Файл: Планконспект проведения правового информирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Командир войсковой части 01855
полковник
П. Шаров
«__» июня 2019 года
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Проведения правового информирования военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту и призыву
на тему: «Доведение приказов командующего войсками ЗВО
об осуждении военнослужащих за совершенные преступления
в сфере незаконного потребления (оборота) наркотических веществ».
Тема: «Доведение приказов командующего войсками ЗВО об осуждении военнослужащих за совершенные преступления в сфере незаконного потребления (оборота) наркотических веществ».
Цель занятия: Проинформировать слушателей о типах и мерах уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, довести приговоры военных судов, приказы об осуждении военнослужащих.
Время: 30 минут
Дата: 3 июня 2019 года
Место занятия: клуб войсковой части 01855
Материальное обеспечение занятия: план-конспект.
Руководство и пособия: Уголовный кодекс РФ, случаи осуждения из обзорных телеграмм по преступлениям из вышестоящих штабов ВС РФ.
г. Рязань
2019 г.
№ п/п | Учебные вопросы | Время | Содержание занятия | Действия руководителя и его помощников | Действия обучаемых |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | | 5мин | | - провожу проверку наличия личного состава (с учетом в журнале учета профессионально-должностной подготовки групп), их внешнего вида и готовности к занятию; - провожу целевой инструктаж по требованиям техники безопасности при проведении занятия и на учебных местах. | Дежурный по группе докладывает о наличии личного состава и его готовности к занятию - назначенные военнослужащие отвечают на поставленные вопросы. |
2. | Основная часть | 20 мин | | | |
| Учебный вопрос № 1 Учебный вопрос № 2 | | Проблема наркомании приобрела в Российской Федерации достаточно острый характер. По причинам, связанным с употреблением наркотических средств, в стране ежегодно умирает до 70 тысяч человек. По мнению медиков, наркоманы, употребляющие наркотики непрерывно и внутривенно, умирают через 7-10 лет. Одной из разновидностей социальных последствий наркомании является наркопреступность. По данным официального сайта Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в России зарегистрировано 79939 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ. Число лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, составило за этот период 35217 человек. Основные понятия, которыми оперируют российские законодатели и исследователи при анализе процесса наркотизации и организации антинаркотической деятельности, в целом соответствуют терминологии, используемой в Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Наркотические средства - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах. Психотропные вещества определяются как вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах. Прекурсоры представляют собой вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Сам термин «наркомания» в переводе с греческого означает «страсть к эйфории», иными словами - гипертрофированное желание получить физиологическое удовольствие, забыться, не думать о тех сложностях и невзгодах, которые так часто встречаются людям на их жизненном пути. Однако в специальной литературе, посвященной проблемам наркомании, на этот счет нет единого подхода. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 года № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания - это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. В данном определении речь идет только о зависимости от веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В остальных случаях на практике используют термин «токсикомания». Термин «зависимость» в данном случае подразумевает необходимость повторных приемов психоактивных веществ (ПАВ) для обеспечения хорошего самочувствия или для избегания плохого. Выделяются различные формы зависимости, одной из первых среди которых является социальная зависимость. Постепенно она способна привести к более тяжелой форме зависимости - физической, когда наркотик становится необходимым условием биохимических процессов в организме человека. Это вызывает необходимость потреблять все большее количество наркотика. Наряду с понятием «наркомания» в социологической и правовой литературе широко используется термин «наркотизм». По мнению исследователя Э.