Файл: Этапы становления средневековой философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»

Кафедра философии

Реферат

По дисциплине: Философия

Тема: «Этапы становления средневековой философии »

Автор: студент гр. Д-22-1 ____________ Волкова М.М.

(группа) (подпись) (Ф.И.О)

ОЦЕНКА: ___________

Дата: ____23.04.23_______

ПРОВЕРИЛ

Руководитель работы, доц. _____________ /Дорофеев Д.Ю. /

(заведущий кафедры) (подписъ) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2023

Введение

1. Позднеантичная философия как источник средневековой философии. Теоцентризм - основополагающий принцип философии средневековья

2. Основные этапы становления средневековой философии

3. Фома Аквинский как систематизатор схоластической философии

4. Спор об универсалиях: реализм и номинализм. Современная интерпретация этого спора

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи,однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений , ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно


Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Итак, цель данной работы :

- дать философское понятие теоцетризма и позднеантичной философии в средневековой философии,

- исследовать основные этапы развития средневековой философии,

- рассмотреть Фому Аквинского как систематизатора схоластической,

- исследовать спор об реализме и номинализме в современной интерпретации.

  1. Позднеантичная философия как источник средневековой философии.

  • Теоцентризм - основополагающий принцип философии средневековья

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир был уверен в открытости истины. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, а ради неё самой. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, а ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос.

Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”.

  • В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий. С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм, реализм и номинализм . В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственным правильным подходом к познанию того, что такое бытие; появление номинализма свидетельствовало о распаде средневекового мышления, а концептуализм был сочетанием умеренного реализма с умеренным номинализмом.Попытки разрешения проблемы универсалий открывали возможности обнаружить процедуры сопричастности земного и горнего миров.

  • Средневековое слово в зависимости от того, откуда и куда оно было направлено,имело двойное преображение: воплощение и развоплощение. Слово было наивысшей реальностью именно в силу его существования в двух модусах. Сказание вело к существованию, но при этом любое сотворенное существо, не могло быть пассивным: вещь начинала вещать о себе, иной вещи средневековье не знало. Любая вещь в силу акта творения Богом - у верховным субъектом, была субъектной и соответственно личностной.

  • Идеи субъектности и личностности находятся в теснейшем отношении со смыслом воплощенного Слова, не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих религий и философских умозрений. Инкарнация или воплощени - не вселение Бога в тело. Вселяясь в тело, боги полностью сохраняли сверхчеловеческую сущность. В христианстве вочеловечение Бога включает в себя жертву, принимаемую распятым Сыном человеческим, то есть предполагает внутренние таинственные богочеловеческие отношения, теологическим истолкованием которых служит учение о Троице. Воплощение Слова, приобретение духом своей окончательной действительности означает, что логос освобождается от спиритуалистического характера. Единственность и неповторимость акта искупления привели к включению исторического в сферу европейской мысли; это придает совершенно особый статус средневековой философии как философии истории.


Идея воплощенности Слова означала, что зрение и слух становятся важнейшими органами чувств, видение же как умозрение - условием философствования.

  • Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, что необходимое знание принадлежит только Богу, следовательно, возникшая в античности логика, рассчитанная на выявление истинного и ложного суждения, перестает быть равноправной с логикой диспута. На человеческом уровне роль необходимого знания начинает исполнять этика, цель которой состоит в поисках регулятивов для реализации идеи спасения. Путь к достижению спасения лежал через вопрощание собственной души, прямо ставящее человека перед Богом, то есть самопознание понимается как богопознание, но совершаемое определенным образом: При таком самопознании мысленно расставляются основания мышления и основания веры. Потому исповедь есть не только процедура причащения Богу, но есть философствование, примером чему является “Исповедь” Аврелия Августина.

  • В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении. Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором человека. Творец мира брал залог для испытания духа опытом мира в виде любви или ненависти, что было тесно связано с возможностью знания: чем больше любовь к Богу, тем точнее знание.

