Файл: Занятие 3 Обучающийся Родина Оксана Васильевна Преподаватель Данилова Елена Николаевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2 – Труд в природе. Уход за комнатными растениями

п/п
Критерии и показатели
Баллы
1 2
3 1.
Создание условий для трудовой деятельности:
• подбор необходимого материала и его продуктивное размещение;
• соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям;
• соответствие возрасту детей.
V
2.
Беседа с детьми о предстоящей трудовой деятельности:
• содержание и формулировка вопросов, их логическая последовательность
• учёт возрастных особенностей при формулировке вопросов;
• приёмы активизации (постановка вопросов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей).
V
3.
Приёмы педагогического воздействия для привлечения детей к трудовой деятельности:
• пояснение детям содержания предстоящего труда;
• установление связи трудовой деятельности с интересами,
V
отношением детей к этому.
4.
Приёмы, используемые в ходе трудовой деятельности детей:
• показ;
• контроль;
• напоминание;
• обсуждение;
• совет;
• не предоставление помощи.
V
5. Умение направить фронтальную и индивидуальную работу на решение поставленных задач.
V
6. Степень формирования у детей активного, творческого, положительного отношения к труду.
V
7. Создание в процессе руководства трудовой деятельностью детей атмосферы сотрудничества в личностно-деловом общении.
V
8. Проявление гибкости в ходе руководства трудовой деятельностью исходя из показателей «обратной связи».
V
9. Умение предусмотреть и решать возможные трудности во время труда.
V
10 Педагогический такт воспитателя.
V
11
Интерес детей к труду.
V
12. Эстетика, соблюдение гигиенических требований к проведению трудовой деятельности.
V
13. Оценка деятельности детей в процессе труда.
V
14. Общий уровень развития трудовых умений у детей.
V
Общий балл 42
Полученное значение анализа в балла максимальное, т.к. воспитателем были созданы все условия для трудовой деятельности детей, соблюдены гигиенические требования. Беседа с детьми проводилась в соответствии с возрастными особенностями детей, вопросы поставлены понятно и дети отвечали на них без особых затруднений. В процессе работы педагог контролировала, давала советы, помогала. Ребята активно работали.
Воспитатель тактично поправлял неверные действия детей. Дети с большим удовольствием выполняли поручения.
В процессе работы у детей формируются представления о

последовательности действий, о требованиях, предъявляемых к результату.
ЗАДАНИЕ 6
Решите педагогическую задачу, сравнивая два эпизода действий педагога.
Эпизод 1. Воспитатель средней группы, в процессе подготовки детей к наблюдению за трудом взрослых (экскурсия на пищевой блок, с целью наблюдения за трудом повара), может сказать: «Ребята, сейчас мы пойдём на кухню и посмотрим, как работает наш повар. Ведите себя хорошо, не шумите и не трогайте ничего без разрешения, слушайте внимательно, что будет рассказывать вам Нина Петровна».
Эпизод 2. В другой средней группе воспитатель, в процессе подготовки детей к наблюдению за трудом взрослых (экскурсия на пищевой блок, с целью наблюдения за трудом повара), может сказать так: «Ребята, сегодня у нас будет очень интересная экскурсия. Мы пойдем в одно из помещений нашего детского сада, которое называется пищевой блок. Как вы думаете, что мы там увидим? А с кем будем разговаривать? О чём мы спросим
Нину Петровну? Постарайтесь увидеть и запомнить как можно больше, а потом в группе мы продолжим наш разговор. Мы сможем нарисовать замечательные рисунки про то, что мы увидим.»
Сравните фрагменты подготовки детей к экскурсии на пищевой блок в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопросы:
1. Какой метод используют воспитатели? В каком из эпизодов воспитатели повышают познавательную активность детей?
2. Какие методы можно использовать для организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых?
3. Какие бы методы вы выбрали, составляя план организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых детей в средней группе детского сада?
Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New
Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
1. Какой метод используют воспитатели? В каком из эпизодов воспитатели повышают познавательную активность детей?
В данных эпизодах педагогами используются методы наглядной и словесной познавательной активности у детей. Основная задача воспитателя — создать условия, помогающие проявить интерес,
любопытство детей. Дети — это исследователи окружающего мира.
Им интересно всё неизведанное и необычное. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы максимально удержать внимание , увлечённость познавательным процессом.
По-моему мнению, во втором эпизоде воспитателем больше повышается познавательная активность детей за счёт того, что дети должны не только увидеть, но и запомнить, чтобы потом нарисовать рисунки и продолжить разговор в группе об увиденном.
Познавательная деятельность детей — это активная деятельность по использованию знаний. Важным компонентом этой деятельности является познавательный интерес, если ребенку интересно, он будет слушать, смотреть, участвовать в процессах обучения. Важно чтобы экскурсии были связаны с положительными эмоциями, они порождают познавательную активность у детей.
2. Какие методы можно использовать для организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых?
Для проведения экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых лучше использовать наглядные, словесные и практические методы, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений и максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Дальнейшие беседы и рассказы воспитателя уточняют и закрепляют знания, полученные во время наблюдений. Важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
3. Какие бы методы вы выбрали, составляя план организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых детей в средней группе детского сада?
Трудовое воспитание основано на использовании примера взрослых.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.
У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нём хотя бы небольшое участие.
Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое-то участие в труде необходимо осуществлять в процессе многих экскурсий. Например: наблюдая за трудом садовника - в посадке цветов, за трудом дворника — в сборе опавшей листвы и т.д. Сочетание формирования правильных

представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек даёт необходимый воспитательный эффект.
ЗАДАНИЕ 7
Составьте проект экскурсии, где отразите организацию и проведение экскурсии на станцию скорой помощи. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов проекта педагога для обязательного заполнения.
Перечень основных разделов проекта педагога дошкольной образовательной организации:

Автор:

Организация: станцию «Скорая помощь»

Укажите образовательную область в соответствии с ФГОС
ДО:социально-коммуникативное развитие

Укажите место в режиме дня: время занятий

Укажите продолжительность экскурсии: 20-30 минут

Укажите этапы экскурсии:

Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа)

Вводная беседа на станции

Порядок знакомства со станцией, рассказ воспитателя, наблюдения детей, объяснения работников станции

Сбор иллюстрированных материалов

Встречи и беседы с работниками


Краткая заключительная беседа на месте экскурсии
Тема: «Экскурсия на станцию «Скорая помощь».
7. Сформулируйте образовательные результаты экскурсии с детьми 6-7 лет
Образовательные результаты – это результаты обучения детей 6-7 лет за определенный период времени (одно занятие), которые планируются педагогом, это не результат (продукт) деятельности ребенка.
Требования к формулированию образовательного результата:
• отражают наличие состояния (желаемого) результата, а не процесс;
• конкретны и проверяемы, можно определено сказать, что результат достигнут;
• отражают достижения детей 6-7 лет в конкретный период (на занятии), а не ранее достигнутые.
Укажитеобразовательный результат —расширили и закрепили представление о работе станции «Скорой помощи», понятие «экстренный вызов», выучили и запомнили телефон «Скорой помощи», научились правильно называть свой адрес.
8. Сформулируйте цель обучения
Требования к формулированию цели:
• цель отражает предполагаемые образовательные результаты;
• алгоритм формулирования цели:
• формулируются конкретные проверяемые образовательные результаты;
• результаты объединяются в единое целое;

• выделяются в перечне результатов один, который является ценностным ориентиром выделяем в перечне результатов являющиеся средством достижения ценностного результата;
• определяем основной путь (развитие, формирование, содействие …)
• интегрируем ценностный результат с «результатами средствами»
• формулируем цель.
Укажите цель обучения — расширить и конкретизировать представления детей о профессиях сотрудников станции «Скорой помощи»
8. Сформулируйте задачи обучения (действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели):
8.1. Обучающая – расширить и закрепить представление о работе станции «Скорой помощи», понятие «экстренный вызов», выучить и запомнить телефон «Скорой помощи», научиться правильно называть свой адрес.
8.2. Развивающая – развивать связную речь, внимание, память, а также уметь задавать правильные вопросы.
8.3. Воспитательная – чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения, уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
9. Определите содержание деятельности (перечень методов и дидактических средств, позволяющих поэтапно организовать деятельность детей по заданной теме).
9.1. Предварительный этап экскурсии.