Г. Гасанова: «Наркотизм - это негативное социальное явление, включающее социальный, правовой, криминологический, экономический, биологический и экологический аспекты, затрагивающие соответственно социальную, правовую, криминологическую, экономическую, биологическую и экологическую сферы, отличающееся высокой степенью общественной опасности, выражающееся в заболеваемости наркоманией, причинении вреда здоровью потребителей наркотических средств и совокупности противоправных деяний, связанных с наркотиками либо совершаемых с целью добывания средств для последующего приобретения наркотиков или в состоянии наркотического опьянения, среди которых преступления, связанные с наркотиками, образуют самостоятельный вид преступности - наркотическую преступность, и организованности последней, превратившей наиболее опасную часть наркотической преступности в разновидность организованной преступности». Таким образом, термин «наркотизм» значительно шире термина «наркомания», ибо он наряду с болезненным пристрастием к наркотикам характеризирует и его социальные проявления. В конечном итоге этим обстоятельством и определяется социальная опасность того и другого явления. Поэтому, в частности, все преступления, связанные с потреблением наркотиков, можно назвать наркотической преступностью. Исследуя состояние и направления деятельности по противодействию наркотизму в России, ученые отмечают, что общий прогноз ситуации с наркотиками в течение ближайших лет для Российской Федерации неблагоприятен. Он усугубляется происходящими негативными процессами в социально-политической и экономической сферах. Сложившееся положение является следствием комплекса причин социально- экономического, социокультурного и организационного характера. Значительная часть из них связана с несовершенством системы профилактики наркомании и наркотизма в целом. Государственная политика противодействия наркотизации российского общества является основой для совместного участия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений в обеспечении комплексного решения проблем сбалансированного и эффективного влияния на источники и факторы развития наркоугрозы. Государственная политика противодействия наркотизации общества - это составная часть национальной безопасности Российской Федерации, которая развивает и конкретизирует положения соответствующей государственной стратегии с учетом интересов населения в сфере защиты основных прав и свобод граждан, представляя собой реализацию в рамках законодательно установленных правовых ограничений комплекса мер нормативно-правового, организационно-управленческого, психолого-педагогического, медицинского и социально-экономического характера, направленных на решение проблем, обусловленных незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации еще в 1993 году были определены принципы, с соблюдением которых должна была быть обеспечена ее реализация: сбалансированное применение воспитательных и принудительных мер, а также скоординированное проведение просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий. Более развернутое определение принципы государственной политики нашли через несколько лет в ст. 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». П. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» определяет, что «законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации». Административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств следует признавать противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) и наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения в области охраны здоровья и благополучие населения, общественную нравственность, выражающиеся в нарушении установленных государством правил оборота наркотических средств и связанные с незаконным распространением и потреблением этих средств. Административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача в нашей стране впервые была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» и аналогичным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях появилась статья 44 «Потребление наркотических веществ без назначения врача». Указ создал правовые основы реализации административной антинаркотической политики, отграничил административные средства противодействия распространению наркомании от уголовно-правовых и положил начало развитию института административной ответственности за незаконные действия с наркотиками. Несмотря на то что нормы указа не получили массового применения, он имел важное профилактическое значение, поскольку установление запрета на потребление наркотиков явилось сдерживающим фактором немедицинского потребления наркотиков правопослушными гражданами. На сегодня в структуре административных правонарушений преобладает ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (ст. 6.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и административная ответственность по статьям 6.8 и 10.4 КоАП РФ. В Вооруженные Силы ежегодно призываются тысячи молодых людей, среди которых есть и те, кто имеет опыт потребления наркотиков. Применительно к Вооруженным Силам под наркоманией следует понимать социальное (социально-правовое) явление - приобщение определенных групп военнослужащих к употреблению наркотиков и других одурманивающих средств и веществ, а также действия, направленные на приобретение, хранение, производство, сбыт этих веществ. Воины, употребляющие наркотические средства, не могут бдительно нести службу, так как их внимание и память ослаблены. Они не в состоянии сосредоточиться, быстро устают, с трудом переносят даже незначительные физические и психические нагрузки. У них нарушена координация движений, они не способны выполнять работу, требующую высокой точности (например, прицеливание). Мышление у воинов, употребляющих наркотики, изменено, они несвоевременно реагируют на обстановку и выполняют команды, а следовательно, в экстремальных ситуациях ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих товарищей. У наркоманов ослаблена воля, они не способны заставить себя действовать в сложных, тяжелых условиях. Ярко выраженные отрицательные черты характера, пренебрежение нормами морали и этики приводят к конфликтам в воинском коллективе. Помимо непосредственной угрозы жизни и здоровью, которую военнослужащие-наркоманы представляют для сослуживцев, вовлекая их в потребление наркотических средств, эти лица несут особую, скрытую, опасность для Вооруженных Сил России. Они допущены к оружию, боеприпасам и другим средствам вооружения, а из-за своей убежденности в неизлечимости зачастую психологически и эмоционально нестабильны, предрасположены к неадекватным действиям и поступкам. Поэтому командирам и начальникам всех степеней необходимо уметь работать с военнослужащими, склонными к употреблению наркотических средств и их прекурсоров. В Вооруженных Силах РФ деятельность по предотвращению проникновения в армейскую среду наркомании и ее профилактика осуществляются в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В соответствии с названным законом в России запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 4) включает в число основных принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Указанный федеральный закон также определяет наркоманию как заболевание (ст. 1) и устанавливает запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст. 40). Ответственность за нарушение данной нормы предусмотрена статьей 6.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кроме того, КоАП РФ устанавливает административную ответственность за совершение таких правонарушений, как незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8); вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (ст. 6.10); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13); непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли (ст. 10.4); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст. 10.5); потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22). Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)предусматривает уголовную ответственность за ряд преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В частности, этому посвящена глава 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». В соответствии с ней распространители наркотиков могут получить срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой. Статья 23 УК РФ гласит: «...Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности». Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление (примечание к ст. 228 УК РФ). Профилактика наркомании представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, воспитательно-разъяснительных, психологических, социально-коррекционных, медицинских и организационных мероприятий. Они направлены на: превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению наркотических средств; диагностику причин и стадии их наркотизма; организацию лечения и психотерапии с наркоманами; создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в социуме. Как показывает практика, основными направлениями работы командиров по предотвращению наркомании в подразделении является: 1. Диагностирование причин и условий употребления наркотических веществ личным составом, изучение офицерами различных видов наркомании среди военнослужащих и отличительных признаков наркотического опьянения. 2. Проведение разъяснительно- воспитательной работы с личным составом. 3. Осуществление медико-социального контроля. 4. Принятие организационных мер по наведению уставного порядка и перекрытию каналов проникновения наркотиков в подразделение. В качестве основных источников поступления наркотических средств в войска можно выделить: - самостоятельное изготовление; - приобретение у гражданских лиц, сослуживцев, имеющих свободный выход за территорию части; - хищение наркосодержащих лекарственных препаратов из медицинских пунктов, учреждений, со складов войсковых частей; - получение в почтовых отправлениях. При работе с наркоманами офицер должен соблюдать ряд правил: - во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения; - во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия с теми лицами, которые изъявляют желание измениться. В противном случае более эффективными окажутся организационные и социальные меры; - в-третьих, помнить о том, что ни один человек не признает себя наркоманом добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последних при проведении с ними психодиагностических и психокоррекционных мероприятий; - в-четвертых, для излечения наркомана мало вызвать у него отвращение к наркотикам, надо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его здоровый образ жизни, поддерживала бы его усилия в борьбе с наркотической зависимостью, выставляла бы барьеры на пути к рецидиву; - в-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что