Файл: Семинарам можно использовать хрестоматию Онтология. Часть 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подготовки к семинарам можно использовать хрестоматию : «Онтология. Часть 1» Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2015; «Онтология. Часть 2» Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2016 (под ред. Е.В.Бакеевой, О.Н.Томюк).

Тема 1. Предмет и специфика философии.

Учебное пособие:

Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Введение.

Вопросы к семинару:

1. Проблема предмета философии.

2. Отношение «философия – общество», его противоречивый характер.

3. Личностный смысл философии как любви к мудрости. Знание и мудрость.

Литература:

М.Хайдеггер Основные понятия метафизики.Гл.1. – Вопросы философии, 1989,

№ 9

М.К.Мамардашвили. Философия – это сознание вслух. – Как я понимаю философию. М.,1992, с.57-63. Там же: Философия и свобода . с. 365- 374.

И.Берлин. Назначение философии. – Вопросы философии, 1999, № 5, с. 91-98.

Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. М.,1990, Т.1.

Литература к докладам:

М.Хайдеггер.Основные понятия метафизики. Глава 2.

2. Х.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.,1991. – Главы 3,4,5.

3. К.Ясперс . Введение в философию. Минск, 2000.

4.Г.Риккерт.О понятии философии. – Хрестоматия по философии.3-е изд. М.,2009, с. 148-162.

5. В.Эрн. Природа философского сомнения. – Хрестоматия по философии. 3-е изд. М.,2009, с. 236-247.

Вопросы по текстам:

М. Хайдеггер:

- почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?

-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?

-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?

- в чем заключается специфика метафизических понятий?

-какое определение метафизического мышления предлагает автор?

И.Берлин:

-о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?

-какова общая черта философских вопросов?

-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?

- как понимает автор задачи философии?

М.К.Мамардашвили:

«Философия – это сознание вслух»:

-какое определение философии дает автор?

-какова связь философии и предназначения человека?

-в чем заключается специфика философских проблем
, по мнению автора?

«Философия и свобода»:

-что такое «трансцендирующее усилие»?

-какова природа «чистых состояний» или «идеалов»?

Платон:

-как сам Сократ понимает причины смертного приговора?

-в чем заключается предназначение философа, по мнению Сократа

Тема 2. Основные школы и понятия древнегреческой и средневековой европейской философии.

Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 1. Онтология Единого. Лекции 1, 2, 4, 5. Раздел 2. Средневековая философия: онтология творения.

Вопросы к семинару:

1.Представления античных мыслителей о взаимопревращаемости вещей. Число, эйдос, идея.

2.Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.

3. Благо, истина, красота в философии Платона.

4. Средневековые христианские мыслители о времени и вечности

5.Внешний и внутренний закон. Открытие «внутреннего измерения» человека.

Литература:

1.Платон. Парменид. Раздел « Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого». – Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид.М.,1999.

2.Антология мировой философии . М., 1969, Т.1,Ч.1. с.270-290.

3.Платон. Федр. Вторая речь Сократа // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999.

4.Платон. Государство. Книга 6. Спб,2005,с.327-356.

5. Платон. Федон. Раздел «Душа и тело с точки зрения познания истины»// Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999.

6. Августин. Исповедь. Кн. 1 (разд. 6),кн. 2. ( разд. 5), кн. 4 ( разд. 9), кн. 11 (разд. 4,5,8, 10-14, 18-21, 30).

7. П.Абеляр. Этика, или Познай самого себя. – Тео-логические трактаты. М.,1995, с. 248-268.

Литература к докладам:

1.Т.В.Васильева. Путь к Платону: Любовь к мудрости или мудрость любви.М.,1999.

2. Т.В.Васильева. От «фюзис» к «эйдос», от «природы» к «идее». – Т.В. Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002, с. 21-32.

3. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Аристотель. М., 1982.

4. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с.259-270.

5. Т.В.Васильева. Символы человека у Платона и платоническая любовь. – Т.В.Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002,с. 83-90.

