Файл: Личность как объект и субъект безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

эссе на тему «Личность как объект и субъект безопасности» (тема практического задания)

ФИО студента

Айдашкина Наталья Васильевна

Направление подготовки

Документоведение и архивоведение (Делопроизводство кадровой службы)

Группа

ДОУ-Б-01-З-2022-1_ДИСТАНТ


Москва 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3

1. Личность как объект и субъект безопасности 5

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Актуальность. Безопасность личности начинается с ее конституционных прав и свобод. Конституция Российской Федерации в качестве основных прав и свобод личности выделяет: право пользования информацией, свободу слова и мысли, свободу печати, идеологии и вероисповедания; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на общественные действия, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственным (публичным) должностям, право избирать и быть избранным; и др.

Государство гарантирует защиту прав граждан РФ государственными механизмами защиты: это судебная защита прав и свобод личности, смежная с судебными механизмами государственной защиты, международными механизмами защиты прав человека и гражданина.


Являясь субъектом отношений безопасности и объектом воздействия со стороны институтов безопасности, личность определяет характер и направленность этих отношений. Личность, являясь основным социальным фактором этих отношений, определяет подлежащие защите жизненно важные интересы и формы их реализации.

Проблема. Государство и личность связаны между собой как субъект-субъектными, так и субъект-объектными отношениями. В самом общем виде они могут быть охарактеризованы двумя крайними положениями: государство может обеспечить и на деле обеспечивает защищенность всех своих граждан; государство может быть угрозой безопасности личности (диктаторское, деспотичное, тоталитарное государство заинтересовано в незащищенности личности в целях обеспечения собственной внутренней безопасности).

В отечественной практике проблема безопасности личности рассматривалась через призму обеспечения государственной безопасности, которая автоматически должна была ее обеспечивать.

Цель работы состоит в изучении особенностей личности как объекта и субъекта безопасности.

Личность как объект и субъект безопасности

Безопасность человека в широком смысле - это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами.

Особое место в безопасности человека занимают, влияющие на нее, социальные факторы:

• уровень благосостояния;

• общей культуры, культуры обслуживания;

• бытовые условия;

• обычаи;

• нравы;

• поведенческие предпочтения;

• нравственные и эмоциональные характеристики.

Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РФ «О безопасности» выделил ее права и свободы.

Исходя из этого угрозами безопасности личности выступают:

·лишение жизни, здоровья, дееспособности;

·насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения;

· манипулирование сознанием и поведением;


· нравственное развращение и физическое растление;

· ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод;

· насильственное подчинение преступным целям и группировкам;

· использование человека как средства обогащения и т. д.

Основными принципами обеспечения безопасности личности являются:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Один из первоочередных вопросов в обеспечении национальной безопасности – вопрос об объектах безопасности. Объект безопасности является критерием разграничения национальной безопасности на виды (государственная безопасность, общественная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность и др.). При этом вопросы определения объектов национальной безопасности имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

С точки зрения словарного определения «объект» – это явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Отталкиваясь от общепризнанного понимания безопасности как состояния защищенности, гарантирующее устойчивое развитие, «объект безопасности» можно определить, как явление (предмет, процесс, отношения), которое находится в состоянии защищенности и устойчивого развития благодаря реализации специальных мер.

Законодательное закрепление объектов безопасности началось с Закона РФ «О безопасности», значимость и перспективность которого на момент его принятия сложно переоценить. Данный закон определил основные объекты безопасности: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Указанная триада (личность, общество и государство) в качестве объектов обеспечения безопасности до сих пор фигурируют в целом ряде законодательных актов, как общих, так и специальных.

Традиционно к объектам общественной безопасности относят материальные и духовные ценности общества.

К объектам безопасности личности необходимо относить не только физическую защищенность человека, но и его права и свободы, а также достойные качество и уровень жизни. Такой подход содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.


В научных исследованиях существуют различные мнения относительно объектов безопасности личности. К ним относят права и свободы человека, социальную защищенность, физическую свободу и неприкосновенность, честь и достоинство.

Однако, в нормативных правовых актах и документах стратегического планирования нередко встречаются противоречия в определении объектов безопасности личности. Так, из определения пожарной безопасности, данного в одноименном законе, пожар наносит ущерб личности, согласно определению пожара из того же закона – только гражданам. Однако здравый смысл не позволяет оставить за скобками иностранных граждан и лиц без гражданства, что требует расширительного толкования соответствующей нормы. В то же время, в Федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» говорится уже о безопасности людей.

Применительно к безопасности на транспорте применяется термин «население», в которое включаются пассажиры и персонал.

Таким образом, наблюдается подмена понятий «человек», «личность», «гражданин» при наличии устоявшейся в законодательстве и правовой доктрине категории – безопасность личности.

Личность, как субъект безопасности, с одной стороны, связана с ее способностью противостоять неблагоприятным и деструктивным воздействиям (понятие жизнестойкости). С другой стороны, личность, человек, выступая активным, самостоятельным субъектом, сам может становиться производителем повышенных рисков для себя и своего окружения, источником, если не деструктивных, то хотя бы неблагоприятных воздействий. Представляется также важным подчеркнуть, что оба аспекта проблемы безопасности личности тесно связаны с проблемой психологического здоровья. Можно полагать, что психологическое здоровье личности, помимо прочего, и будет проявляться, с одной стороны, в ее способности противостоять негативным влияниям, а с другой, способности оценивать собственное поведение как производителя рисков по отношению к другим, взаимоотношениям с другими, к самому себе и к миру в целом.

На государстве лежит основная тяжесть обеспечения условий и средств безопасности личности. К ним относятся: демократическое устройство общества, принцип единства и разделения властей; самоограничение государства правом; наличие 
законов и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту естественных и политических прав и свобод человека и гражданина; равенство всех перед законом; безопасность власти для личности; справедливое правосудие.

Угрозы безопасности личности многообразны – от разрушения имеющихся взглядов, идей, мировоззренческих позиций, пристрастий до манипуляций индивидуальным и общественным сознанием и поведением, конформизма, ограничения автономности и насильственного подчинения чуждой культуре. Источником этих угроз может быть само государство и его политические институты. К таким угрозам следует отнести: игнорирование общественного мнения официальной властью; оказание властными структурами поддержки конформистским и приспособленческим организациям, партиям, движениям; ограничение политических прав и свобод граждан; запрет или преследование (уничтожение) политической оппозиции; запрет массовых выражений социального недовольства (митингов, шествий, демонстраций); политическое рейдерство (насильственный захват негосударственных политических структур и подчинение их лояльным по отношению к официальной власти негосударственным политическим организациям) и т. д.

Внутренние виды угроз безопасности личности коренятся в недостаточно продуманной кадровой политике как непосредственно на уровне самих субъектов РФ, так и в целом на уровне Федерации, что определяется недостаточным вниманием к качеству подготовки и уровню профессионализма сотрудников.

Также можно говорить о видах угроз безопасности личности по сфере действия, что позволяет выделить, например, общенациональные угрозы безопасности, когда проявления преступности создают серьезные трудности в реализации интересов всего общества и государства и дестабилизируют положение дел во многих сферах общественной жизни. Региональные угрозы безопасности личности представляют собой распространение определенных последствий преступности, а фактически криминальных угроз, на определенной территории. Чаще всего это те территории, где возможно получение сверхприбыли в силу объективных причин.

Индивидуальные угрозы безопасности личности касаются конкретных граждан и представляют собой (на фоне снижения уровня жизни, материальной несостоятельности) утрату доверия к правоохранительным органам и отчуждение человека от государства.