Файл: Практическое задание 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое задание 13

Комиссарова ЕЕ


  1. Пользуясь материалами лекции, дополните рисунок.


(не смогла отредактировать рисунок, что бы оформить в формате таблицы, поэтому напишу текстом)
Психосоматические заболевания и расстройства

Конверсионные симптомы.
Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку. Симптом имеет символический характер, демонстрация симптомов может пониматься как попытка решения конфликта. Конверсионные проявления затрагивают в большей части произвольную моторику и органы чувств. Примерами являются истерические параличи, парестезии, психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены.
Функциональные синдромы.
В этой группе находится преобладающая часть пациентов, которые приходят на прием с пестрой картиной часто неопределенных жалоб, которые могут затрагивать сердечно-сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания или мочеполовую систему.

Часто у таких больных имеются только функциональные нарушения отдельных органов или систем; какие-либо органические изменения, как правило, не об­наруживаются. В отличие от конверсионных симптомов, отдель­ный симптом не имеет специфического значения, будучи неспеци­фическим следствием нарушенной телесной функции. Александер описал эти телесные проявления как сопровождающие признаки эмоционального напряжения без характерных черт и обозначил их органными неврозами.
 Психосоматозы - психосоматические болезни в более уз­ком смысле. В основе их - первично телесная реакция на конф­ликтное переживание, связанная с морфологически устанавлива­емыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор органа. Заболевания, связанные с органическими изменениями, принято называть истинными психосоматическими болезнями или психосоматозами. Первоначально выделяли семь психосоматозов («holy seven»): бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертония, нейродермит, ревматоидный артрит, язва двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз.


  1. Приведите пример совладающего поведения в сложных ситуациях.



Различают три типа (модальности) копинг-механизмов: в когнитивной. эмоциональной и поведенческой сферах. 
В когнитивной сфере это, к примеру, переключение мыслей на что-то другое, чем болезнь, принятие болезни как чего-то неизбежного, диссимуляция болезни, её, подшучивание над ней и т.д. 
Диссимиляция - (от лат. dissimulation– сокрытие, скрывание, утаивание; притворство) – сознательное сокрытие (наример, признаков болезни по каким-либо причинам). 
Диссимиляция – поведение потивоположное симуляции – связанное с установкой на критику к своим болезненным переживаниям.
В эмоциональной сфере это, например, покорность, плачь, самообвинения. Возложение вины за болезнь на себя м др.
В поведенческой сфере это уход в работу Забота о других, отвлекающее исполнение каких-то желаний (покупки, путешествия), активное сотрудничество с психологом и др.

Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными.
Существует ряд видов проблемно-ориентированного копинга:
Конфронтационный копинг – действия, направленные на разжигание противоборства, столкновения. Такие действия свойственны импульсивным людям, склонным к конфликтам.
Контролирование эмоций – такое поведение свойственно людям сдержанным, которые предпочитают не открывать свои чувства другим.
Поиск одобрения и поддержки у других – при этом индивид старается привлекать для решения своей проблемы ресурсы извне, использовать социум.
Избегание – копинг-стратегия, свойственная духовно слабым людям, хотя непродолжительное время её может использовать любой человек. Такой копинг предполагает уход от проблемы в иллюзии, алкоголизм, наркоманию. «Обычные», достаточно сильные духом люди прибегают к такому поведению при слишком сильной душевной травме, усталости от тяжёлых обстоятельств.
Следующий тип – эмоционально ориентированный копинг.
Уход в замещающую деятельность – копинг, похожий на сублимацию, хотя в данном случае выбор замещающей деятельности более широкий.
Творчество – важный вид копинг-поведения, при котором переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства. Сюда же относится и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив.


Фантазирование – также важный вид копинга, при котором личность задействует воображение; этот ресурс позволяет найти креативный выход порой из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Выплеск эмоций – такой копинг, когда даже деструктивные переживания, но в социально-приемлемой форме, могут помочь найти выход из ситуации.
Сдерживание – копинг, при котором травмирующая ситуация вытесняется в бессознательное, посредством чего личность может существовать дальше; иногда при этом происходит переключение на другую деятельность.
Разрядка – поведение, когда деструктивные переживания переносятся на материальные предметы.
Отстранение – выключение всех эмоций.


  1. Приведите пример вопросов, задаваемых психологом в процессе диагностической беседы.



-что привело вас сюда?


-когда Вы это почувствовали впервые?

- что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни, кто по- явился в вашей жизни и кто ушел из нее?


-расскажите немного о себе, быть может что-то из детства?


-расскажите немного о своих родителях?


-каким вы были ребенком?


-что было для вас важным событием жизни?


-что это означает для вас? Как вы это пережили?

Первая беседа имеет решающее значение для дальнейшего фор- мирования отношений психотерапевта и пациента. Рекомендуется уже перед первой встречей сделать установку на диагностически- терапевтическое использование пациентом своих чувственных реак- ций. Важные указания на свой конфликт пациент часто дает тем, что использует в отношениях с психотерапевтом свою привычную си- стему переноса и защиты (Любан-Плоцца и др., 1996; 2000).

