой области;

- расширить область компетенции государственных контролирующих и надзорных органов (предоставить им возможность проверять осуществление госзакупок на всех этапах, в том числе движение по банковским и казначейским счетам участников закупок, что, безусловно, повысит как качество, так и эффективность проверок и поможет избежать закупок по завышенным ценам, снимет коррупционную составляющую);



- привлечь общественные структуры и организации (например, "Общероссийский народный фронт"), которые бы оказывали посильную помощь по выявлению нарушений на всех стадиях осуществления закупок от планирования до исполнения госконтрактов;

- привлечь в область госзакупок субъекты реального сектора экономики (повысит уровень добросовестной конкуренции);

- использовать цифровые закупки, основываясь на данных в электронной форме с применением смарт-закупок и смарт-контрактов.

- автоматизировать процесс определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- создавать единые центры закупок с квалифицированными кадрами для специфических жизненноважных отраслей, таких как здравоохранение;

- создавать интернет (онлайн) конструкторы для подготовки контрактной документации для разных областей госзакупок;

- создавать единые базы типовых государственных контрактов, в том числе для специфических жизненноважных отраслей, с доступом к ним всех участников контрактных закупок.

Резюмируя наше исследование, хочется отметить, что система государственных закупок постоянно совершенствуется. Министерство финансов России более двух лет проводит масштабную реформу системы закупок, целью которой является процедурная оптимизация закупок (упрощение процедуры осуществления закупок с одновременным повышением эффективности использования бюджетных средств) и перевод контрактной системы на цифровой уровень. И, несмотря на объективную сложность и не малые усилия, которые приходится прилагать полномочным структурам государственной власти, чтобы, наконец, контрактная система заработала как слаженный механизм, мы считаем, что все усилия в конечном итоге будут не напрасны и повысят эффективность, результативность и качество закупок для обеспечения государственных нужд.

Список использованной литературы

  1. Горохова Д.В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. №2. С.57-68.

  2. Гунба А.А. Административно-правовое регулирование государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации: прошлое и настоящее // Современное право. 2018. N 6. С. 57 - 60.

  3. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" // Собрание законодательства РФ. 14.04.1997. № 15. Ст. 1756.

  4. Эккерт Т.И. Ошибки и нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №1-3. С.176-179

  5. Кузьмина Т.В. Государственные закупки // Вестник науки и образования. 2017. №10 (34). С.56-60.

  6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

  7. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. Москва: Статут. 2020. 224 с.

  8. Единая информационная система в сфере закупок: (сайт) -. URL: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

  9. Багмет А.М., Перов В.А. К вопросу совершенствования законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Гражданское право. 2019. № 5. С. 38 - 41.