Файл: Тема Конституционное право России отрасль права и юридическая наука Конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип единства системы государственной власти — выражается в единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в наличии механизмов координации деятельности и институтов представительства.

Народ - в конституционном праве - все население государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на национальные общности.

Республика – форма правления в современном государстве, предполагающая осуществление государственной власти органами, периодически избираемыми населением

Автономный округ – национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнографических групп.

Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Район – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.

Тема 8. Избирательная система Российской Федерации

Активное избирательное право – право граждан РФ, достигших на день голосования возраста 18 лет и старше, избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В Российской Федерации активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим 18 лет, место жительства которых расположено в пределах избирательного округа.

( Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М., 2008. С. 3)

Избирательная система – это порядок выборов в представительные учреждения и выборных лиц, а также определения результатов голосования.

( Захаров И.В., Кокотов А.Н. Избирательное право Российской Федерации. М., 2019. С. 32)

Пассивное избирательное право – право граждан РФ, достигших на день выборов возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.


( Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. М., 2008. С. 3)

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

( Матейкович М.С. Избирательное право и избирательный процесс. М., 2010. С. 249)

Тема 9. Конституционные характеристики государственного механизма Российской Федерации

Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделенными государственно – властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующими в установленном государством порядке.

( Миронов А.Л. Понятие государственного органа и его место в государственном регулировании., Вестник Московского университета МВД России, 2012. №4 С. 41)

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства.

(Авакьян С.А., Д.С. Агапов. Конституционное право и политика. М., 2012. С. 37)

Разделение властей (принцип сдержек и противовесов) – политическая теория, правовая доктрина и реализуемый на практике политический институт, подразумевающий распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

(Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. М., 2001. С. 17)

Федерализм – это организационное сообщество, призванное удовлетворять потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющее политическую власть во имя свободы и одновременно концентрирующее ее от имени единого правительства

(Болтенкова Л.Ф. Теория и практика федерализма. М., 2014. С. 14 )

Принцип конституционности – означает, что все органы государственной власти создаются на основе конституционных положений или на основе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, принятых в их развитие.

( Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Конституционное право России. Томск, 2015. С. 37)

Тема 10. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Президент – является высшим должностным лицом и главой государства.



( Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 8)

Акты Президента Российской Федерации – предусмотренные Конституцией юридические формы выражения решений, принимаемых Президентом РФ в пределах его конституционных полномочий.

( Осетров С. А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации., Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 44.)

Администрация президента РФ – это государственный орган России обеспечивающий деятельность президента и осуществляющий контрольные мероприятия в сфере исполнения его поручений и решений.

( Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 8)

Отставка Президента Российской Федерации – это добровольное сложение им своих полномочий по собственному заявлению, причины подобного заявления могут быть самые различные: от личных до политико-правовых.

( Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Конституционное право России. Томск, 2015. С. 37)

Штандарт президента РФ – главный символ президентской власти, квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

( Осетров С. А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации., Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7. С. 43)Тема 11. Конституционные основы организации и функционирования законодательной власти в Российской Федерации

Государственная Дума – нижняя палата Федерального собрания –парламента Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации.

(Каллагов Т. Э. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 28.)

Законодательная власть – это право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать законы – нормативные правовые акты, имеющие после Конституции, а в мусульманских зарубежных странах – после Корана, высшую юридическую силу.

( Земляк К.М. Законодательная власть как вид государственной власти., Инновационная наука. 2016. № 3. С. 45 )

Федеральное Собрание Российской Федерации – парламент – является постоянно действующим органом и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

( Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Конституционное право России. Томск, 2015. С. 56)

Принятие законов – основное направление деятельности парламента Российской Федерации.

( Баглай М. В. Конституция Российской Федерации. М., 2010. С. 86)

Член Совета Федерации
– представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации на срок полномочий этого органа.

( Колюшин Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002. № 175-ФЗ)

Тема 12. Конституционные основы организации исполнительной власти в Российской Федерации

Исполнительная власть – подконтрольная органам законодательной и судебной ветвей власть, нацеленная на управление государственными делами и реализуемая системой органов государства.

( Яйцова Р.А. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Р.А. Яйцова. Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2017. № 10. С. 104)

Правительство Российской Федерации – является органом государственной власти общей компетенции, осуществляющим свою деятельность на коллегиальной основе и возглавляющим систему органов исполнительной власти.

(Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Конституционное право России. Томск, 2015. С. 117)

Федеральное собрание – представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ).

(Кравец. С. Л. Большая Российская энциклопедия. М., 2004. С. 418)

Председатель Правительства – организует его работу, систематически проводит совещания со своими заместителями, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов, принимает решения по оперативным вопросам и согласовывает проведение членами Правительства мероприятий на текущий период.

(Юсубов Э.С., Макарцев А.А. Конституционное право России. Томск, 2015. С. 128)

Государственная власть – разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками.

(Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2010. С. 62)

Тема 13. Конституционные основы судебной власти и прокуратуры Российской Федерации

Судебная власть – осуществляемое в установленном законом порядке воздействие со стороны государства на поведение людей, их объединений, организаций и иных правовых образований, осуществляемое через деятельность органов судебной системы Российской Федерации.


(Кочетова А.В. О понятии «Судебная власть»., Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. № 4. С. 29)

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные установленные законом функции и иные направления (участки деятельности).

(Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2015. С. 19)

Прокурорский надзор – вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора.

(Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2015. С. 17)

Прокурор – должностное лицо органа прокуратуры, реализующее в пределах установленной компетенции определенные полномочия при осуществлении возложенных на прокуратуру РФ функций и иных направлений деятельности.

(Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2015. С. 21)

Генеральный прокурор РФ – руководитель прокуратуры РФ, возглавляющий одновременно Генеральную прокуратуру РФ, который назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет.

(Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2015. С. 21)