Файл: Лекция Специальная дошкольная педагогика как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 2


Раздел 1. Теоретические и методические основы специальной дошкольной педагогики

Лекция 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука

Задание

Составьте глоссарий по специальной дошкольной педагогике как науке.

Рекомендации по выполнению задания

Дайте определения основным понятиям, встречающимся в ходе изучения курса «Специальная дошкольная педагогика 1». Заполните таблицу.
Глоссарий


1. Анамнез

Подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей.

2. Апраксия

Нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

3. Артикуляция

Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.

4. Астенический синдром

Повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному и физическому напряжению.

5. Астигматизм

Нарушение оптического зрения глаз, при котором человек плохо видит, как далекие, так и близко расположенные предметы.

6. Асфиксия

Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях.

7. Атаксия

Расстройство координации движений.

8. Атрофия зрительного нерва

Частичная или полная деструкция нервных волокон, передающих зрительные раздражения от сетчатки в головной мозг.

9. Аудиограмма

График, вычерчиваемый аудиометром, дающий характеристику слухового восприятия или величину потери слуха испытуемого в функции от частоты.

10. Аутизм

Состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943).

11. Афазия

Полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

12. Гипокинезия

Снижение двигательной активности.

13. Деменция

Распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности.

14. Депривация

Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей; может характеризоваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов.

15. Дефект развития

Психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками.

16. Диагноз

Краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни. Д. ставится на основе всестороннего обследования больного: выяснении причин, способствовавших или вызвавших возникновение болезни, данных клинического осмотра и результатов лабораторных исследований, а также других дополнительных сведений.

17. Дизартрия

Нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

18. Дисграфия

Частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

19. Дислалия

Нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата.

20. Заикание

Нарушение темпо-ритмической организации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

21. Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии

Организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

22. Коррекция нарушения

Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений.

23. Коррекционное обучение

Усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

24. Моторика

Общая способность к выполнению действий, связанных с движением.

25. Недоразвитие речи

Качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

26. Онтогенез

Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти.

27. Первичный дефект

Повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.

28. Системное строение дефекта

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

29. Специальная дошкольная педагогика

Отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитания, образования и обучения различных категорий детей дошкольного возраста: с отклонениями в развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере, одаренных детей.

30. Умственная отсталость

Стойкое нарушение познавательной деятельности, наступающее в результате органического поражения клеток коры головного мозга.