Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы дошкольного образования Практическое занятие 3.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проанализируйте полученные результаты самостоятельно или совместно с педагогом-психологом.
ОТВЕТ:
Дата | Суть конфликта | Действия ребенка, причины | Мои действия | Результат | Примечания |
00.00.00. | Илья мешал мне проводить занятие | Вскакивал с места, «выл», комментировал сказку, изображал персонажей. Цель: привлечь внимание. | Предложила детям разыграть прочитанную сказку. Роль волка предложила Илюше. | Илюша с энтузиазмом включился в совместную деятельность. | Роль волка позволила ребенку отреагировать свои эмоции, соотнести свое поведение с ролевыми рамками. |
Ответ: | |||||
10.07.2022 | Иван принес машинку и дал ее Семену поиграть. | Семен решил не отдавать машинку назад. | Воспользовалась техникой активного и слушания. Напомнила Семену правила пользования чужими игрушками в группе детского сада | Семен отдал машинку Ивану. | Важно, чтобы в возникающих ситуациях напомнить детям об правилах, обязательно поддержать ребенка. |
11.07.2022 | В начале игры «Магазин» между Ларисой и Марией возник конфликт по причине спора кто будит занимать роль продавца. | Лариса утвердительное заявила, что опять будит продавцом, а все остальные покупателями. Мария не понравилось, что Лариса всегда занимает лидирующие роли. Начался конфликт | При разговоре с Ларисой о необходимости уступить в этот раз роль продавца другому ребенку, она отказалась. Тогда я предложила быть покупателями всем детям. А воспитатель займет роль – продавца. При этом делала утверждение, что правила игры предусматривают распределение или применение считалки. | Все начали дружно играть в игру «Магазин» | Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой. |
12.07.2022 | Виталий стремился занять место в процессе игры в трех группах детей, которые играли в разные игры. | Дети не приняли Виталия в свою игру. Виталий огорченный подошел к окну и ждал прихода родителей. | Выяснила причину такого поведения у Виталия. Задала вопросы участникам игор трех групп почему они не приняли Виталия в игру. Выяснила о существовании дополнительной роли и предложила ее Виталию. Объяснила детям, что в следующий раз они могут оказаться в роли Виталия. | Виталий принял участие в игре одной из группы. | Разговор о возможности в следующий раз оказаться в такой роли способствовал осмыслению детьми данной ситуации |
13.07.2022 | Полина с Ильей построили из кубиков замок. Стали играть с ним. А Лев, тем временем, играл с машинкой, устраивал гонки. И машинкой разрушил замок детей | Лев разрушил построенный замок из кубиков Полины и Ильи | Поговорить с Львом, что он поступил не правильно, что нужно уважать труд других детей. Попытаться привлечь его к постройке нового замка, совместно с детьми. Привести ему пример « А если бы это ты построил замок и его бы разрушили другие дети, тебе бы понравилось?» Учить анализировать свой поступок, извинятся перед другими детьми. | Дети совместно построили новый замок | Построенный новый замок позволил им избежать продолжения конфликтной ситуации и обид Полины и Ильи |
14.07.2022 | Петр обижает Ивана в песочнице. | Иван обижен и плачет | Необходимо Ивана контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева. Уделила максимум внимания Ивану: «Тебе больно. Извини, пожалуйста Иван. Петр пока не знает, что песком кидаться нельзя!» - Обратилась к Петру, сделала ему короткое замечание и помогла исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Ивану больно. Давайте теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим Ивана)». - Помогла детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки» | Иван успокоился. Петр задумался о необходимости изменить свое поведение | Игра способствовала прекращению конфликта. |
Задание 3. Заполните таблицу «Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика».
Формы общения ребенка со взрослыми и их характеристика
Форма общения | Время появления в онтогенезе | Основная потребность | Ведущий мотив | Средства общения | Место в системе общей жизнедеятельности |
Ситуативно-личностная (СЛ) | 1-6 мес. | Внимание и доброжелательность взрослого | Личностный | Экспрессивно- мимические | Формирование персептивных действий, подготовка к общению хватанием |
Ситуативно-деловая (СД) | 3 мес.- 2 года | Сотрудничество со взрослыми | Деловой | Предметно-действеннык | Развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью |
Внеситуативно-познавательная (ВП) | 3 года | Уважение взрослого | Познавательный | Речевые | Развитие наглядных форм общения |
Внеситуативно-личностная (ВЛ | 6-7 лет | Сопереживание и взаимопонимание | Личностный | Речевые | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному общению |
Задание 4.
