Файл: Курсовая работа по педагогике. Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Организация работы по формированию здорового образа жизни  дошкольников в дошкольном учреждении
2.1. Состояние работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни  дошкольников
Практическая часть работы проводилась МБДОУ № 3 «Аленушка», расположенном в пос. Джалиль.  В процессе экспериментальной работы была проведена серия последовательных экспериментов (констатирующего, формирующего, контрольного), которые были проведены в течение сентября 2012г. – ноября 2012г. В детском саду 8 групп: 1 подготовительная группа, 2 старшие группы, 1 старшая группа, 2 – 2-ямладшая группа, 2 – 1-я младшая группа. В исследовании принимали участие 23 ребенка  старшей  группы:  11 мальчиков и 12 девочек.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось определение уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы № 5.

Методы  исследования на констатирующем этапе:

- изучение условий формирования здорового образа жизни, существующих в ДОУ;

- наблюдение за  режимными моментами, игровой деятельностью, поведением на прогулках;

- индивидуальная беседа с детьми группы.

ДОУ «Аленушка»  работает по программам «Детство», «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.  Васильевой. Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

1) музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

2) физкультурный уголок в групповой комнате; пособия, которые  стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим;

3) спортивная площадка (на участке детского сада);

4) уголок релаксации в групповой комнате;

5) медицинский кабинет.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном учреждении организованы оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия, включающие в себя:  систему эффективных закаливающих процедур, разработанных для каждого возраста, с учетом группы здоровья ребенка:  контрастное закаливание ног;  ходьба - солевое закаливание ног;  контрастные воздушные ванны;  влажные обтирания;  «Морской берег»;  босохождение;  точечный массаж;  полоскание горла и рта настоями трав;  максимальное пребывание детей на свежем воздухе;  оздоровительные комплексы: сауна – душ – фитобар; бассейн – сауна – фитобар.  мероприятия по укреплению иммунитета в период обострения гриппа;  вакцинация детей согласно национальному календарю профилактических прививок. Все
дети привиты по возрасту, своевременно; усиление контроля за санитарным состоянием в ДОУ.

Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг

Особое место заняла физкультурно-оздоровительная работа. В системе проводились закаливание, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика, физкультурные занятия, спортивный кружок «Веселая физкультура». На физкультурных занятиях подсчитывалась моторная плотность. В начале года моторная плотность составила 72-75%, в конце учебного года – 80-87%. Так же использовались физминутки во время занятий, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе, проводились спортивные развлечения.

Для осуществления реализации всей системы по формированию здорового образа жизни у детей необходимой частью является работа с родителями. В течение года проводились различные консультации, родительские собрания, комитеты, где вопросы о здоровье детей были приоритетными.

В апреле был проведен углубленный медицинский осмотр узкими специалистами (Приложение 1). Были подведены итоги по состоянию здоровья детей, анализировалась заболеваемость и посещаемость детей. Проведен сравнительный анализ всей оздоровительной работы с показателями прошлого года.

Наблюдается движение детей по группам здоровья:

- из 1 группы во 2 группу перешли 15 детей;

- из 2 группы в 1 группу перешли 8 детей;

- из 1 группы в 3 группу перешел 1 ребенок;

- из 3 группы во 4 группу перешел 1 ребенок.

В ДОУ работа по формированию представления о здоровом образе жизни у детей, по воспитанию полезных привычек, физическому воспитанию ведется в соответствии с планом (Приложение 2).

Анализ среды и условий, а также проводимой работы показал, что  в дошкольном учреждения много делается для воспитания здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они полу­чают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем.   В  планировании работы ДОУ уделяется достаточное внимание задачам формирования здорового образа жизни, физическому воспитанию детей. Для оздоровления детей используются современные здоровьесберегающие  технологии и методики. Среда жизнедеятельности детей оснащена разнообразным спортивным инвентарем, оборудованием для подвижных и дидактических игр. Таким образом, в ДОУ созданы хорошие условия для решения задач по физическому воспитанию и оздоровлению детей ДОУ. В то же время анализ состояния здоровья воспитанников ДОУ показывает, что более половины детей (113 из 210) имеют II и IIIгруппы здоровья (93 ребенка и 20 детей соответственно). Это говорит о том, что работа по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников является фрагментарной, направлена, в основном, на формирование физической культуры и санитарно-гигиенических навыков, что является составной частью работы по формированию ЗОЖ; ее содержание не создает у детей целостных представлений о ЗОЖ.



Поэтому необходимо проведение дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного учреждения.

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни были установлены следующие критерии:

1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным  привычкам);

3) участие в  оздоровительных и закаливающих мероприятиях

В соответствии с выделенными критериями установили уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы:

- низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит.

- средний уровень: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием  вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению.

- высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

Для определения уровня сформированности у детей представлений о здоровом образе жизни была проведена беседа (Приложение 3).

Опрос показал, что в понимании большинства детей  быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «Лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др.


Среди полезных привычек дети называют: «делать зарядку по утрам», «закаливаться», «купаться, как морж», из вредных привычек дети называют: «есть немытыми руками», «пить пиво», «пить водку», «наркотики», , «курить», «ругаться – это очень некрасиво и обидно».

Из опрошенных детей все дети хотят быть здоровыми. 47%  (11 детей) любят бегать в «догонялки», 39% (8 детей) катаются на велосипеде, 86%  (20 детей) любят кататься зимой на санках и на лыжах, 1% (2 детей) ходят на гимнастику, 1% (2 детей) ходят в бассейн и «поэтому не болеют»,но только 22% (5 детей) делают зарядку дома, вместе с родителями.

61%  (14 детей)детей считают, что они ведут здоровый образ жизни, 39% (9 детей) ответили на вопрос «не знаю». Некоторые дети (34%) связывают состояние здоровья с факторами окружающей среды, влияющими на здоровье человека: «надо хорошо кушать, чтобы не болеть», «продукты должны быть полезные для здоровья, витамины», «надо пить чистую воду», «»воздух очень грязный, поэтому все болеют» и т.д.

Некоторые из детей даже называют способы лечения: «пить чай с лимоном», «есть чеснок и лук», «малину надо больше кушать», «уколы надо делать» и т.д. По результатам опроса определили уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень  здорового образа жизни у детей старшей группы № 5 (констатирующий этап эксперимента)

Критерии

Уровни  (%)

Низкий

Средний

Высокий

1

2

3

4

Представления о здоровье

53

32

15

Отношение к вредным привычкам

41

45

14

Участие в оздоровите-льных мероприятиях

38

44

18


Из таблицы видно, что  у 57% детей группы – низкий уровень здорового образа жизни, у 40% детей – средний уровень, у 16% - высокий уровень здорового образа жизни. Таким образом, у большинства детей старшей группы низкий и средний уровни здорового образа жизни. По  первому критерию – 53% и 32%, по второму критерию – 41 и 45%,  по третьему критерию – 38% и 44% соответственно.  У детей старшей группы недостаточно знаний и представлений о факторах вреда и пользы для здоровья, частично сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, правильного питания, значения гигиены, состояния окружающей среды, недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.

Итак, опрос детей показал, что у детей старшей группы не сформировано отношение к своему здоровью как к ценности, понимание того, что здоровье  нужно не только беречь, но и укреплять, избавляться от вредных привычек, и подружиться с полезными привычками. Полученные результаты показали необходимость проведения работы по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы.
2.2. Организация работы по формированию здорового образа жизни у детей старшей группы