Файл: Лекция Специальная дошкольная педагогика как наука.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 2
Раздел 1. Теоретические и методические основы специальной дошкольной педагогики
Лекция 1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука
Задание
Составьте глоссарий по специальной дошкольной педагогике как науке.
Рекомендации по выполнению задания
Дайте определения основным понятиям, встречающимся в ходе изучения курса «Специальная дошкольная педагогика 1». Заполните таблицу.
Глоссарий
1. Анамнез | Подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, полученные от ребенка и его родителей. |
2. Апраксия | Нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений. |
3. Артикуляция | Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи. |
4. Астенический синдром | Повышенная утомляемость, неспособность к длительному умственному и физическому напряжению. |
5. Астигматизм | Нарушение оптического зрения глаз, при котором человек плохо видит, как далекие, так и близко расположенные предметы. |
6. Асфиксия | Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях. |
7. Атаксия | Расстройство координации движений. |
8. Атрофия зрительного нерва | Частичная или полная деструкция нервных волокон, передающих зрительные раздражения от сетчатки в головной мозг. |
9. Аудиограмма | График, вычерчиваемый аудиометром, дающий характеристику слухового восприятия или величину потери слуха испытуемого в функции от частоты. |
10. Аутизм | Состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой. Ранний детский аутизм впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). |
11. Афазия | Полная или частичная утрата способности к речевой деятельности, обусловленная локальными поражениями головного мозга. |
12. Гипокинезия | Снижение двигательной активности. |
13. Деменция | Распад, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности. |
14. Депривация | Психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей; может характеризоваться выраженными отклонениями в интеллектуальном и эмоциональном развитии, нарушением социальных контактов. |
15. Дефект развития | Психический или физический недостаток, который вызывает нарушение нормального развития ребенка, но при этом не всегда характеризуется только лишь отрицательными признаками. |
16. Диагноз | Краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни. Д. ставится на основе всестороннего обследования больного: выяснении причин, способствовавших или вызвавших возникновение болезни, данных клинического осмотра и результатов лабораторных исследований, а также других дополнительных сведений. |
17. Дизартрия | Нарушение произносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. |
18. Дисграфия | Частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. |
19. Дислалия | Нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата. |
20. Заикание | Нарушение темпо-ритмической организации речи, ее плавности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. |
21. Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии | Организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. |
22. Коррекция нарушения | Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений. |
23. Коррекционное обучение | Усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. |
24. Моторика | Общая способность к выполнению действий, связанных с движением. |
25. Недоразвитие речи | Качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. |
26. Онтогенез | Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти. |
27. Первичный дефект | Повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами. |
28. Системное строение дефекта | Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. |
29. Специальная дошкольная педагогика | Отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитания, образования и обучения различных категорий детей дошкольного возраста: с отклонениями в развитии, поведении, эмоционально-волевой сфере, одаренных детей. |
30. Умственная отсталость | Стойкое нарушение познавательной деятельности, наступающее в результате органического поражения клеток коры головного мозга. |