В течение первых минут пациенты обычно расслабляются. Они с удивлением замечают, что о проблемах оказывается возможным го- ворить; при этом можно затрагивать очень личные вопросы, не впа- дая в особое смущение.

Разговор с самого начала должен также преследовать терапевти- ческие цели. Это пациент должен чувствовать, т. к. он часто хотел бы начать лечение с момента, когда он переступит порог кабинета.


Рекомендуется использовать даже едва уловимое структуриро- вание процессов как метод исследования, позволяющий оценивать как потребности, так и свободу пациента, которые в его собственном представлении противоречат друг другу, но психотерапевту позво- ляют составить общую картину болезни.

1. Вначале задают вопрос о жалобах, давших основание для об- ращения к психотерапевту: «Что привело вас сюда?». Часто при отве- те на этот вопрос предварительно информированный пациент ука- зывает конкретные симптомы или сообщает уже готовый диагноз: «стенокардия», «язва», «ревматизм». Эти жалобы обязывают расспро- сить пациента о содержании его предшествующих переживаний. Следует подвести пациента к тому, чтобы он рассказал о своем состо- янии своими словами. При этом необходимо отмечать речевые обо- роты, которыми он пользуется при описании своих жалоб и картины своей болезни.

2. Следующий вопрос позволяет уточнить время появления бо- лезненных переживаний: «Когда вы это почувствовали впервые?». Устанавливаются и периоды последующих ухудшений и улучшений. Психотерапевт должен настойчиво расспрашивать пациента о вре- мени начала болезненных переживаний вплоть до дня и часа. Анамнез жизни в рамках общеврачебной ситуации, когда психотера- певт получает как психические, так и соматические данные, включа- ет и соматическое обследование.

3. Решающим для понимания внутренних конфликтов и внеш- них психосоциальных связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни: «Что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни, кто по- явился в вашей жизни и кто ушел из нее?». Это вопрос о «провалах» в судьбе, о ситуациях искушений и неудач, об изменениях в служебной деятельности, жилищных условиях. Пациент должен при этом вызы- вать у себя воспоминания в форме свободных ассоциаций. Поскольку о драматических событиях пациенты могут сообщать как о баналь- ных переменах, которые всплывают в памяти и расцениваются как пустячные, на такие события следует обратить особое внимание. Ес- ли же невозможно установить связь между жизненными кризами и началом болезни (в том числе и при повторных беседах), то психосо- матическую природу заболевания следует поставить под сомнение.

4. При ретроспективном взгляде жизненные ситуации, вызы- вающие болезни, могут обнаруживаться в детстве, юности и зрелом возрасте. «Расскажите мне еще немного о себе, быть может, что-то из детства», «Расскажите немного о своих родителях» или «Каким вы были ребенком?», «Что было для вас важным событием в жизни?». При сборе анамнеза разговор ведется об отношениях с родителями, о развитии в детстве, о служебной карьере, о сексуальном развитии.


5. В конечном итоге создается картина личности пациента в це- лом. Если учесть его душевные переживания и поведение, то можно оценить значение симптоматики, ситуации заболевания и данных анамнеза. «Что это означает для вас? Как вы это пережили?» — такие вопросы приводят самого пациента к пониманию собственных спо- собов реагирования.

Конечно, этот метод следует использовать гибко. Целевое направление от симптома к ситуации, анамнезу жизни и личности полезно в качестве основной линии беседы


  1. Какие психологические тесты применяются в психосоматической практике? На что они направлены?

Психологические тесты — это стандартизованные психодиагно- стические методы, предназначенные для изучения и оценки (как ко- личественной, так и качественной) своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении. Эти тесты в принципе не выходят за пределы того, что можно получить в диагностической беседе с паци- ентом. Значение психологических тестов заключается в том, что они составлены таким образом, что с их помощью можно получить объ- ективную оценку состояния пациента, независимую от субъективных мнений исследователей. Это достигается путем высокой стандарти- зации в проведении и оценке теста. Многие психологические тесто- вые методы возникли на основе теории личности или обогащены ею.

1.2. Психологические тесты в психосоматической практике

Существует огромное количество психологических тестов, осно- ванных на самоотчетности пациентов, а также проективные тесты, где различный материал используют в качестве стимульного (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха и т. д.). Интерпретация психодиагно- стических тестов иногда сложна и предполагает многовариантность трактовок. Полнота интерпретации зависит от квалификации психо- диагноста.

Большинство личностных тестов имеет характер опросника: та- ковы тест-опросник Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF). Наибольшее распростра- нение получил тест MMPI — миннесотский многомерный личност- ный перечень, который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности (ипохондрические, исте- рические, психопатические свойства, тенденции маскулинизации- феминизации, параноидные, психастенические, шизоидные и маниа- кальные черты, а также социальная инверсия), а также его сокращен- ный вариант — опросник Мини-мульт, содержащий 71 вопрос (Бурла- чук, 2015; Погосов, 2016; Райгородский, 2011; Столяренко, 2000).