Файл: Отчет о прохождении научнопедагогической практики Выполнил(а) студент(ка) курса группы.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МФЮА
Факультет земельно-имущественных отношений
Кафедра финансово-правовых и дисциплин имущественно-земельного цикла
ОТЧЕТ
о прохождении научно-педагогической практики
Выполнил(а) студент(ка) _________
курса _____________ группы
Прялухин Алексей Васильевич
(Ф.И.О.)
Руководитель практики от кафедры
___________________________________
(должность, Ф.И.О.)
Содержание
1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету……………………..3
2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта…..6
3. Общие выводы о практике……………………………………………………..8
4. Анализ и самоанализ вузовской лекции………………………………………9
Приложения………………………………………………………………….......11
1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету
В ходе педагогической практики мною были проведены следующие лекционные и семинарские занятия:
1. Особенности земли как объекта правового регулирования
2. Предмет земельного права
3. Особенности предмета земельного права
4. Способы регулирования в земельном праве
5. Понятие и признаки принципов земельного права
6. Виды и содержание принципов земельного права
Во время подготовки к проведению лекционных и семинарских занятий мною была прочитана литература по необходимой тематике, найдены дополнительные данные для повышения информативности лекции, а также привлечения большего интереса студентов к преподносимой информации. Более того, по каждому вопросу были приведены конкретные примеры для наиболее полного осознания практического применения получаемых знаний.
Необходимыми и обязательными были также встречи с преподавателем, с которым обсуждались достоинства и недостатки проведенных занятий, составлялись будущие планы проведения лекций и семинаров. Преподаватель помогал не только с поиском необходимой литературы, но и с выбором правильного направления воспитательной деятельности со студентами.
Я также посетил лекции и семинары своих коллег-практикантов:
1. Лекцию «Основные теоретические подходы к изучению земельного права».
2. Семинар «Особенности общеизвестных подходов к изучению земельного права».
3. Лекцию «Понятие и элементы системы земельного права».
4. Лекцию «Источники земельного права».
5. Семинар «Земельно-правовые нормы».
6. Семинар «Земельно-правовые нормы».
7. Лекцию «Сущность земельных правоотношений».
8. Семинар Лестевой В.О.: «Структура земельных правоотношений».
9. Лекцию «Основания правоотношений в земельном праве».
По результатам посещения лекционных и семинарских занятий других студентов-практикантов, мною были сделаны выводы, касающиеся манеры поведения лекторов, способов активизации студентов и организации семинарских занятий. Данные заключения помогали мне при проведении собственных занятий.
Внеаудиторная работа касалась, в основном, помощи в поиске литературы и объяснения непонятных для студентов терминов. Довольно часто студенты подходили после занятий и интересовались практическим применением знаний о земельно-имущественных отношениях.
Целью внеаудиторной работы являлось стимулирование студентов к изучению предмета, а также установление со студентами дружеских отношений.
Сложности возникли на семинаре, когда большая часть студентов пришла неподготовленными. Однако земельное право – довольно «творческий» предмет, поэтому принять участие в обсуждении смогли все студенты. Начиная со второй части семинара в активную работу включилась практически вся аудитория: решали проблемные задания, дискутировали, приводили примеры из жизненного опыта.
Трудно заинтересовать всех студентов без исключения, особенно, что касается лекции. На каждом лекционном занятии я пытался установить прочную обратную связь благодаря вопросам в аудиторию и примерам из жизненного опыта. Однако всегда находились студенты, которые не хотели работать на лекции. И, соблюдая дисциплину, они могли заниматься своими делами.
2. Анализ собственного стиля
педагогической деятельности практиканта
Во время самостоятельной подготовки к проведению занятий мною был выбран эмоционально–методический стиль (ЭМС) педагогического общения. Данный стиль был определен при помощи применения опросника для анализа преподавателем индивидуального стиля педагогической деятельности, который представлен в учебно-методическом пособии «Учебная практика в ВУЗе».
Он характеризуется ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокую оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Преподаватель, придерживающийся данного стиля, как правило, планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого преподавателя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на занятии, практикует коллективное обсуждение. Он стремится активизировать студентов не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
В действительности, цель лекций и семинаров, проводимых мною, была проста – дать как можно больше качественных и прочных знаний по предмету. На мой взгляд, наиболее удачными союзниками в этом были примеры, приводимые из жизни.
Ни одна лекция не обходилась без вопросов в аудиторию, конкретных примеров и вступления в диалог со студентами. Мне кажется, именно дискуссия может открыть потенциал каждого отдельного студента, помочь ему разобраться в непонятом материале, сформировать дружеские отношения в коллективе. Более того, я считаю, что социолог обязан уметь выстраивать свои мысли в логически связанную речевую цепочку. И научиться этому можно в ходе группового обсуждения. Социолог должен уметь аргументировать свою позицию и отстаивать точку зрения, которой он придерживается, а тренировкой этому служат коллективные дискуссии.
