Файл: Фгос современные способы оценивания на уроках физической культуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Машковцев Алексей Иванович, учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»
ФГОС: современные способы
оценивания на уроках
физической культуры
Федеральный государственный
образовательный стандарт
Часть I , статья 4
Стандарт направлен на:… формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения программы…
Часть III, статья 18.1.3
Система оценки достижения планируемых результатов должна:
1) …описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов…;
2) ориентировать образовательную деятельность на духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП;
3) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся…;
4) предусматривать использование разнообразных форм методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Виды оценивания
• словесная оценка
• письменная оценка
• знак внимания
• анализ
• сравнение
• отметка
Отметка может быть выражена
• цифрой
• буквой
• словами
• символом
• рейтингом
Варианты оценивания на уроках
физической культуры
• экспертная оценка
• шкала нормативов
• активность на уроке и вне его
• разработка собственных тестов
• прогресс в обучении
Суммативное
Формативное
Оценивание
Итоговое
Новые системы оценивания
• безотметочная система оценивания
• разноуровневая система оценивания
• рейтинговая система оценивания
• критериально-рейтинговая система оценивания
• критериальная система оценивания
Критериально-рейтинговая система
оценивания учащихся по физической
культуре в I четверти
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Неделя
1 2
3 4
5 6
7 8
9
Поощри- тельные
Сумма
Баллы
30 30 30 10 100
Определение критериев и их
«стоимости» в баллах
Контрольное тестирование
•практический результат
10 баллов
•техника выполнения
5 баллов
•прогресс результатов
10 баллов
•отношение к работе
5 баллов
30
Вариант рейтингового метода
оценки учащихся
Контрольное тестирование
Индекс физической готовности > 90%
10
Индекс физической готовности 81-90%
9
Индекс физической готовности 71-80%
8
Индекс физической готовности 61-70%
7
Индекс физической готовности 51-60%
6
Индекс физической готовности 41-50%
5
Индекс физической готовности 31-40%
4
Индекс физической готовности 21-30%
3
Индекс физической готовности 11-20%
2
Индекс физической готовности < 11%
1
Практический результат
10
Не участвовал в тестировании
0
Вариант рейтингового метода оценки учащихся
Контрольное тестирование
Показывает отличную технику выполнения упражнений
5
Показывает хорошую технику выполнения упражнений
4
Показывает хорошую технику, но допускает отдельные ошибки
3
Допускает существенные ошибки в технике выполнения упражнений, которые не влияют на итоговый результат
2
Допускает грубые ошибки в технике,
которые ведут к снижению результата
1
Техника выполнения
5
Не показывает никакой техники
0
Вариант рейтингового метода оценки учащихся
Контрольное тестирование
Есть существенный прогресс по сравнению с результатами последнего тестирования
10
Есть существенный прогресс по отдельным видам испытаний
8-9
Есть незначительный прогресс по сравнению с результатами последнего тестирования
6-7
Есть незначительный прогресс по отдельным видам испытаний
4-5
Результаты тестов практически или полностью совпадают с результатами последнего тестирования
2-3
Есть незначительный регресс по сравнению с результатами последнего тестирования
1
Прогресс достигнутых успехов
10
Не участвовал в тестировании или есть существенный регресс по сравнению с результатами последнего тестирования
0
Вариант рейтингового метода оценки учащихся
Контрольное тестирование
Демонстрирует свои максимальные возможности
5
Старается, но не показывает своих максимальных способностей
4
Выполняет упражнения не в полную силу,
хотя и показывает неплохие результаты
3
Выполняет упражнения не в полную силу,
что отражается на результате
2
Выполняет упражнения без желания
1
Отношение к работе
5
Не выполняет упражнения
0
Система пересчёта рейтинговых баллов в
отметку за четверть
Сумма баллов
Менее 20 20-50 51-70 71-85 86-100
Отметка
1 2
3 4
5
Основные параметры
критериального оценивания
• Наличие критериев (измеряемые показатели)
• Уровни оценивания (шкала оценивания измеряемых показателей)
• Дескрипторы (описание достигнутых уровней измеряемых показателей)
Рубрика
Это перечень критериев оценивания
знаний учащихся. Она определяется
целями обучения и содержательно
наполняется критериями,
раскрывающими данную рубрику
Критерии
определяются задачами обучения и
представляют собой перечень
различных видов деятельности
учащегося, которую он осуществляет
в ходе работы и должен в
совершенстве освоить
Дескрипторы
описывают уровни достижения
учащегося по каждому критерию
(последовательно показывают все шаги
учащегося по достижению наилучшего
результата) и оцениваются
определенным количеством баллов: чем
выше достижение – тем больше балл по
данному критерию
Рубрика-критерии-дескрипторы
Рубрики показывают, зачем ребенок
учится, критерии показывают, чему он
должен научиться, а дескрипторы
показывают, как он это может сделать
Составление рубрикатора
оценивания по предмету
Какие критерии
Вы выберите?
Как Вы определите уровни?
Какие дескрипторы
Вы будете использовать?