наркомания - это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека и что от него нельзя излечиться по принуждению или посредством применения исключительно мер и наказания. Выявление лиц, употреблявших наркотические и токсические вещества в воинской части (подразделении), начинается еще на пункте приема молодого пополнения, где группой профессионально-психологического отбора тщательно изучаются все документы на призывников. Особое место отводится медицинскому осмотру, на котором командир должен присутствовать лично. К факторам, дающим основания для включения военнослужащих в «группу риска», можно отнести следующие: 1. Региональный. Следует обращать внимание на воинов, призванных или продолжительное время проживающих, особенно в подростковом возрасте, в районах с высоким уровнем развития наркомании (Дальний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ, Поволжье, Краснодарский край, Ростовская, Астраханская, Челябинская области). Наркоманы в основном - это городские жители, в первую очередь представители крупных городов. 2. Наследственность. Результаты исследований показывают, что наркоманами очень часто становятся те лица, у кого родители (чаще отец) или близкие родственники алкоголики или страдают психическими заболеваниями. 3. Пристрастие к алкоголю или раннее знакомство с ним. Лишь 8,4% наркоманов впервые употребили алкоголь после 17 лет, остальные значительно раньше (до 10 лет - 5,9%). 4. Общение с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами до призыва в войска. 5. Нахождение на учете, приводы в полицию, привлечение к административной ответственности за мелкие правонарушения. 6. Социальная незрелость, подверженность чужому влиянию. 7. Пониженное настроение, связанное с переживаниями по поводу лишений и утрат, стремление к уединению. 8. Пониженная адаптация к службе. 9. Страсть к азартным играм. 10. Признания в том, что наркотики употреблялись ранее, или открытые высказывания о том, что наркотики не приносят заметного вреда, частое обсуждение тем, связанных с лекарствами. 11. Обнаружение у вновь прибывшего пополнения порошков, таблеток, шприцев, медицинских игл, жгутов и других приспособлений, которые могут быть использованы для приема наркотиков, а также следов от уколов, наличие фармацевтической литературы. 12. Перенесенные ранее тяжелые, длительные заболевания. 13. Изменение характера и отношения к службе, а также еще целый ряд факторов. Для установления фактов или склонности военнослужащих к употреблению наркотиков необходимо применять такие методы, как беседы, педагогическое наблюдение, профилактические медицинские осмотры, анализ информации, поступающей от сослуживцев, изучение общественного мнения. Также необходимо исключить случаи направления военнослужащих, замеченных в потреблении алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ, в соединения и воинские части, выполняющие служебно-боевые задачи в отрыве от пункта постоянной дислокации. Профилактика наркомании не сводится только к пропаганде и агитации за здоровый образ жизни. Вся разъяснительная работа должна основываться на прочном фундаменте четкой повседневной организации жизнедеятельности подразделения в строгом соответствии с требованиями уставов. Практика показывает, что в подразделениях, где выполняется распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина, нет и случаев употребления наркотиков. Распорядок дня позволяет не только оптимально организовывать жизнь и служебную деятельность, но и осуществлять эффективный и постоянный контроль со стороны должностных лиц всех категорий за личным составом, а значит, своевременно выявлять и пресекать случаи употребления наркотиков. Пристальное внимание в подразделении должно быть обращено на организацию досуга (свободного времени) подчиненных: его должно заполнить не бесцельное и бесконтрольное времяпрепровождение, а интересно организованные культурно-просветительные и спортивные мероприятия. Важнейшим условием профилактики наркомании является здоровая морально-нравственная атмосфера в коллективе. Социологические исследования показывают, что в 47% случаев сама обстановка в коллективе влияет на употребление наркотиков. Создание в подразделении атмосферы дружбы и товарищеской взаимопомощи - это важнейшая гарантия предотвращения наркомании. | Довожу материал по учебному вопросу | Слушают и запоминают |
3. | Заключительная часть | 5 мин | | подвожу итоги занятия. Выделяю активных обучаемых. | Случают выявленные замечания и указания руководителя по их устранению. |
| | | Задаю контрольные вопросы. | Краткий опрос по пройденному материалу. Оцениваю военнослужащих и выставляю оценки в журналы учета ПДП. Выделяю военнослужащих лучше усвоивших учебный материал. | Назначенные военнослужащие отвечают на поставленные вопросы |
| | | Задание на самостоятельную подготовку | Довожу под запись задание на самостоятельную подготовку и вопросы самоконтроля для обучаемых | Конспектируют задание на самостоятельную подготовку |
Руководитель занятия: майор И. Рачишен
« » июня 2019 г.