Файл: Контроль качества и безопасности медицинской деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 614

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности


Введение
В настоящее время в сложившихся социально-экономических условиях наиболее важной задачей и элементом социальной политики государства является защита здоровья и предоставление населению доступной, безопасной и качественной медицинской помощи.
Что касается общественного здравоохранения, международная практика приняла определение качества медицинской помощи как совокупность характеристик, которые подтверждают соответствие медицинской помощи потребностям пациента, его ожиданиям, текущему уровню медицинской науки и техники. Качество медицинской помощи также означает содержание взаимодействия между врачом и пациентом, основанное на квалификации специалиста, на способности врача оказывать пациенту наиболее подходящую и эффективную медицинскую помощь.
Система контроля качества и безопасности медицинской деятельности должна работать в каждой медицинской организации. Это одно из основных лицензионных требований для медицинской деятельности.
Цель работы – рассмотреть виды контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- рассмотреть виды контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
1 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности
1.1 Понятие контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Контроль - это функция, характеризующаяся системой контроля и проверки соответствия функционирования объекта принятым управленческим решениям.
Правовой основой проведения проверок в области охраны здоровья граждан являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Основы охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Мониторинг здоровья включает в себя:
- контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- государственный контроль в сфере перемещения лекарственных средств;
- государственный контроль за оборотом медицинских изделий
;
- санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» качество и безопасность медицинской деятельности контролируются в следующих формах:
- государственный контроль;
- ведомственный контроль;
- внутренний контроль.
Субъектами контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются специалисты соответствующих уполномоченных органов, должностные лица, врачебные комиссии.
Объектом контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- качество индивидуальных медицинских услуг;
- условия труда,
- использование медицинских изделий и порядок их утилизации;
- соблюдение медицинскими работниками, главами муниципалитетов, фармацевтами и руководителями аптек ограничений, которые распространяются на них в их профессиональной деятельности.
Пути контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
- соблюдение требований к медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- определение показателей эффективности деятельности медицинских организаций;
- соблюдение объема, условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и организациями медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
- создание системы оценки деятельности медицинских работников, занимающихся оказанием медицинских услуг;
- создание информационных систем в области здравоохранения, в том числе персонализированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Кроме того, есть Указ Министерства здравоохранения № 381н от 7 июня 2019 года «Об утверждении требований к организации и проведению контроля качества медицинской деятельности».
В соответствии с требованиями Министерства здравоохранения № 381н:
- плановые проверки проводятся не реже одного раза в квартал;
- целевые - если есть основания для проверки.
Продолжительность осмотра определяется главным врачом, но не должна превышать 10 дней.
На основании Федерального закона «Об охране здоровья» все медицинские организации должны определить порядок, в котором они будут устанавливать и определять критерии и показатели качества деятельности как всей организации, так и отдельных работников. Внутренние документы устанавливают этапы контроля, ожидаемые последствия и алгоритм действий.


С этой целью разрабатывается положение о внутреннем контроле качества медицинской деятельности - основной документ для самоконтроля качества предоставляемых услуг.
Постановлением Минздрава России от 23 января 2015 г. № 13н утвержден порядок проведения проверок медицинских организаций. А приказом Росздравнадзора от 20 декабря 2017 года № 10450 введен набор чек-листов для использования. В контексте статьи наиболее важным является чек-лист № 6, посвященный оценке системы внутреннего контроля качества.
Основными средствами контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- медицинские стандарты;
- экспертная оценка;
- показатели эффективности медицинской организации, показатели общественного здоровья.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ медицинская помощь в Российской Федерации организована и предоставляется в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, которая является обязательной для всех медицинских организаций Российской Федерации, а также основана на стандартах медицинской помощи.
Механизмы контроля качества медицинской помощи:
- процедуры лицензирования медицинской, фармацевтической и другой деятельности, осуществляемой в секторе здравоохранения;
- аккредитация учреждений различных систем здравоохранения;
- контроль профессиональных качеств медицинских работников;
- сертификация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
- лицензирование, сертификация и аккредитация учебных заведений, реализующих программы медицинского и последипломного образования.
1.2 Виды медицинского контроля
1.2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из видов. Порядок его организации и проведения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности.
Государственный контроль осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. Он включает в себя:
- проверка соблюдения государственными органами Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в области здравоохранения;

- лицензирование медицинской деятельности;
- проведение проверок применения медицинскими организациями процедур и стандартов здравоохранения;
- проведение проверок соблюдения медицинскими организациями порядка проведения медицинских осмотров;
- проверка соблюдения медицинскими организациями требований по безопасному использованию и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации;
- проведение проверок при организации и осуществлении ведомственного и внутреннего контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности со стороны органов и организаций;
- проведение пробных закупок для проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг.
Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и наказание нарушений органами государственной власти и местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также организациями, осуществляющими медицинскую, фармацевтическую деятельность и индивидуальными предпринимателями, требования по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
1.2.2 Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности подчиненных им органов и организаций путем осуществления своих полномочий.
Целью осуществления данного контроля является обеспечение и реализация прав пациента на получение медицинской помощи требуемого объема и качества в соответствии с оптимальным использованием человеческих ресурсов и материально-технических ресурсов.
Объектом ведомственного контроля качества является медицинская помощь, которая представляет собой комплекс профилактических, терапевтических, диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых с использованием определенной технологии, для получения конкретных результатов.
Ведомственная система контроля качества в здравоохранении включает в себя следующие элементы:
- оценка условий оказания медицинской помощи: состояние и использование персонала, а также материально-технические ресурсы медицинских учреждений;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи отдельным врачом, соответствующим подразделением, медицинским учреждением и системой здравоохранения на всей территории;

- изучение процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов в результате взаимодействия с системой здравоохранения;
- сравнение результатов ведомственного и вневедомственного анализа качества медицинской помощи;
- выявить и проанализировать причины недостатков в оказании медицинской помощи, которые привели к ухудшению качества и эффективности медицинской помощи;
- подготовка рекомендаций, направленных на предотвращение врачебных ошибок, дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и реализация оперативно-корректирующих мер;
- контроль за выполнением управленческих решений.
Организация ведомственного контроля качества медицинской помощи осуществляется руководителем каждого учреждения здравоохранения.
Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется в форме:
- плановые проверки, проводимые путем полного или выборочного изучения медицинской документации;
- целевые проверки, проводимые путем полной или выборочной проверки, в случае выявления значительных отклонений от региональных, федеральных, объемных и качественных показателей, а также в случае жалоб или претензий граждан.
Обязательному ведомственному контролю подлежат:
- случаи смерти;
- случаи первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста;
- случаи повторных госпитализаций по одному и тому же заболеванию в течение года;
- случаи расхождения диагнозов;
- случай внутрибольничной инфекции и осложнений;
- случаи обоснованных жалоб пациентов или их законных представителей, связанных с процессом оказания медицинской помощи.
Уровни контроля:
- первый уровень - медицинское учреждение, в котором осуществляется контроль: на первом этапе - заведующий отделом; на втором этапе - заместителем главного врача по контролю качества медицинской помощи; на третьем этапе - медицинской комиссией медицинского учреждения