  • Богооткровенность истины в Священном писании предполагала необходимость его комментария, который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения. В речевом диалоге, принявшем форму диспута, была создана возможность формирования такой диалектики, понятия которой одновременно - двусмысленно - направлялись на сакральное и мирское, образуя особый способ познания.

Философствование осуществляется в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования, то есть оно всегда в настоящем, где вечное прикасается к временному. Это не бесконечное совершенствование в умозрении, а моментальное реагирование на мысль, эту мысль одновременно продолжающее и останавливающее, познающее и обнаруживающее полное незнание.


Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца , Сына и святого Духа. Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

2. Основные этапы становления средневековой философии

Средние века - это период европейской истории, охватывающий временной промежуток с 5 по 13 век нашей эры. Характерной чертой Средневековья было господство христианской религии и церкви во всех сферах индивидуальной и общественной жизни. Христианство стало государственной религией в Римской империи ещё в 312 году н.э., что зафиксировано в Миланском эдикте императора Константина. После крушения Западной Римской империи в 476 году, христианство активно распространяется среди варварских племён Европы. На фоне относительно слабой власти светских правителей, которые постоянно воевали между собой, единая и централизованная власть папы Римского создавала условия для культурно-политического единения Западной Европы, основанного на общей, христианской системе ценностей.

Характерные черты философии Средневековья:

  1. Теоцентрический характер, то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия".Внимание философов сосредоточено преимущественно на двух главных идеях: идее творения и идее откровения.

  2. Спиритуальный характер, то есть интерес преимущественно к духовным вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию.Эсхатологические черты предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых.

  3. Традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям.Средневековая философия попыталась обосновать христианскую систему миропонимания и обосновать приоритет веры над разумом, сверхчувственного над чувственным, вечного над временным. Но свободная человеческая мысль постоянно вырывалась за пределы, жёстко определённые философии как "служанке богословия" и пыталась найти исключительно свою, философскую истину.


Апологетика, патристика и схоластика как основные направления средневековой философии.

Апологетика - это философское направление, которое ставило своей задачей обоснование истинности и защиту христианства от критики античных философов. Апологетика подразделяется на западную, которая закладывает основы католической церковной традиции, и восточную, лежащую в основе православной церковной традиции. Крупнейшим представителем западной апологетики был Квинт Септимий Тертуллиан , который сформулировал смысл этого философского направления в формуле: "Верую, ибо абсурдно". Лишь в акте веры человек может приобщиться к этому знанию, и, тем самым, спастись. "Что общего между философом и христианином, между учеником греческой премудрости и учеником Неба?" - патетически восклицает Тертуллиан, отстаивая онтологические приоритеты раннего христианства.

Восточная апологетика, в отличие от западной, ориентируется на созерцание внутреннего человека, неисповедимых глубин человеческого духа. Особое внимание восточные апологеты уделяют экзегезе - аллегорическому прочтению и толкованию священных текстов. В рамках этой ветви апологетики закладываются основы апофатической теологии, главный принцип которой состоит в том, что, определяя Бога, мы можем сказать только то, чем он не есть..

Формулировка основ христианского вероучения - догматики - которая происходит на Вселенских церковных соборах, первым из которых был состоявшийся в 325 году Никейский собор, приводит к возникновению второго направления средневековой философии -патристики. Название этого направления пошло от имени Отцов церкви - наиболее авторитетных христианских мыслителей, которым церковь доверяла объяснение фундаментальных догматических положений. В рамках патристики закладываются основные принципы средневековой христианской мысли. Патристика также подразделяется на западную и восточную.

Крупнейшим представителем западной патристики был Аврелий Августин. Августин является одним из крупнейших европейских мыслителей, который первым в своей книге "О Граде Божьем" сформулировал христианское понимание истории. В соответствии с ним, история имеет своё начало , кульминацию и завершение.Каждое историческое событие, согласно Августину, является неповторимым, значимым и уникальным в контексте грядущего спасения или проклятия. Но Августин осмыслил не только историю человечества, в своей знаменитой "Исповеди" он дал блестящее описание духовных исканий человека и доказал важность обращения души к Богу. Августин является основоположником жанра исповеди в мировой литературе.