Файл: История. Исторические источники по отечественной истории.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
История. Исторические источники по отечественной истории.
Предметом исторической науки является изучение закономерностей развития человеческого общества. Под объектом изучения истории как науки принято понимать независимую от нашего сознания объективную реальность прошлого. Историческая наука изучает прошлое человечества во всём его многообразии. Поэтому историю можно рассматривать как комплекс наук, изучающих различные стороны жизни общества, от политической и военной истории до истории науки и техники. Но в центре внимания историка всегда находится человек.
Исторические источники - это все объекты непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют шесть основных групп исторических источников:
1. вещественные (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения);
2. этнографические (нравы и обычаи);
3. государственно – актовые (юридические нормы, договоры, указы);
4. устные (былины, сказки, песни);
5. описательные (летописи, письма, дневники);
6. аудиовизуальные (кино-, фото- и звуковые документы).
Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
-
Древние славяне. Происхождение славян, территория проживания, быт, верования.
В письменных источниках первое упоминание славян встречается в византийских документах 6 века.
А) Дунайская. Славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв.
Б) Прибалтийская. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя вендов (от кельтов), продвинулись на нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - II вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шахматова, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная ветви, двинулась на восток и юг в Причерноморье и образовала здесь племена восточных и южных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.
2) Автохтонная – славяне как этнос сформировались на территории восточно – европейской равнины и являлись коренным населением. Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.
(Земледелие, охота, рыболовство, бортничество) Древние славяне - это оседлый земледельческий народ, который знал и умел разводить полезные растения, водил домашних животных, промышлял охотой и рыбной ловлей, знал некоторые мастерства и ремесла. Древние славяне умели молоть хлебные зёрна и превращать в муку. Славянам еще до разделения известны были некоторые металлы и способы их обработки. Свои поселения славяне никак не укрепляли и жили в постройках, слегка углубленных в почву, или в наземных домах, стены и крыша которых держались на столбах, врытых в землю. Позднее славяне, как и прежде, не укрепляли своих поселков, а стремились строить их в труднодоступных местах - на болотах или на высоких берегах рек, озер. Селились они в основном в местах с плодородными почвами.
Древние славяне, как и большинство народов того времени, были язычниками. У славян имели довольно широкое распространение тотемистические верования. Характерные тотемные звери славян – лось, медведь и кабан. С течением времени восхваление животных-предков приняло форму почитания священного животного того или иного божества. Так, священным животным Перуна считался кабан, а Велеса – медведь. Единого общеславянского пантеона божеств так и не было создано. Последняя попытка создать таковой была предпринята князем Владимиром Святославовичем сразу после его воцарения на киевском престоле в 980 г. В созданный им пантеон, так же называемый киевским, вошли шесть божеств. Во главе пантеона был поставлен бог Перун, покровитель князей и воинской дружины. Другие божества – Даждьбог, Стрибог, Хорс, Симаргл и единственное женское божество пантеона – Макошь. Однако данная религиозная реформа не принесла особых плодов и было принято решение заменить существующую веру новой, византийской. В 988 г. официальной религией Руси стало христианство. Наступил закат языческой эпохи. Но отголоски язычества до сих пор сохранились в народной культуре в виде песенных традиции, поверий, сказок, гаданий и обрядов.
ДУЛЕБЫ
ВОЛЫНЯНЕ
ДРЕВЛЯНЕ
ДРЕГОВИЧИ
КРИВИЧИ
ПОЛОЧАНЕ
ПОЛЯНЕ
РАДИМИЧИ
РУСЫ
СЕВЕРЯНЕ
СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ
УЛИЧИ
-
Древнерусское государство. Этапы образования, структура власти и социальные отношения.
Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосударственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин. Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске. Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве.
Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян.
Древнерусское государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д.
Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской общине, формируется имущественное неравенство. На образование Древнерусского государства существует много причин, вот основные из них:
1. Общественное разделение труда.
2. Развитие экономики. Хозяйственная, экономическая деятельность побуждала людей к поиску более подходящих форм общего существования. 3. Заинтересованность общества в появлении государства. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу-общиннику появлении было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности, связанные с межродовыми спорами.
-
Причины и значение принятия христианства на Руси.
Причины:
1.Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.
Значения:
1) Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.
2) Христианская религия являлась важнейшим фактором упрочения Киевского государства. С принятием христианства установилось централизованное церковное управление во главе с митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ - митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов - Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».
3) Христианская религия придала новый статус княжеской власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.
4) Крещение Руси стало поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодий разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись).
5) Церковь оказывала влияние на развитие социальных отношений. Утвердившийся идеологический стереотип о том, что принятие христианства способствовало усилению эксплуатации и упрочению власти феодалов, исторически неверен. Христианская мораль, не признающая неравенство между людьми, осуждала рабство (на Руси - холопство). Церковь осуждала грубое отношение к холопам, убийство холопа. Холопы, становясь церковными людьми, получали свободу.
6) С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Церковь провозглашала благотворительность и милосердие среди верующих, заботу о нищих и беззащитных. При монастырях устраивались приюты для бездомных и престарелых (богадельни), оказывалась помощь больным.
-
Причины и характер феодальной раздробленности. Крупнейшие русские княжества в XII — начале XIII вв.: краткая характеристика.
Феодальная раздробленность – исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постоянно обособляются от Киева
Начало – 1132 год (кончина Киевского князя Мстислава Великого)
Окончание – образование единого русского государства в конце 15 века
Причины феодальной раздробленности:
-
Сохранение значительной племенной раздробленности в условиях господства натурального хозяйства (социальный) -
Развитие феодальной собственности на землю и рост удельного, княжеско-боярского землевладения – вотчин (экономический) -
Борьба за власть между князьями, феодальные междоусобицы (внутриполитический) -
Постоянные набеги кочевников и отток населения на северо-восток Руси (внешнеполитический) -
Упадок торговли по Днепру вследствие половецкой опасности и утраты Византией главенствующей роли в международной торговле (экономический) -
Рост городов, как центров удельных земель, развитие производительных сил (экономический) -
Отсутствие в середине 12 века серьёзной внешней угрозы (Польша, Венгрия), которая сплачивала князей для борьбы -
Упадок авторитета киевского князя