Подготовка педагога к организации и проведению экскурсии
(перечислите мероприятия). подготовительная и вводная беседы с детьми



Подготовка детей к организации и проведению экскурсии
(перечислите мероприятия).
Каждый ребенок должен знать куда и зачем они пойдут. Напомнить детям правила поведения и о необходимости соблюдения тишины, чтобы не мешать работе сотрудников.
10. Ход экскурсии опишите в виде предложенной таблицы:
№ п/п
Наименования
этапов
занятия
Решаемые
задачи
Виды
деятельности
воспитателя
Виды
деятельности
воспитанников
Ожидаемый
результат
1.
Подготовитель ная беседа
Объяснить цель экскурсии
Рассказать правила поведения и посещения станции
Соблюдение правил поведения и посещения станции
Соблюдения всех правил
2.
Вводная беседа
Заинтересовать детей
Помогать детям в освоении полученной информации
Запоминать информации
Заинтересова ть детей
3.
Экскурсия
Расширить и закрепить представление о работе станции
Помогать детям в освоении полученной информации
Запоминать информации
Освоение информации
4
Беседы и встречи с работниками
Повышение интереса к профессии врача, фельдшера и водителя
Скорой помощи
Рассказ о каждой профессии
Запоминать информации
Заинтересова ть детей

После экскурсионная работа.
Дети должны поделиться полученной информацией, рассказать, что им больше всего понравилось в работе сотрудников. Воспитатель должна задавать вопросы на которые ребята будут отвечать, для более полного понимания полученной информации.
ЗАДАНИЕ 8
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
Вечером в детский сад пришла мама Андрея. Сын показывает ей сложенный из бумаги стаканчик и радостно сообщает: «Посмотри, мама!
Я сегодня научился складывать стаканчик из бумаги! Когда мы пойдем в парк, захотим пить, я достану этот стаканчик, и мы попьем из него».
Мама, посмеиваясь над ребенком, говорит: «Ну что за глупости, разве у нас стаканов нет? Да и бумажные всегда купить можно». Мальчик грустно смотрит на свой стаканчик. Детская радость улетучилась.
Представьте в письменной форме ответы на следующие вопросы:
1.
Как необходимо взаимодействовать с родителями в подобных ситуациях? Предложите рекомендации для родителей в виде беседы.
2.
Составьте памятку для родителей на тему «Как научить ребёнка трудиться?». Данную памятку вы можете использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
1.Как необходимо взаимодействовать с родителями в подобных ситуациях? Предложите рекомендации для родителей в виде беседы.
Родителям стоит объяснить, что изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить

настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. И это уже заслуживает похвалы со стороны родителей. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. А в ответ не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше. Но никогда не обсеценивайте труд своего ребёнка, ведь таким образом вы можете развить в нем кучу комплексов, и он не захочет больше ничего делать своими руками, думая, что все, что он сделает будет
«глупостью» и родители опять будут недовольны тем, что он сделал.
Ребенок подходит к вам и показывает свою подделку в ожидании восхищения и похвалы, даже, если подделка не очень аккуратная и красивая!
2.Как научить ребенка трудиться?
Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому.
• Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться». «Ребенку можно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились. Это очень важно, потому что дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей, или воспитателей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия».
• Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».
• В-третьих, «добиться успеха – это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.
• Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым. «Опираясь на желание ребенка и его потребность получить удовольствие, родители добьются гораздо большего, нежели принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его.
• Итак, приучение к труду и усилиям начинается очень рано и не ограничивается наставлениями взрослых. Оно опирается на желание и чувство удовольствия, которые испытывает каждый ребенок с самого
раннего детства. Но как быть с тем, что приходится делать, не испытывая ни малейшего желания и не получая от этого удовольствия? На что же опираться в этом случае?
Памятка для заинтересованных родителей.
Познакомьте ребёнка с правилами:
- всё, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь всё необходимое;
- делай всё аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.
Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.
Прежде, чем ребенок начнёт трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.
В процессе работы, если необходимо, помогите ребёнку, но помните: всё что ребенок может сделать, он должен делать сам.
После выполнения поручения поблагодарите ребенка, оцените его труд;