По окончании практики я попросил студентов анонимно написать отзыв о том, как мною были прочитаны лекции: что понравилось, что нет. И больше всего студентам понравилась как раз информативность лекций и интересная их интерпретация (с приведением примеров, которые лучше помогали понять суть объясняемой информации).
Явных трудностей в общении со студентами не возникло. В общем и целом отмечался благоприятный психологический климат, сложившийся в аудитории.
3. Общие выводы о практике
За время прохождения практики я овладел техникой и методикой преподавания в ВУЗе, продемонстрировав достаточно высокий уровень развития педагогических навыков. Изучил основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности. Ознакомился с основными положениями Концепции воспитания обучающихся в ВУЗе. Изучил основные приемы организации образовательного процесса. Посетил занятия, проводимые другими студентами-практикантами.
Педагогическая практика играет огромную роль в становлении студента как преподавателя ВУЗа. Она развивает самостоятельность и ответственность.
На мой взгляд, педагогическая практика проходит более осознанно. Во-первых, потому что уже есть опыт данного вида деятельности, а во-вторых, потому что студент-практикант становится действительно взрослым человеком.
Данная педагогическая практика помогла мне вырасти как личности, стать более ответственным. Более того, я сам узнал много нового (из ответов студентов на семинаре), научился лучше разбираться во внутригрупповых отношениях.
Безусловно, были и сложности. Однако, на мой взгляд, не настолько серьезные, чтобы отчаиваться. В результате, за время практики я развил в себе такие качества, как организованность, быстрота реакции и умение выходить даже из сложных ситуаций.
4. Анализ и самоанализ вузовской лекции
Целенаправленность
В ходе лекции «Понятие и признаки принципов земельного права» учащимся был прочитан материал по курсу «Земельное право». Данная лекция позволяет ознакомиться с понятиями, касающимися земельного права, рассмотреть основные признаки земельного права.
Так как данный курс является профильным для этой группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области земельного права и стать более высококлассными специалистами.
Содержание
В информационной лекции «Понятие и признаки принципов земельного права» последовательно излагаются главные понятия и содержание признаков земельного права. В качестве примеров демонстрировались примеры побуждения к деятельности личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями.
Рассмотрение понятия «Принципы земельного права» в системном взаимодействии с другими явлениями.
Технология
Техническое оснащение аудитории позволило большую часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения признаков земельного права и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.
Так как данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то темп речи был выбран весьма высоким.
Взаимодействие с аудиторией
В ходе лекционного занятия возникла, на мой взгляд, весьма непринуждённая атмосфера общения между мной и аудиторией. Студенты не боялись задавать вопросы, если им было что-то не понятно, а я в наиболее доходчивой форме старался пояснять наиболее запутанные и трудные для восприятия части в материале лекции. Всё это позволило наладить контакт между аудиторией и мной.
Выводы
Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Я считаю, что все необходимые вопросы, которые следовало рассмотреть на лекции, были рассмотрены. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, многие студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность, на мой взгляд, была связана с тем, что во мне студенты видят, прежде всего, своего сверстника, который всего на несколько лет старше их, а значит, по их мнению, что вовсе необязательно вести себя культурно во время занятия, вначале урока, данное обстоятельство мешало проведению лекции, но позже контакт со значительной частью аудитории был найден и это позволило мне успешно провести занятие.
Приложение 1
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Особенности земли как объекта правового регулирования»
Земля как объект правового регулирования
Особенности земли как объекта правового регулирования
Приложение 2
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Предмет земельного права»
Понятие и содержание предмет земельного права
Принципы регулирования земельных отношений
Приложение 3
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Особенности предмета земельного права»
Основные особенности предмета регулирования земельного права
Фактический и потенциальный аспекты предмета земельного права
Приложение 4
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Способы регулирования в земельном праве»
Основные способы регулирования отношений в земельном праве
Характеристика способов регулирования земельных отношений
Приложение 5
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Понятие и признаки принципов земельного права»
Понятие и юридическое закрепление принципов земельного права
Основные признаки принципов земельного права
Приложение 6
ПЛАН ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ:
«Виды и содержание принципов земельного права»
Классификация принципов земельного права
Содержание основных принципов общей части земельного права
Характеристика основных принципов особенной части земельного права
Приложение 7
ТЕСТ С ОТВЕТАМИ НА ТЕМУ:
«Предмет земельного права»
1. Сделки с землей обязательно требуют:
обмена документами при совершении сделок
государственной регистрации в налоговых органах
*государственной регистрации в органах юстиции
нотариального удостоверения
2. Порядок перевода земель из одной категории в другую определяется:
Постановлением главы местной администрации
Постановлением Правительства РФ
*решением органов исполнительной власти субъекта РФ
нет правильного ответа
Указом Президента РФ
3. Участок недр может предоставляться в пользование:
*по результатам конкурса
по решению Правительства РФ
по результатам аукциона
в соответствии с Указом Президента РФ
4. Конкретные ставки земельного налога устанавливаются:
совместным решением РФ и субъектов РФ
*муниципальными образованиями
Субъектами РФ