6.А.Ф.Лосев.История античной эстетики. Кн. 2. М.,1994,Р.7: «Человек», пар. 3-6, с.280-293.

7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М,. 1993.-Кн. 4, гл. 4,5,6.с.131-147.

8. Платон. Алкивиад 1.

9.Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.,1988, с.24-30.

11. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. пар. 1.2.- Истоки схоластического мировоззрения, с.102-115.



12. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М.1989. – Раздел 2. Глава 4. Границы средневековой науки (проблема универсалий).Р.4.1, 4.2.с. 173-185.

Вопросы по текстам:

Антология мировой философии:

-какое определение начала дает Анаксимандр?

-как с понятием «апейрон» связана множественность миров?

-как понимается «несправедливость» в философии Анаксимандра?

-каковы аргументы Анаксимена в пользу понимания «архэ» как воздуха?

-как можно истолковать фразу Гераклита «все обменивается на огонь и огонь - на все»?

-прокомментируйте утверждение Гераклита: «мудрость отрешена от всего»;

-как объясняется происхождение вещей в учении пифагорейцев?

-почему, по выражению Филолая, «ложь чужда природе числа»?

Платон (Федр):

- какое понимание человеческой души предлагает Сократ?

-в чем, по мнению Сократа, заключается противоречивость человеческой жизни?

-что мешает человеку приблизиться к благу?

-каковы основные положения концепции «познания как припоминания»?

Платон (Государство):

- почему, по мнению Платона, именно философы должны править в идеальном государстве?

-как связаны свойства философской души со стремлением к цельному знанию?

-как связаны основное свойство философской души и соразмерность?

-в чем заключается основная причина враждебности между философом и толпой?

-как Платон понимает идею Блага?

-каковы условия разумности души?

-что такое «беспредпосылочное начало» в мышлении?

Платон (Федон)

-в чем Платон видит причину человеческих заблуждений?

-какой способ познания признается в тексте наиболее надежным?

-о какой «единственно правильной монете» говорится в тексте?

Августин:

- как можно понять выражения Августина «мертвая жизнь или живая смерть», «совершенное Бытие и совершенная жизнь»?

-как, по Августину, соотносятся земные блага и «Лучшее и Наивысшее»?

-какова истинная природа человеческих желаний?

- о каком способе сохранения временного и изменчивого говорит Августин?

-какова связь акта творения и божественного Слова?

-установите связь между понятиями в тексте Августина: «разум», «слово», «Начало»;

-почему вопрос о времени сотворения мира является незаконным?

-прокомментируйте выражение «сегодняшний день Твой - вечность»;

-о каких трех видах времени говорит Августин?

Абеляр:

- чем отличаются друг от друга «порок души», «грех» и «злодеяние»?

-как оценивает Абеляр человеческие желания?


-в чем заключается отличие «факта поступка»от «духа поступка»?

- почему совершение поступка не увеличивает грех, по Абеляру?

Тема 3. Европейская философия Нового времени.

Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 3. Онтология субъекта.

Вопросы к семинару:

  1. Переориентация философии на проблемы познания.

  2. Наука и философия Нового времени о понятиях материи и движения. Механицизм.

  3. Соотношение спекулятивного и практического разума в философии И.Канта.

  4. Автономия нравственного субъекта . Человек как цель.


Литература:

Антология мировой философии. М.,1970, Т.2. с. 237-248, 309-318, 413-419.

Антология мировой философии. М.,1970, Т.2, с. 256-261.

П.А.Гольбах. Избранные произведения. Т.1.М.,1963- «Система природы»,гл. 2,3.

И.Кант. Основание метафизики нравов. – И.Кант. Лекции по этике.М.,2000, с. 239-265, 269-271.

И.Кант. Критика практического разума. Гл.2. Ч. 1,2,3. –И.Кант. Лекции по этике. М.,2000, с. 369-375.

