ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 6.
План лекции.
-
Метод наискорейшего градиентного спуска. Основные понятия. -
Построение коэффициента спуска. Теорема о сходимости. -
Проблема собственных значений. -
Особенности задачи о собственных значениях.
Метод наискорейшего градиентного спуска.
Рассмотрим СЛАУ с положительно определенной симметричной матрицей: АХ=b
Пусть - решение системы. Рассмотрим функцию , так как .
Поскольку A – положительно определена имеет место (Ax, x)≥0 для каждого x, => и F(x) имеет минимум при , Таким образом задача поиска минимума функции F(x) равносильна решению СЛАУ.
Будем рассматривать задачу минимизации функции F, приближения к решению будем получать итерационным образом ;
Так как – вектор , означающий направление наискорейшего убывания
Линия уровня F(x)
Требуется выбрать параметр , это можно сделать по-разному. Например, из условия минимизации получающегося , т.е
В этом случае мы получим метод, называемый методом наискорейшего градиентного спуска.
Найдем параметр . Имеем: тогда
;
Обозначим ϕ неизвестное- параметр .
Вычислим ϕ
(A )); +2
Минимум будет достигаться при
; тогда
Теорема (о скорости сходимости)
Пусть собственные числа матрицы А удовлетворяют соотношению 0≤m<λ
Тогда при любом выборе начального приближения метод наискорейшего спуска сходится и верна следующая оценка погрешности
Таким образом, метод сходится со скоростью геометрической прогрессии со знаменателем
Метод требует на каждом шаге 2 умножений матрицы на вектор 2 опер.
Можно преобразовать вычисление формулы =>
,
Тогда ;
В процессе итераций запоминаются векторы , на каждом шаге последовательно вычисляются (на одно умножение меньше)
Геометрическая интерпретация метода:
F(x) – положительно опр. квадратичная форма, линии уровня F(x) – эллипсоиды, (при m=2 - эллипсы). Движемся в направлении, противоположном градиенту до точки с наименьшим значением на этой прямой
Глава 2.
Задача о собственных значениях..
Проблема собственных значений.
Рассмотрим матрицу А(m x m) как линейный оператор, задающий минимальное преобразование векторного пр-ва y = Ax.
Если , где А – ненулевая матрица, λ – число, то λ – собственное число, а x – собственный вектор.
Данное равенство можно переписать в виде → необходимо, чтобы определитель был = 0:
Если раскрыть определитель, то получаем множители степени m относительно λ, т.е. , λi – корень – собственное число. Ранг матрицы . Система имеет не единственное решение. Выбираем все варианты, являющиеся решением, это и будет собственный вектор.
Если , n - r = k, то данному собственному числу соответствует k, линейно независимых собственных векторов.
Обычно удобно преобразовывать матрицу прежде чем вычислять собственные числа и векторы.
Матрица А в некоторой системе координат (х, у) осуществляет преобразование Ах = у.
В другой системе координат (ζ, η) это же преобразование осуществляется матрицей S: , тогда т.к. y = Ax. Sη = Asζ, , т.е .
Матрицы A и B называются подобными.
Теорема:
Подобные матрицы имеют одинаковые характеристические полиномы (соответственно одинаковые характеристические числа).
Действительно:
Следствие: подобные матрицы имеют одинаковое собственное число, включая их кратность.
Мы рассмотрим методы отыскания собственных чисел и векторов. В некоторых задачах требуется получиться все собственные числа, а иногда и все собственные векторы – это полная проблема собственных значений. В других случаях нужно найти какое-то собственное число (максимальное, наиболее к какому-то значению и пр.) – это частичная проблема собственных значений. Вторая задача не является частным случаем первой, т.к. нет смысла каждый раз находить все.
Чем сложна задача нахождения собственных векторов и собственных чисел? Если вычислить характеристический полином , необходимо вычислить все
. Такое вычисление требует вычислений определителей разного порядка. Для больших матриц это сложно. Кроме того, задача решения алгоритмического уравнения высокой степени сложны и плохо обусловлены.
Примерно до середины XX-го века строились методы, рассчитанные на быстрое вычисление корней характеристического многочлена, а далее искались его решения. Такие методы назывались прямыми. Такие методы для больших матриц очень неэффективны, по указанным выше причинам.
В настоящее время разработано много итерационных методов, в которых после преобразований матрицы мы получаем в явном виде собственные числа.
Контрольные вопросы.
-
В чём суть метода наискорейшего градиентного спуска для решения СЛАУ? -
Для систем с какими матрицами применяется метод наискорейшего градиентного спуска? -
Какой функционал минимизируется в методе наискорейшего спуска для СЛАУ вида AX=b? -
Из каких условий выбирается шаг спуска? -
Каковы условия сходимости метода наискорейшего градиентного спуска для решения СЛАУ? -
Каковы недостатки метода наискорейшего градиентного спуска для решения СЛАУ? -
Что такое полная проблема собственных значений? -
Что такое частичная проблема собственных значений? -
В чём сложность задачи о собственных значениях? -
Какие преобразования можно совершать с матрицей, чтобы её собственные числа не изменились?