Файл: Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей у студентов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
98
- Педагогические науки -
International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.1-1 (40), 2020
ЗНАЧЕНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ
В.М. Паршакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика
Д.Н. Прянишникова
(Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10024
Аннотация. В статье на основе анализа и научно-методической литературы пред-
ставлены вопросы развития координационных способностей студентов высших учебных
заведений, которые наиболее отвечает потребностям, способностям и возможностям
студентов высших учебных заведений и имеет ценный педагогический потенциал для фи-
зического воспитания. Представлены методы и средства развития координационных
способностей, как у студента, так и у любого человека. Проведен собственный экспери-
мент со студентами ПГАТУ.
Ключевые слова: комплекс упражнений, физические качества, гимнастика, координа-
ционные способности, студенты.
Значение координационной активности и способностей очень важно во всех сфе- рах человеческой жизни, а особенно для занятий спортом. Для успешного и пра- вильного развития координированных способностей и навыков, их необходимо тренировать с детства, начиная с четырех лет. Конечно, эти способности можно раз- вить и позже, но тогда данный процесс займет гораздо больше времени и будет более трудоёмким [1].
Тему развития координационных воз- можностей пытались раскрыть вомноже- стве научных работ и статей, но даже, не- смотря на это, данный процесс всё ещё ос- тается недостаточно изученным, а особен- но рациональное соотношение координа- ционных способностей человека и средств и методов их полного успешного развития.
Координационные способности – это со- вокупность двигательных навыков и уме- ний, которые определяют скорость овла- дения человеком новых движений и спо- собность быстро и эффективно перестраи- вать двигательную деятельность всего тела при возникновении неожиданных и даже опасных для жизни ситуациях [2].
Проявление координационных способ- ностей и навыков зависит от ряда факто- ров, таких как: способность к четкому и адекватному анализу собственных дейст- вий, деятельности всех анализаторов орга- низма, а особенно двигательного анализа- тора,·сложности выполняемого координа- ционного задания,·степени развития дру- гих физических способностей и навы- ков,·смелости и решимости,·возраста че- ловека,·общим уровнем подготовленности организма к выполнению действий и дви- жений определенного типа. Основными факторами, которые обеспечивают осуще- ствление координационных движений и выработку навыков являются: способности организма к поддержанию равновесия в пространстве, и ориентации в нём, реаги- рованию к изменениям окружающей сре- ды, сложному и взаимосвязанному устрой- ству движений, способности к поддержа- нию нужного ритма, изменению двига- тельных реакций и актов, устойчивость и тренированность вестибулярного аппара- та, а также способность к произвольному расслаблению тех или иных мышц те- ла [3].
С целью выработки и тренировки коор- динационных способностей, были опреде- лены следующие задачи: усовершенство- вание согласованности движений различ- ных частей тела, развитие и улучшения координационных движений и способно- стей неведущей конечности, развитие спо- собности точной оценки ситуации и опре- деление необходимых в ней движений.
99
- Педагогические науки -
International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.1-1 (40), 2020
Основными средствами для развития и улучшений координационных навыков и способностей являются упражнения и комплексы упражнений с повышенной ко- ординационной сложностью, и содержа- щие новые элементы движений. Изучение и освоение правильных техник и способов выполнения, естественных человеку дви- жений, например бег, поднятие и метание предметов, прыжки, лазание, спуск [4].
Совершенствование способности смены двигательных процессов и изменение па- раметров двигательных реакций, вызван- ных резко изменяющейся обстановкой, возможно с помощью активных спортив- ных игр (футбол, баскетбол, хоккей, бас- кетбол и т.д.), различного рода едино- борств (бокс, различные виды борьбы), катание на лыжах и коньках, горнолыж- ный спорт, бег [5].
Среди координационных способностей различают несколько видов: общие базо- вые координационные способно- сти,·специальные (нелокомоторные дви- жения туловища в пространстве, цикличе- ские и ациклические виды деятельно- сти),·специфические (способность к согла- сованности движений тела, ориентация в окружающем пространстве, поддержание равновесия, соблюдение ритма, способ- ность к реагированию на изменения внеш- ней обстановки) Следует также помнить, что координационные способности могут быть как элементарными, так и сложными.
Элементарные способности проявляются и тренируются при беге и ходьбе, сложные же развиваются при занятиях определен- ными видами спорта, боксе и борьбе [7].
Приемы и методики для совершенство- вания координации бывают двух типов:
1. Изменение способа выполнения раз- личных упражнений (смена темпа, количе- ства нагрузки, направления движений, ис- ходное и конечное положения).
2. Изменение условий выполнений, но сохранение способа выполнения (предва- рительные нагрузки и раздражение вести- булярного аппарата силовые упражнения, изменяющиеся условия упражнений)
По достижению возраста 17-19 лет и старше координационные способности, и навыки у человека развиваются значи- тельно медленнее, нежели у детей школь- ного и дошкольного возраста. Развить их, конечно, можно в любом случае, но на это уйдет больше времени и сил.
Упражнения, развивающие и улуч- шающие координационные способности:
1. Бег с заданиями по 30 секунд на каж- дый тип упражнения.
1.1. Бег с прыжками через набивные мячи, расположенные друг от друга на расстоянии 3-4 шагов.
1.2. Бег с преодолением препятствий – мячей, скамеек, скакалок.
1.3. Бег с изменением направления движения по указанию учителя (змейкой, по кругу, с обеганием различных предме- тов – мячей, стоек, стульев и т. д.)
