ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для изучения оценки пациентами своего самочувствия, активно- сти и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах по- лярных профилей; для определения уровня тревожности как свой- ства психики и состояния пациентов — шкалу личностной и реак- тивной тревожности Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным; для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интроверсии — личностный опросник Айзенка (Бурлачук, 2015; По- госов, 2016; Райгородский, 2011; Столяренко, 2000).
Для определения особенностей реагирования пациентов на забо- левание рекомендуется личностный опросник Бехтеревского инсти- тута — ЛОБИ (Вассерман и др., 1990; Личко, Иванов, 1980) в сочета- нии с опросником для изучения самооценки социальной значимости болезни (Михайлов и др., 2002).
Особое положение среди психологических тестов занимают про- ективные диагностические методы, например тест Роршаха, цель которого состоит в определении личностных конфликтов посред- ством свободных реакций пациентов на слабоструктурируемый те- стовый материал.
Особое положение в клинико-психологической, а тем самым и в психосоматической, диагностике занимают опросники, которые по- строены скорее в прагматическом стиле, без непосредственного от- ношения к теории. Примером этого является Гиссенская анкета жа- лоб, которая состоит из вопросов, касающихся жалоб на общее самочувствие, боль, нарушение эмоциональности, а также истери- формных жалоб, которые распространены в амбулаторной психоте- рапевтической практике. Все эти тесты стандартизованы на репре- зентативной выборке населения и группах больных, так что с их помощью можно оценивать ответы отдельных пациентов.
Основная проблема, которая возникает у психолога, работающего с клиентами с психосоматическими заболеваниями — суметь отде- лить его преморбидные (присутствовавшие до начала болезни) пси- хологические особенности от тех психологических характеристик, которые возникли в результате соматического заболевания. Очень популярным является исследование уровней тревожности и депрес- сии у психосоматических больных. Однако в этом случае бывает чрезвычайно трудно определить, являлись ли эти черты преморбидными, поскольку подавляющее большинство исследований являются ретроспективными, то есть проводятся уже после возникновения заболевания. Это утверждение в равной степени справедливо, как для бланковых, так и для проективных тестов. Поэтому в настоящем учебнике мы ограничимся представлением нескольких тестов, поз- воляющих определить психологические характеристики психосома- тических больных, которые с большой долей вероятности являются преморбидными и не претерпевают изменений в результате сомати- ческого заболевания. В частности, с нашей точки зрения, к таким ха- рактеристикам относятся:
• алекситимия,
• уровень субъективного контроля,
• предпочитаемые типы психологических защит,
• предпочитаемые стратегии регуляции эмоций,
• тип привязанности во взрослом возрасте,
• перфекционизм.
Кроме того, часть предлагаемых тестов, хотя и прошли процедуру
адаптации на российской выборке, пока не получили широкого рас- пространения.
Другие перечисленные нами тесты доступны во многих печатных источниках, например (Бурлачук, 2015; Малкина-Пых, 2008; Райго- родский, 2011; Столяренко, 2000). Электронные базы данных книг по психодиагностике также доступны на сайтах, например,
Компьютеризированные и сетевые версии многих психологических тестов также доступны в Интернете на многих сайтах, например, azpsy.ru.
Для определения степени выраженности алекситимии использо- вались различные анкеты. Большее распространение получила пред- ложенная в 1985 г. G. Taylor с коллегами (Taylor, 1985) 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.
-
Что такое внутренняя картина болезни? Какие существуют типы реагирования на заболевание?
В процессе возникновения и развития заболевания нарушаются механизмы взаимодействия человека и среды, вследствие чего вступают в действие процессы психической адаптации, включаются компенсаторные механизмы, направленные на восстановление нарушенного взаимодействия на новом уровне – в ситуации болезни. Болезнь оказывает патогенное влияние на психику индивида, изменяя его психическое состояние, познавательные процессы и даже относительно устойчивые личностные свойства. Она не только ограничивает активность человека в настоящем, но и часто заставляет его изменять свои планы на будущее, отказываться от достижения определенных намеченных целей, замещая их более доступными, в связи с чем возникает необходимость трансформации системы жизненных ценностей. Важную роль при этом играет личностно-мотивационный уровень, который обеспечивает осознание мотивов деятельности, позволяет управлять потребностями, быть творцом своей жизни.
При тяжелой и/или хронической соматической болезни снижается выносливость человека к физическим и психическим нагрузкам, что также является существенным фактором влияния болезни на психику. Заболевание ставит под угрозу самооценку больного, приводит к депривации (ограничению) его важных физиологических потребностей, вызывает возникновение целого ряда фрустраций. Негативное отношение у болезни со стороны окружающих людей усиливает чувство неполноценности, а гиперопека может способствовать нарастанию социальной и психологической беспомощности и усиливать ощущение бесперспективности жизни. В результате возникает ситуация внутриличностного
психологического конфликта, связанная с противоречивостью требований, например конфликт между свойственным данной личности стремлением к независимости и самоопределению, с одной стороны, и необходимостью подчинения требованиям, предъявляемым к нему как к больному, с другой. На психологию больного оказывает влияние соотношение зависимости и свободы в условиях болезни и лечения. Изменения личности, которые происходят у больного, можно оценить по следующим критериям:
- изменение содержания ведущего мотива деятельности. Формируется новый мотив, например, мотив голодания при анорексии;
- замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого мотива;
- упрощение деятельности, обеднение ее структуры;
- сужение круга отношений человека с окружающим миром;
- нарушение критичности, снижение самоконтроля.
Болезнь не всегда способствует деградации личности. Если человек пытается преодолеть тяжелую болезнь, она может помочь его развитию.
