Файл: Правление первых Романовых от сословнопредставительной монархии к становлению абсолютизма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а сам патриарх сослан в монастырь. Усиление зависимости крестьян от помещиков в результате установления бессрочного сыска беглых крестьян привела к недовольству казаков. В 1670—1671 гг. по стране прокатилось восстание во главе со Степаном Разиным, которое было подавлено. Во внешней политике велись успешные войны с Польшей, главным результатом которых является отказ поляков от претензий на западнорусские земли, а также воссоединение России и Украины в 1654 г. Алексей Михайлович пытался выйти к Балтийскому морю, воюя со шведами в 1656—1658 гг. Однако достижения на северо—западном направлении были гораздо скромнее успехов на Украине

7

2.2. Соборное уложение

Соборное Уложение 1649 года – грандиозный памятник юридической мысли России, который подвел своеобразный итог законодательной деятельности Московского государства. Решение о его создании было принято на Земском соборе в июле 1648 года, собравшемся сразу после известного московского бунта. Специальная комиссия во главе с князем Никитой Ивановичем Одоевским подготовила проект Уложения. Он был обсужден на Земском соборе в течение сентября 1648 – января 1649 гг., а в апреле–мае напечатан первым изданием (1200 экземпляров). После утверждения собором кодекс получил название Соборного Уложения и оставался действующим законом около 200 лет, до принятия Свода законов в 1832 года.

Сохранился и оригинал Соборного Уложения. Он представляет собой свиток – столбец длиной около 309 метров, написанный разными писцами, оставившими на его полях пометы о том, из какого источника взята та или иная статья или какой материал положен в основу новых статей. На подлинном списке сохранились подписи участников Собора, принявших Уложение (всего 315). В серебряном позолоченном ковчеге, отлитом по приказанию Екатерины II, он хранится сейчас в Российском Государственном архиве древних актов в Москве.

Уложение 1649 года – последний сборник права, построенный по типу московских судебников (казуальный принцип). Теоретическую основу его составило религиозно-православное вероучение. Как и ранее, в нем отсутствовали многие важные части права (о государственных учреждениях, о семейном и наследственном праве и пр.), данные о которых историки черпают из других источников.

8

2.3. Усиление крепостного права. Начало формирования абсолютизма.

Вторая половина XVII века характеризуется усилением абсолютистских тенденций, власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. Усиление самодержавной власти помимо общеисторических вызывалось следующими конкретными факторами: 


  • закрепощением населения и обострением социальных противоречий; 

  • завершением формирования служилого сословия, находившегося под контролем государства;

  • восстановлением экономики, развитием сельского хозяйства, ремесленного производства и внешней торговли, позволяющим увеличивать налоговые поступления; 

  • усложнением системы управления, ростом аппарата чиновников; 

  • появлением новых внешнеполитических задач, необходимостью совершенствования вооруженных сил, призванных теперь противостоять не отсталым восточным, а передовым европейским армиям; кроме того, с присоединением Украины возникла острая проблема ее сохранения и интеграции в составе России.

Абсолютистские тенденции проявлялись: 

— В изменении титула царя. Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», после присоединения Украины он стал следующим: « Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец». В титуле подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.

— В укреплении авторитета власти и престижа личности царя Соборным Уложение. Преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма

— В приняти и Уложения, систематизирующего и кодифицирующего законы.

— В затухании деятельности Земских соборов. Центральная власть, окрепнув, более не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа, вот почему после решения 1653 года о воссоединении с Украиной они не собирались в полном составе. 

— В изменении состава и роли Боярской думы. С одной стороны, в ней увеличилось число и влияние думных дворян и дьяков, попадавших в Думу не за знатность, а за личные способности и службу царю, а с другой — численное расширение превращало ее в громоздкий, неэффективный орган управления, что заставляло царя обсуждать

9
наиболее важные вопросы с узким кругом приближенных и доверенных лиц, входивших в Расправную палату.

— Росла численность приказных людей, основную массу которых составляли «беспородные люди». Складывание профессионального чиновничества также являлось признаком абсолютизма. 

Факторы, замедлявшие становление абсолютизма.

  • Экономическая отсталость, приводящая, например, к нехватке средств на содержание аппарата управления и армии, отвечающих требованиям времени. 

  • Социальная незрелость дворянства, не изжившего еще патриархальность и плохо понимающего свои общесословные, а тем более общегосударственные интересы. 

  • Сохранение многих норм и органов традиционной системы управления. Например, деятельность административных органов была основана на обычае и не регламентировалась писанными законами; функции приказов не разграничивались и нередко переплетались (практически каждый приказ занимался и финансовыми и судебными вопросами). Исполнительный аппарат практически сам определял, что выполнять из предначертаний верховной власти, а что нет.


Таким образом, приказная система, основанная на обычае, не имевшая четкого разделения функций и правовой регламентации, ограничивала верховную власть. Преобразовать эту систему на традиционной основе оказалось невозможным. Так, Алексей Михайлович создал приказ Тайных дел, подчиненный лишь ему и призванный контролировать деятельность других приказов. Но вскоре он превратился в дополнительный орган приказной системы, не изменив ее существа. Поэтому для того, чтобы преодолеть всесилие приказов, Петру 1 пришлось сломать эту систему и даже перенести управленческий центр в новую столицу.

