Файл: Дипломная работа Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях фгос начального общего образования.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра Информатики
Дипломная работа
Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
Оглавление
Введение……………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального общего образования
1. 1 Внеурочная деятельность как социально – педагогическая проблем…7
1. 2 Технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников………………………………14
Глава 2. Робототехника в школе. Возможности использования конструкторов LEGO WeDo в начальной школе.
2. 1 Содержание курса робототехники в начальных классах……. 29
2. 2 LEGO – технологии: веяние моды или требование………. 38
2. 3 Конструкторы LEGO WeDo в ролевых играх и проектной деятельности…42
2. 4 Использование методов проектов в преподавании информатики……. 44
Глава 3. Исследование эффективности использования робототехники LEGO WeDo на уроках информатики в начальных классах.
3. 1 Программа исследования………………………………………49
3. 2 Исследование уровня занятости учащихся во внеурочной деятельности по информатике…………………………………………………. . 50
3. 3 Описание опытно-практической работы по апробации робототехники на уроках информатики во внеурочной деятельности…………………53
3. 4 Анализ результатов исследования…………………. 55
Заключение……………………………………………. . . . . 57
Список литературы………………………………………………59
Приложения…………………………………………………………64
Введение
Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Начальная школа совпадает с важным периодом формирования личности ребенка. Младший школьник впервые оказывается в коллективе сверстников, которые не просто являются товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. Младший школьный возраст благоприятен для успешной социализации в силу большой любознательности детей 6-9 лет: эмоциональность восприятия, подражательный характер и ориентация на авторитет взрослого в поведении и деятельности, высокое доверие учителю и стремление связывать приобретенный личный социальный опыт с изучаемым материалом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее - ФГОС) ступень начального общего образования определяется как фундамент всего последующего образования. На ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации младшего школьника.
Образовательная робототехника в школе как внеурочная деятельность приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н. П. Аникеевой, Н. И. Болдырева, Л. Ю. Гордина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Г. И. Щукиной и других.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема поиска способов и методов организации внеурочной деятельности учащихся в процессе обучения не нова, но развитию социализирующего потенциала внеурочной деятельности младших школьников уделяется недостаточно внимания.
Данная проблема связана с противоречием между возросшим требованием к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к качествам выпускника начальной школы, в том числе, его социальной адаптации в обществе, и недостаточностью методического обеспечения использования социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования.
Необходимость организации внеурочной деятельности младших школьников позволила нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения социализирующего потенциала робототехники во внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС и разработки технологии организации ее в процессе социализации младших школьников.
Цель исследования: раскрыть потенциал робототехники LEGO WeDo как внеурочная деятельность учащихся в условиях освоения ФГОС.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность внеурочной деятельности учащихся начального общего образования как социально-педагогической проблемы;
- выявить особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования;
- изучить возможности внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников;
- два подхода конструирования информационной деятельности детей в начальной школе;
- робототехника в школе. Возможности использования конструкторов LEGO WeDo в начальной школе.
Объект исследования – учащиеся начальной школы.
Предмет исследования – потенциал робототехники LEGO WeDo как внеурочная деятельность учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования; статистические методы; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, моделирование, проектирование, анализ).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что реализация социализирующего потенциала робототехники LEGO WeDo во внеурочной деятельности учащихся в условиях освоения ФГОС начального общего образования будет более эффективной, если:
- раскрыта сущность робототехники во внеурочной деятельности учащихся
;
- выявлены особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования и определены ее возможности в процессе социализации младших школьников;
- изучен и обобщен опыт организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ «Контошинская СОШ»);
- разработаны технологии организации внеурочной деятельности в процессе социализации младших школьников.
Наша работа состоит из введения и трех глав. Во введении раскрывается актуальность данной темы, уровень её изученности во внеурочной деятельности и ФГОС. В первой главе раскрываются теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования. Во второй главе раскрывается робототехника в школе. Возможность использования конструктора LEGO WeDo в начальной школе. Третья глава содержит описание практического исследования эффективности использования робототехники LEGO WeDo на уроках информатики в начальных классах.
1. Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
1. 1 Внеурочная деятельность учащихся как социально-педагогическая проблема
социализация внеурочный педагогический школьник
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
Актуальность внеурочной деятельности определяется тем, что в России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:
- в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и другие)
- вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и другие)
Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика A. M. Кондакова.
В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников
Данные требования и положения к начальному образованию подтверждают актуальность выбранного нами направления исследования социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.
Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных и метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования.
Социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина. Главный объект воздействия при социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Компонентами социализации являются элементы учебного занятия, внеурочная деятельность учащихся, межличностное общение, сотрудничество с окружающим социумом.