Файл: Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (В. Ф. Моргун).docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство Образования Российской Федерации
"Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"
Реферат
по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология»
на тему : «Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (В.Ф. Моргун)»
Выполнил:
Студент заочного отделения
группы ПСХZ-521
Стояновская А.Р.
Проверила:
Липовая О. А.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Список ключевых понятий.............................................................................3
Введение...........................................................................................................4
1. Критерии периодизации.............................................................................5
2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни.......................................................................................................9
Заключение.....................................................................................................19
Список использованных источников и литературы...................................21
Приложение 1. Словарь.................................................................................22
Приложение 2. Схема....................................................................................23
Список ключевых понятий
Движущие силы развития личности, деятельность, личность, периодизация, развитие, становление, формирование личности.
Введение
Владимир Федорович Моргун, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко, которую соосновал и возглавлял с 1980 по 2012 годы, соучредитель журнала «Психология и личность». Специалист в области психодиагностики, возрастной и педагогической психологии, профориентации, мотивации учения и любви, пишет стихи. Член правлений Общества психологов Украины, Всеукраинской психодиагностической и Международной макаренковской ассоциаций, лидер научной школы психологии многомерной личности, заслуженный работник образования Украины.
Известен не только как талантливый ученый, но и как популяризатор психологической науки.
И в России этого советского и украинского ученого-психолога не предают забвению. Разработки В.Ф. Моргуна (по многомерной теории личности, по периодизации ее развития в ходе жизни, по психодиагностике и профориентации, по психодидактике, по мотивации учения и любви) используются во многих пособиях разных авторов.
1.Критерии периодизации
Владимир Федорович Моргун в своем учебном пособии "Проблема периодизации развития личности в психологии", созданном с Надеждой Юрьевной Ткачевой, предпринял попытку осветить состояние проблемы периодизации развития личности в течение жизни в современной психологии [2]. Считал, что несмотря на богатый эмпирический материал, накопленный в зарубежной психологии (Ш. Бюлер, Д. Б. Бромлей, Э. Эриксон и др.), четкие методологические основания периодизации все еще остаются малоразработанными. Выделял в советской психологической науке наиболее разработанными периодизации развития в детском возрасте (Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) и предпринятые перспективные попытки исследования периодов юношеского (И.С. Кон и др.) и зрелого (Б.Г.Ананьев и др.) возраста. Отметил, что проблема построения целостной периодизации развития личности, опирающаяся на единые критерии, остается актуальной.
Исходя из гипотезы о смене иерархии критериев развития личности, предложенных Л.С. Выготским для детского возраста, В.Ф. Моргун попытался построить целостную периодизацию всего жизненного пути человека. Выготский выдвигал два психологических критерия периодизации детского развития: 1) новообразования возрастных периодов и переходов и 2) динамика их протекания. Возрастные новообразования - новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Динамика - соотношения "критических" и "стабильных" периодов.
В свою очередь, Д. Б. Эльконин, опираясь на теорию Л. С. Выготского, выбирает три критерия периодизации и иерархически их упорядочивает следующим образом: 1) социальная ситуация развития, 2)ведущая деятельность, 3) личностные новообразования. Социальная ситуация развития — совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Ведущая деятельность — деятельность, посредством которой происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Сама иерархия подчеркивает подчиненность личностных новообразований ребенка социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
При этом автор понимал личность как органичную систему (целостную, саморазвивающуюся, стремящуюся к универсальности), как "вершинное", образование, имеющее социальную сущность и формирующееся при жизни [2]. Понятия "формирование", "становление" и "развитие" очень часто не различают. Поэтому, рассматривая проблему развития личности в онтогенезе, под "становлением" В.Ф. Моргун подразумевал незавершенность развития, рождения нового, совершенствования, прогресса и т.п., а точнее - незавершаемость процесса развития личности и онтогенезе. Он использовал термин "развитие", подчеркивая момент спонтанности, а также системности объекта [3;29]. И термин "формирование", имея в виду изменения под влиянием активных социальных воздействий (организованных и неорганизованных) [3;29]. Личность - человек, который действует активно и свободно, с учетом природной и социальной необходимости, основываясь на собственной совести.
Владимир Федорович подчеркивал, что личности как органичной системе присуще развитие - диалектически противоречивый скачкообразный процесс, где эволюция, т.е. медленные, постепенные изменения, подготавливает революцию, т.е. внезапные, резкие, скачкообразные изменения, и заканчивается революцией. При этом завершается одна ступень развития, после которой начинается новая, качественно отличающаяся от предыдущей, а затем все повторяется, но уже на более высоком уровне, как бы образуя витки спирали. Наличие качественно своеобразных этапов в этом процессе позволяет разработать его периодизацию, т.е. разделить процесс становления личности на основные периоды, каждый из которых подготавливается предыдущим, представляет собой необходимую ступень развития и вносит свой особый вклад в становление личности.