Литература к докладам:

1.А.В.Ахутин. Новация Коперника и коперниканская революция. 3.1. Замысел «коперниканского» разума.- А.В.Ахутин. Поворотные времена. Спб,2005, с. 382-398.

2.П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (17-18 вв). М.,1987,гл.3. «Научная программа Декарта». Р. 1 «Философские предпосылки картезианской научной программы». С. 139-150.

3. Н.Кузанский. О предположениях. Пролог, Гл. 1-9. – Н.Кузанский. Сочинения в 2-х томах, Т.1. М.,1979,с.187-204.

4.М.Хайдеггер. Время картины мира. – М.Хайдеггер. Время и бытие

5.П.П.Гайденко. Эволюция понятия науки ( 17-18 вв). Формирование научных программ Нового времени. М., 1987, с. 259-267, с. 150-165.

6. П.П.Гайденко. Время. Длительность. Вечность. М.,2006.- Гл.4, Р.1. «Абсолютные время, пространство и движение». – С. 134-138.

7.Р.Декарт. Размышления о первой философии. Размышление 6. О существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом. – Р.Декарт. Сочинения. Спб, 2006, с. 174-185.

8.М.К.Мамардашвили. Кантианские вариации. М.,1997.- Лекция 6. с.103-124.

9.Б.Спиноза. Этика. – Антология мировой философии. Т.2. М.,1970, с. 358-364.

10. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1.Гл.1. пар.8,ч. 2: «О праве чистого разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с. 321-326.

11. И.Кант. Критика практического разума. Кн.1, Гл.3. «О мотивах чистого практического разума». – И.Кант. Лекции по этике. М.,2000,с.337-350.


Вопросы по текстам:

Декарт:

-почему в познании необходим момент сомнения?

-почему в области поступков сомнение неуместно?

-какие аргументы против существования чувственных вещей приводит автор?

-почему необходимо сомневаться также в существовании идей?

-какое достоверное положение может рассматриваться основание всего человеческого познания?

-как Декарт понимает соотношение души и тела?

-как определяются в тексте мышление и врожденные идеи?

-какое определение «ясного и отчетливого мышления» дает Декарт?

Гоббс:

-почему ощущения Гоббс называет «призраками»?

-находятся ли качества в объектах, согласно автору?

-что такое, по Гоббсу, «представление» и «опыт»?

- как трактуется «чудо» в концепции Гоббса?

-как понимаются автором категории конечности и бесконечности?

-каковы, согласно Гоббсу, условия формирования человеческих представлений о вещах?

Локк:

-на каком основании Локк отрицает врожденные идеи?

-о каких двух источниках формирования идей в человеческом познании говорит Локк?

Антология мировой философии:

-какие качества, согласно Декарту, составляют природу тела? Почему?

-почему мир, по мнению Декарта, не может быть конечным?

-почему необходимо отрицать множество миров?

-какое определение движения предлагает Декарт?

-о каких трех законах природы говорит автор?

Гольбах:

-как Гольбах понимает движение, причину, следствие?

-на чем, согласно автору, основано единство природы?

-как в концепции Гольбаха трактуется «жизнь»?

-как автор относится к сверхъестественному?

-как можно понять выражение автора: «материя без свойств есть чистое ничто»?

-почему Гольбах утверждает вечность материи?

-познаваема ли, по мнению автора, материя в своей сущности?

Кант:

«Основания метафизики нравов»:

-можно ли вывести представления о нравственности из опыта?

-почему идея нравственности должна основываться на чистом разуме?

-как автор определяет волю и практический разум?

-что такое императив ,согласно Канту?

-как автор понимает различие между «хорошим» и «приятным»?

-как понимается различие гипотетического и категорического императивов?

-чем, по Канту, отличаются друг от друга «правила умения», «советы благоразумия» и «законы нравственности»?

-почему, согласно Канту, «в отношении счастья невозможен никакой императив»?