Познакомьтесь с результатами исследования Е. О. Смирновой:
В исследовании Е. О. Смирновой, проведенном под руководством М. И. Лисиной, детям предлагались три ситуации взаимодействия, каждая из которых являлась моделью определенной формы общения: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Фиксировалось, какую из трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (от трех до семи лет), насколько увлечен ребенок предложенным взаимодействием и, главное, каково содержание его контактов со взрослым. В результате оказалось, что в младшей группе у 78 % детей осуществлялась только ситуативно-деловая форма общения, в среднем эта форма общения была отмечена у 30 % детей, внеситуативно-познавательная — у 50 %. Внеситуативно-личностное общение — только у 6 % младших и 20 % средних дошкольников. В старшей группе этой формой общения обладали уже 60 % детей, а ситуативно-деловая форма встречалась в виде исключения (8 %).
На основе результатов данного исследования сформулируйте выводы об общей усредненной возрастной последовательности, отражающей нормальный ход развития общения дошкольника со взрослыми.
ОТВЕТ:
Эти данные дают основание полагать, что внеситуативно-личностное общение наиболее характерно для старших дошкольников.
Это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительный срок (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако «застревание» на уровне ситуативно-деловой формы до конца дошкольного возраста, когда интересы ребенка ограничиваются играми и игрушками, а его высказывания связаны только с ситуативными действиями, свидетельствует о явной задержке в развитии общения, а значит, и общей мотивационной сферы ребенка. С другой стороны, преждевременный переход к внеситуативно-личностному общению, без полноценного проживания предыдущих его форм, также ведет к деформациям в развитии личности ребенка.
Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия (например, что ребенок, достигший внеситуативно-личностной формы, будет постоянно разговаривать со взрослым на личностные темы). Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует реальной обстановке и интересам партнера, насколько широко способен человек варьировать деловые, познавательные и личностные контакты. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу раз личных содержаний — в зависимости от ситуации и от партнера.
Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Сфера общения дошкольника со сверстником имеет свои специфические особенности.
Задание 5. Составьте план организации одного из изученных видов общения для детей дошкольного возраста на неделю. План должен содержать цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), используемые методы и приемы, краткое описание предполагаемых мероприятий с указанием сроков проведения.
ОТВЕТ:
Организация образовательной деятельности по внеситуативно-личностному общению.
Возраст: средняя группа.
Цель: формировать умение контролировать своё поведение; совершенствовать себя, как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
Создать условия для освоения норм поведения через решение детьми проблемных ситуаций.
Развивающие:
Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение. Упражнять слуховое и зрительное внимание детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
Развивающая предметно-пространственная среда: ноутбук, проектор, цветные карандаши, чистые листы, сюжетные картинки.
Методы и приёмы: проблемные ситуации; активизирующие вопросы педагога детям; игровые приемы. Занятие провести в группе в начале недели.
Ход занятия: игра, беседа, музыкальное сопровождение.
Задание 6. Определите форму общения по описанию взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослым в таблице ниже.
№ | Описание взаимодействия | Форма общения |
1 | Ребёнок смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребёнок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Ребенок стремится к доброжелательному вниманию со стороны взрослого. | Первоначально возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми. Общение происходит с помощь экспрессивно-мимичесих средств. |
2 | Взрослый человек выступает для ребенка как особая человеческая личность. Предметом обсуждения является сам человек: жизнь, работа взрослых, их взаимоотношения. В основе общения лежит потребность ребёнка во взаимопонимании, в эмоциональной поддержке и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. | Внеситуативно-личностнаяформа |
3 | Взрослый выступает как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, которая определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьёзные проблемы познавательного характера. | Внеситуативно-познавательнаяформа |
4 | Взрослый рассматривается ребёнком как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Ребенок просит взрослого о помощи, приглашает его к совместным действиям, обращается за разрешением. | Ситуативно-деловаяформа общения |
Пермь - 2023