Вариант составления рубрикатора
по одному критерию
Критерий «Отношение к работе»
(максимум – 5 баллов)
Демонстрирует свои максимальные возможности
5
Старается, но не показывает своих максимальных способностей
4
Выполняет упражнения не в полную силу,
хотя и показывает неплохие результаты
3
Выполняет упражнения не в полную силу,
что отражается на результате
2
Выполняет упражнения без желания
1
Отношение к работе
5
Не выполняет упражнения
0
Установки критериального
оценивания
• оцениваться может только работа
учащегося, а не его личность;
• работа учащегося сравнивается не с
работами других учеников, а с эталоном,
который известен учащимся заранее и
описан с помощью критериев;
• имеется четкий алгоритм выведения
отметки, по которому учащийся может сам
определить свой уровень достижения и
определить свою отметку;
• оценивание осуществляется несколькими
педагогами (стандартизация оценивания)
Критерии оценивания МБ
Критерий А. Знание и понимание (максимум –
8 баллов)
Критерий В. Композиция движений (максимум
– 6 баллов)
Критерий С. Представление (максимум – 10 баллов)
Критерий D. Социальные навыки и личная вовлеченность (максимум – 8 баллов)
Применение критериев оценивания
в разных темах программы
Тема
Критерий
А
Критерий
В
Критерий
С
Критерий
D
Основы знаний
+
+
+
+
Контрольное
тестирование
+
+
Легкая атлетика
+
+
+
Спортивные игры
+
+
+
Гимнастика
+
+
Лыжная подготовка
+
+
Плавание
+
+
Виды работ для критериального оценивания
Критерий
Виды работ
А
Тест, опрос, эссе, сочинение, исследование
В
Составление собственной комбинации из ранее изученных
движений; составление комплекса ОРУ; УГГ; составление
комплекса аэробики; создание индивидуального или
группового танца; составление тренировочной программы
для себя или для одного из своих родственников
С
Техническое
выполнение
двигательных
действий;
демонстрация
своей
физической
подготовленности;
технической и тактической подготовки
D
Качественное и своевременное выполнение домашних
заданий; умение работать в коллективе с целью решения
поставленных
задач
(оценивается
в
групповых
упражнениях и в играх); прогресс личных результатов
Итоговое оценивание за I четверть
(пример 1)
Дата
Наименование работы
Критерий А
(8 баллов)
Критерий В
(6 баллов)
Критерии С
(10 баллов)
Критерий D
(8 баллов)
12.09 Комплекс ОРУ
4
8
6
19.09 Туристический слет
9
8
26.09 Президентские тесты
7
7
3.10
Легкая атлетика
4
7
6
31.10 Волейбол
5
6
4
Итоговые баллы по критериям
5
4
8
7
Сумма баллов по критериям
24
Итоговая отметка за четверть
4
Итоговое оценивание за I четверть
(пример 2)
Дата
Наименование работы
Критерий А
(8 баллов)
Критерий В
(6 баллов)
Критерии С
(10 баллов)
Критерий D
(8 баллов)
12.09 Комплекс ОРУ
4
8
6
19.09 Туристический слет
9
8
26.09 Президентские тесты
7
7
3.10
Легкая атлетика
4
7
6
31.10 Волейбол
5
6
4
Итоговые баллы по критериям
4
4
7
5
Сумма баллов по критериям
20
Итоговая отметка за четверть
3
Отличие критериального
оценивания от нормативного
При нормативном оценивании
достижения учащихся сравниваются со
среднестатистической нормой
, а при
критериальном оценивании достижения
учащегося сравниваются с
эталоном –
планируемым результатом обучения,
представленным критериями
оценивания
Критерии оценивания по
физической культуре
в школе «Премьер»
Критерий А. Знание и понимание (максимум – 3 балла)
Критерий В. Двигательная деятельность
(максимум – 3 балла)
Критерий С. Физическое совершенствование
(максимум – 3 балла)
Критерий D. Социальные навыки и личная вовлеченность (максимум – 3 балла)
Критериальное оценивание
Позволяет вовлечь в оценивание всех участников учебного процесса
Позволяет избежать субъективизма при оценивании
Делает прозрачным процесс выставления отметки, что снимает конфликт при оценивании
Вовлекает учащихся в процесс рефлексии и самооценивания
Повышает значимость контрольных работ
Легко адаптируется под любую шкалу оценивания
Образовательный эффект
критериального оценивания
• ученик получает представление о
целях и предполагаемых результатах
своей учебной деятельности;
• ученик заранее может оценить свои
сильные и слабые стороны, разумнее
распределить собственные ресурсы;
• учитель превращается из сурового
судьи в заинтересованного помощника
и консультанта;
• у ученика есть возможность
высказывать свою точку зрения в ходе
обсуждения критериев, что приводит к
снижению школьной тревожности.
Критериальное оценивание
применяется для того, чтобы
• ученик мог самостоятельно учиться,
имея четкое представление, с какой
целью
он это делает;
• ученик имел критерии оценивания,
помогающие постепенно продвигаться
к цели
;
• ученик получал обратную связь,
помогающую ему корректировать
свои действия, направленные на
достижение
цели
Вывод
Применение критериального
оценивания дает учителям ясность
относительно стратегических
целей
и
тактических
задач
обучения, а детям
помогает понять,
как
учиться,
чему
учиться, а главное,
зачем
учиться