В.Ф.Моргун обозначил, что основной движущей силой ее развития выступает противоречие между ограниченностью возможностей индивида и бесконечными потенциями рода [4]. Психологическая конкретизация основного противоречия состоит в рассогласованиях между социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью личности, между ведущей деятельностью и личностными новообразованиями и т.д. Одни противоречия диалектически сменяются новыми, они-то и характеризуют специфику наступающего периода развития - специфику содержательной, мотивационной и операционной сфер личности.
Профессор исходил из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые основания, а переиерархизация и более детальное рассмотрение старых. По мере становления личности, по мере того, как индивид из "объекта" формирования превращается в сознательное саморегулируемое существо» т.е. становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации оборачивается» и на первый план выступают личностные новообразовании. Зрелая личность в ходеразвития все более самостоятельно выбирает или изменяет, совершенствует и свою ведущую деятельность и социальную ситуацию своего развития и благодаря этому - саму себя. Иерархия критериев приобретает следующий вид: 1) личностные новообразования, 2) ведущая деятельность, 3) социальная ситуация развития.
2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни
В.Ф.Моргун попытался дополнить схему психического развития ребёнка от рождения до 17 лет Д. Б. Эльконина и утверждал, что для периодизации развития зрелой личности нет нужды в новых основаниях, для её построения достаточно переиерархизации и более детального рассмотрения старых.
Новорожденность (0-1мес.).
Социальная ситуация развития: Зависимость от взрослого.
Ведущая деятельность: физиологические отправления. Физиологические отправления — работа биохимических процессов благодаря которой образуются не только полезные вещества, но и неусвоенные организмом соединения - остатки пищи, излишки жидкости, шлаки, которые выводятся наружу преимущественно с помощью мочевыделительной и пищеварительной систем, а так же кожей и органами дыхания.
Личностное новообразование: способность активно бодрствовать (эмоциональная нагрузка), перцептивная память (зрительная, слуховая, тактильная и др.).
Младенчество (1 г.).
Социальная ситуация развития: Зависимость от взрослого.
Ведущая деятельность: эмоциональное общение.
Личностное новообразование: способность активно бодрствовать, перцептивная память.
Раннее детство (3)
Социальная ситуация развития: Появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
Ведущая деятельность: Предметно-манипулятивная.
Личностное новообразование: Потребность в ориентировке, речь, система "я".
Дошкольное детство (7)
Социальная ситуация развития: Распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
Ведущая деятельность: игра (сюжетно-ролевая).
Личностное новообразование: Внутренняя позиция, соподчинение мотивов.
Младшее школьное детство(12)
Социальная ситуация развития: Особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.).
Ведущая деятельность: учение.
Личностное новообразование: произвольное целеполагание.
Младший подростковый возраст (15)
Социальная ситуация развития: Общение со ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.
Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение.
Личностное новообразование: Способность к идентификации.
Старший подростковый возраст (17)
Социальная ситуация развития: необходимость самоопределения и планирования собственного будущего.
Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная.
Личностное новообразование: .
Владимир Федорович выявил три переломных возраста (около тридцати лет, около сорока, около пятидесяти) и связал их с переходами между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью. И утверждал, что динамика стабильных и переходных периодов зрелой личности не настолько отчетлива, как в детстве, поэтому вопрос о времени наступления и длительности того или иного периода очень сложен.
Из множества определений зрелой личности наиболее удачным автору представляется определение П.Я.Гальперина: личность - это "человек, который свободно и сознательно выбирает и ставит цели своих действий (с учетом причинных отношений в предметном мире, познанной необходимости общественных отношений, своего нравственного чувства) и несет ответственность за последствия совершенных действий перед природой, обществом и своей совестью ".
Юность (18 — 23 года)
Профессор выделял, что зрелость личности начинается с эпохи юности.
Этой эпохе предшествует кризис перехода к юности (17 — 18 лет) и ознаменовывается существенными личностными перестройками, которые могут разрешиться бесконфликтно в том случае, если человек будет подготовлен к значимым переменам в своей жизни, будет способен брать на себя ответственность за принятые и осуществленные им самостоятельно решения, а также строить планы и намечать жизненные перспективы (далёкие и близкие) и т. д.
В.Ф. Моргун полагал именно с этой эпохи, начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование.
Это конец переходного периода от детства к взрослости, окончательный переход в мир взрослых. Кратко социальную ситуацию развития можно охарактеризовать как порог взрослой жизни.
Эпоха юности, как и все другие, делится на два периода.