Местная система управления также сохраняла в себе много архаичных черт. В некоторых местах, где сохранялись органы местного самоуправления, сложилось своеобразное двоевластие, препятствовавшее исполнению управленческих функций. Хотя, в отличие от кормленщиков, деятельность воеводы представляла собой службу, а не награду, она не оплачивалась государством. Воевода содержался за счет местного населения, как кормленщики XVI века. 

10

3.1. Дело патриарха Никона. Раскол в русской православной церкви

В середине XVII века началась реформа русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьезных изменений в политической и духовной жизни русского общества. 

В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», объединивший людей, обеспокоенных как положением дел в церкви, так и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения по вопросу выбора образца. Одни — С. Вонифатьев, будущий патриарх Никон, Ф. Ртищев — считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие — И. Неронов, протопоп Аввакум Петров — суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.

Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Он надеялся также достичь мощи и великолепия имперской государственной власти. Для осуществления внешнеполитических целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях на территориях, которые планировалось присоединить к России, или взять под ее контроль.


После избрания Никона патриархом реформа начала проводиться в жизнь. В 1653 году он разослал по всем московским церквам «память» (циркуляр) о замене крестного знамения с двоеперстного на троеперстное. Против ослушников с благословения царя он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола.

После отъезда в 1658 г Никона из Москвы и опалы, вызванной как чрезмерным властолюбием патриарха, питаемым его главной идеей «...священство царства преболее есть», так и происками бояр, не желавших подчиняться «худородному», из мужиков патриарху, преобразования церкви продолжил сам царь. Собор 1666-1667 гг. окончательно низложил Никона. Одновременно «раскольников» объявили еретиками, узаконив репрессии против них.

Было произведено изменение церковных обрядов и богослужебных книг в соответствии с новейшими греческими образцами. Эти образцы в течении веков

11

претерпели изменения (изменилась даже форма крестного знамения), в то время как русская церковь сохранила обряды в том виде, в каком получила их из Византии.

Креститься было велено не двумя пальцами, как раньше, а тремя; иным стало прочтение символа веры; имя Христа стало писаться «Иисус», а не «Исус», как требовала традиция; предписывались иконы греческого образца; введен был четырехконечный крест, считавшийся ранее «латинским». Произошла реформа церковно-славянского языка, изменились лексика, грамматика, ударения.

Стремясь превратить Россию в землю обетованную, Никон начал на р. Истре строительство Воскресенского монастыря (по названию храма Воскресения в Иерусалиме) — Нового Иерусалима, который должен был стать духовным центром мирового православия.

Никон, считая, что «священство выше царства», стал в 1652-1658 гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам, обсуждавшимся Боярской думой, сначала докладывали патриарху. Эти меры оказались временными и после смещения Никона остались в прошлом, но некоторые уступки светская власть делала и позже. В 1667 году был отменен светский суд в отношении духовных лиц, а в 1677 году упразднен Монастырский приказ.

В последствии этого реформа укрепила церковную иерархию и централизацию церкви. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствующую критическому отношению к традиции, восприятию новаций, что стало психологической предпосылкой глобальных преобразований Петра I. Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церкви государству.


Старообрядчество явилось одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы, раскола общества и церкви. По некоторым данным больше трети православного населения осталось в старой вере. 

Как и преобразования в других сферах жизни, церковная реформа XVII века отличалась непоследовательностью, непродуманностью и привела к неожиданным и противоречивым результатам.

12

3.2. Борьба за ликвидацию последствий смуты во внешней политике.
Потребности экономического, политического и культурного развития России определяли и ее основные внешнеполитические задачи:

Возвращение территорий, потерянных в результате «Смуты», а, в перспективе — присоединение украинских и других земель, входивших в состав Древней Руси (помимо религиозных и национальных импульсов, подталкивающих к объединению с родственными украинским и белорусским народами, здесь немалую роль играло стремление получить новые пахотные земли, обусловленное: 

  • экстенсивным характером земледелия; 

  • желанием государства увеличить численность служилых людей и налогоплательщиков.

Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям, что, с одной стороны, создавало условия для установления экономических связей с Европой, отвечающее насущным потребностям страны и без чего нельзя было преодолеть отсталость, а с другой — обеспечивало безопасность южных границ от разбойничьих набегов вассала Османской империи — крымского хана. 

Дальнейшее продвижение на восток в целях эксплуатации природных богатств Сибири (русские люди стремились обогатиться за счет добычи соболя, который уже был выбит в европейской части, но продолжал оставаться главным объектом экспортной торговли) и установления «естественной границы « на Тихом океане. Кроме того в движении на восток удовлетворялись чаяний безграничной «русской души» тех, кто рвался к беспредельному и уходил от удушливой атмосферы в центре России.

В Западной Европе в годы Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) произошли качественные изменения в организации вооруженных сил, тактике боя и вооружении; главной ударной силой стала пехота, усиленная полевой артиллерией. В России же основу армии продолжала составлять дворянская конница, успешно боровшаяся с «осколками» Золотой Орды, но неспособная противостоять передовым армиям Европы.