Важный аспект изучения взаимосвязи личности и болезни представляет описание целостного отражения заболевания с позиции монистического понимания организма, когда сома и психика не противопоставляются. Соматическое заболевание сопровождается у больного развитием определенного видения болезни и отношения к новым обстоятельствам жизни в условиях болезни и лечения, т.е. формированием внутренней картины болезни (ВКБ).
Понятие «внутренняя картина болезни» ввел известный русский терапевт Роман Альбертович Лурия (1874-1944). Различаясь в деталях, данные понятия описывают «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, ее причинах».
Это явление описывается в большинстве исследований, посвященных личности в условиях болезни, и обозначается различными терминами: «сознание болезни», «соматонозогнозия», «реакция личности на болезнь», «переживание болезни» и т.п.
ВКБ в той или иной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда полностью определяет это поведение. Это весь тот огромный внутренний мир больного, который представляет собой сложное сочетание восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психологических переживаний и травм. Поэтому в практической работе с больным медицинскому персоналу необходимо учитывать закономерности формирования и функционирования ВКБ.
Отличительной характеристикой ВКБ служит подвижность ее компонентов, которые могут возникать и исчезать, перестраиваться, вытесняться. Патологическое формирование ВКБ может быть связано с наличием церебральной патологии у больных, психических заболеваний или аномалий личности, а также с информационными искажениями на личностном уровне вследствие влияния средовых факторов.
Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни
Хотя и не определяющими ВКБ в основном, но вносящими в нее определенные нюансы факторами являются: пол, возраст, профессия, темперамент, воспитание и мировоззрение пациента.
Пол. Женщины лучше переносят болевые ощущения, вследствие физиологических особенностей. Кроме того, для них менее травматичными являются ограничения активности и подвижности (они все же менее озабочены работой). Однако субъективное переживание болезни у них усугубляется ограничением общения.
Возраст. А. Для детей и подростков, в общем, свойственен более повышенный фон настроения; тревога выражена меньше. Однако, заболевания вызывающие изменения внешности (эндокринные и др.), могут ими переживаться тяжелее, чем пациентами других возрастных групп. Частые аллергические высыпания, упорный фурункулез могут вызывать у них отчаяние и депрессию. Для подростков характерна «дисморфомания» - убеждение в своей некрасивости и даже уродстве (чрезмерные с их точки зрения полнота, худоба, «уродливая» форма носа, чрезмерно большая или малая грудь и т.д.). Они часто прибегают к самолечению или настойчиво добиваются пластических операций.
Б. В зрелом возрасте. Наибольшую озабоченность вызывают инвалидизирующие заболевания, снижающие работоспособность, препятствующие увлечениям, сказывающиеся на благополучии близких. Ряд заболеваний (венерические, психические, геморрой и др.) часто считаются «постыдными» и вызывают большую тревогу. Люди лечатся при этом самостоятельно и прибегают к диссимуляции, что приводит к хронизации болезни или ее усугублению (особенно душевного расстройства). В. У пожилых и старых людей наибольшую тревогу вызывают заболевания, угрожающие смертью. Инфаркт, инсульт, злокачественные опухоли страшны для них ни тем, что могут приводить к потере трудо- и работоспособности, а тем, что ассоциируются со смертью. У ряда индивидуумов тревога может достигнуть степени психотической. Профессиональный статус. Человек, особенно зрелого возраста, очень часто оценивает тяжесть болезни, исходя из влияния симптомов заболевания на его настоящую и будущую трудоспособность. Значимым становится профессионально обусловленная ценность того или иного органа. К примеру, оперный певец может более тяжело
психологически относится к ангине или бронхиту, чем к гастриту и язве желудка. Это связано с тем, насколько существенно влияют симптомы болезни на качество исполнения профессиональных обязанностей. Для спортсмена или человека, занятого активным физическим трудом повышенно значимым может оказаться скорее остеохондроз позвоночника, нежели депрессия, а для человека творческой профессии – наоборот. Особенности темперамента. По определению, темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний. К значимым для выработки определенного типа психического реагирования на заболевание параметров темперамента можно отнести эмоциональность, переносимость боли, как признак эмоциональности и ограничения движений и обездвиженности, отражающий параметр активности.
Субъективное чувство интенсивности ощущаемой боли оказывает существенное влияние на степень сосредоточения внимания человека на этом ощущении и, как следствие, на ее переносимости. Кроме того известно, что экстраверты и интраверты различно реагируют на боль. По мнению Айзенка, экстраверты воспринимают все уровни стимуляции (в том числе болевой) менее интенсивно, чем интраверты.
Разное восприятие боли у разных людей зависит от их различных «болевых порогов». У одного человека в силу психофизиологических особенностей может быть низкий порог, и он испытывает боль при незначительном повреждении или воздействии извне, тогда как у другого – высокий порог, и он чувствует боль только при серьезном повреждении. Нередко болевой порог коррелирует с уровнем эмоциональности. В рамках известных типов темперамента более низкие болевые пороги у холерика и меланхолика по сравнению с сангвиником и флегматиком.
Составной частью темперамента является параметр общей двигательной активности или импульсивности, т.е. режим двигательной активности, подвижность, скорость движений и прочие моторные характеристики человека обусловлены наследственными психофизиологическими факторами. Вследствие этого ограничение подвижности или обездвиженность, вызванные болезнью (прикованность к постели, необходимость соблюдать постельный режим), могут служить психологической фрустрацией для лиц, двигательный режим которых нацелен на быстроту действий, склонность к интенсивной физической нагрузке. Некоторыми исследователями плохая переносимость состояний вынужденного ограничения движений относится к свойствам экстраверсии или интраверсии.