1.4. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад
2. Упражнения на месте (каждое вы- полняется по 1-2 минуты)
2.1. Прыжки на одной ноге с разворо- том на 90 градусов, руки находятся на поясе
2.2. Лечь на спину, обхватить плечи ру- ками, слегка приподнять верхнюю часть тела и «постукивать» спиной об пол.
2.3. Опираясь на одну ногу, вторую приподнять таким образом, чтобы бедро стало параллельно полу. Одновременно с этим вытянуть вперед одноименную руку.
2.4. Лечь на живот, приподнять верх- нюю часть тела, опираясь на предплечья.
Опустить плечи и вытянуть носки, смот- реть вперед
2.5. Выпады вперед, одна рука отклоне- на в сторону, другая - за головой. Лицо направлено в направлении вытянутой ру- ки. Руки менять.
2.6. Выпады вперед, одна рука отклоне- на в сторону, другая - за головой. Лицо направлено в направлении вытянутой ру- ки. Руки менять.
2.8. Лечь на спину, руки держать под углом 90 градусов к туловищу, колени со- гнуты. Производятся скручивания ногами, плечи при этом лежат на полу. Сохранять данное положение некоторое время.
2.9. Поочередное подбрасывание каж- дой рукой мяча. Мяч в каждой руке.
Для того чтобы понять уровень разви- тия координационных способностей ис-
100
- Педагогические науки -
International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.1-1 (40), 2020
пользуют различные тесты, в которых вы- полняются упражнения на скорость реак- ции, равновесие и т.д. Они помогают вы- явить, что нужно больше развивать в ко- ординационных способностях, а так же сравнить насколько хорошо они развились за курс занятий физической культурой.
Тесты проводятся в начале учебного года и в конце, сравниваются результаты. Мно- гообразие видов двигательных координа- ционных способностей не позволяет оце- нивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте исполь- зуют различные показатели, наиболее важными из которых являются: время, за- трачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации (чем меньше времени затрачено, тем выше координаци- онные способности);· время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменив- шейся ситуацией.
Выбор наиболее оптимального плана успешного решения задачи считается хо- рошим показателем координационных возможностей; координационная слож- ность выполняемых двигательных заданий или их комплексы (комбинации); точность выполнения двигательных действий по ос- новным характеристикам техники; сохра- нение устойчивости при нарушении рав- новесия; стабильность выполнения слож- ного в координационном отношении дви- гательного задания. Ее оценивают по ко- личеству попаданий бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в ми- шень. Контрольными упражнениями в та- ких тестах являются бег «змейкой», чел- ночный бег 3х10 м, челночный бег 4х9 м с последовательной переноской двух куби- ков за линию старта, метание мяча в цель с различного расстояния и с различных ис- ходных положений, три кувырка вперёд с выходом в исходное положение, стойка на одной ноге, бег к пронумерованным на- бивным мячам.
Цель исследования – влияние специаль- ных физических упражнений на развитие координационных способностей у студен- тов ПГАТУ. Определены задачи исследо- вания: выявить влияние специальных фи- зических упражнений на развитие коорди- национных способностей у студентов, провести эксперимент, дать оценку полу- ченным результатам. В эксперименте уча- ствовали 12 студентов в сентябре у группы провели четыре контрольных теста на оп- ределения координационных способно- стей. Далее в течение семестра два раза в неделю на занятиях по физической куль- туре студенты выполняли специальные физические упражнения (приведённые в таблице) на развитие координационных способностей. В конце семестра студенты снова сдали контрольные тесты. В процес- се эксперимента удалось выяснить поло- жительную динамику во всех четырёх тес- тах (рис.).
Рис. Результаты тестирования
0 10 20 30 40 50 60 70 бег к пронумерованным набивным мячам
3 кувырка вперёд с выходом в И.П. (сек) стойка на одной ноге (сек) челночный бег 3 × 10 (сек) итоговый контроль входной контроль
101
- Педагогические науки -
International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.1-1 (40), 2020
Из всего вышесказанного можно сде- лать вывод, что развитие координации по- лезно не только в дошкольном и школьном возрасте, но и студентам. В современное время человек должен уметь быстро вос- принимать обстановку и любые изменения в ней, перерабатывать данную информа- цию в кротчайшие сроки, осуществлять точные, координированные и своевремен- ные действия в пространстве при наи- меньшей затрате времени и энергетиче- ских ресурсов. Вне зависимости от возрас- та можно начать развивать координацион- ные способности, но на это уйдет больше времени и сил.
Библиографический список
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
2. Гобик М.А. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
3. Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.:
Физкультура и спорт, 2000.
4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкуль- тура и спорт, 1988.
5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. – СПб.: Центр карьеры, 1999.
6. Головченко О.П. Общие основы физиологической активности человека: Учеб. пособ.
– Омск: СибГАФК, 1998.
7. Давыдов B.В. Теория и практика физической культуры. – М., 1975.
THE IMPORTANCE OF GYMNASTIC EXERCISES FOR THE DEVELOPMENT OF
COORDINATION ABILITIES IN STUDENTS
V.M. Parshakova, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University
(Russia, Perm)
Abstract. based on the analysis and scientific and methodological literature, the article pre-
sents the issues of development of coordination abilities of students of higher educational institu-
tions, which best meets the needs, abilities and opportunities of students of higher educational
institutions and has a valuable pedagogical potential for physical education. Methods and means
of developing coordination abilities, both for students and for any person, are presented. We
conducted our own experiment with students of PSTU.
Keywords: set of exercises, physical qualities, gymnastics, coordination abilities, students.