Файл: Планконспект проведения дополнительного занятия с группой личного состава 1,2,3,4го дежурного караула.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«УТВЕРЖДАЮ»
начальник пожарной команды
(село Большой Атлым)
филиала казенного учреждения
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центроспас-Югория» по Октябрьскому району
___________________Ю.М. Самойлов
"23" мая 2023 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения дополнительного занятия с группой личного состава 1,2,3,4-го дежурного караула
ПК (село Большой Атлым) филиала КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория»
по Октябрьскому району
Тема: «Гидроэлеватор Г-600. Действия караула при использовании гидроэлеватора при всех схемах гидроэлеваторной системы».
Вид занятия: классно-групповое, практическое. Отводимое время: 1 час
Цель занятия: ознакомить личный состав с назначением, устройством и ТТХ гидроэлеватора Г-600, изучить схемы подключения гидроэлеватора. Практически отработать действия личного состава при заборе воды с помощью гидроэлеватора.
Литература, используемая при проведении занятия: «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России» / М.: МЧС РФ, 2003 г.; «Пожарная техника»: учебник / Под ред. М.Д. Безбородько - М.: Академии ГПС МЧС России, 2004 г.; «Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей»: учебное пособие / М.: ВНИИПО МВД РФ, 1994 г.
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 Назначение, устройство, принцип действия, техническая характеристика гидроэлеватора Г-600 – 15 мин.
В ситуациях, когда уровень воды в водоеме находится существенно ниже уровня насоса, а это свыше глубины забора 7,5 метров или резервуар чересчур загрязнен и нет подъездов для пожарной техники, то забор воды может с применением такого пожарного оборудования, как гидроэлеватор Г-600 и Г600А. Данные модификации отличаются только всасывающей сеткой, так в Г-600 она имеет плоскую форму, а в Г-600А закругленную.
Главная цель эксплуатации гидроэлеватора – обеспечение бесперебойной подачи воды для целей пожаротушения.
Гидроэлеватор предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 м. и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100 м., а также из водоема с заболоченными берегами. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубины, когда толщина слоя воды в водоеме 5-10 см.
Кроме этого гидроэлеватор может использоваться для уборки воды из помещения с установкой автомобиля (мотопомпы) на водоисточник.
Принцип действия
Гидроэлеватор Г-600 устроен по типу струйного насоса, принцип действия основан на использовании кинетической энергии движимого потока воды, подаваемой под большим напором в пожарные рукава, при этом забор воды из водоема происходит за счет эжекций жидкости.
Струя воды от насоса подводится к колену и, выходя из сопла, создает в камере смешивания диффузора разрежение, в результате которого в камеру поступает определенное количество воды через сетку – эжектируемой расход. Подаваемая от насоса и эжектируемая вода смешивается и из гидроэлеватора поступает в цистерну. Из цистерны вода отбирается насосом. Часть ее вновь направляется в гидроэлеватор, а другая часть может быть использована для целей пожаротушения.
Устройство
Гидроэлеватор Г-600 состоит из корпуса, на котором шпильками закреплены колено и диффузор со смесительной камерой. Внутри корпуса установлена коническая насадка, через которую проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку поступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидроэлеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.
Технические характеристики Гидроэлеватор Г-600 (ТТХ)
Производительность при давлении в напорной линии перед гидроэлеватором 0,8 МПа (8 кгс/см2), не менее | 600 л/мин |
Рабочий расход воды при давлении 0,8 Мпа (8 кгс/см2) | 550 л/мин |
Рабочее давление | 0,2-1,2 Мпа (2-12 кгс/см2) |
Давление за гидроэлеватором при производительности 600 л/мин, не менее | 0,17 Мпа (1,7 кгс/см2) |
Наибольшая высота подъема подсасываемой воды при рабочем давлении: - 1,2 МПа (12 кгс/см2) - 0,2 МПа (2 кгс/см2) | 19 м 1,5 м |
Условный проход патрубка: - входного (напорного) - выходного | 70 мм 80 мм |
Габариты не более: - длина - ширина - высота | 680 мм 290 мм 160 мм |
Масса не более | 5,6 кг |
Коэффициент полезного действия гидроэлеватора Г-600 не превышает 30%, однако и этого хватает, чтобы справиться со множеством поставленных задач.
Учебный вопрос № 2 Схемы подключения гидроэлеватора Г-600 – 30 мин.
Схемы подключения гидроэлеватора Г-600 Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным схемам. Наиболее распространены способы подключения гидроэлеватора к автоцистерне при заборе воды из водоисточника по следующим схемам: 1. «Насос-гидроэлеватор-цистерна» с использованием стационарного трубопровода соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса; 2. «Насос-гидроэлеватор-цистерна-насос» с использованием всасывающего рукава (Ленинградский способ); 3. «Насос-гидроэлеватор-насос» с использованием водосборника; 4. «Насос-гидроэлеватор-разветвление-насос» с использованием водосборника и разветвления для выпуска воздуха из рукавной линии. Схема «Насос-гидроэлеватор-цистерна» Схема применяется при незначительных расходах воды на пожар для подачи на тушение одного ручного ствола с диаметром насадка 13 мм или 19 мм (ств. «Б» или ств. «А»). По такой схеме вода из цистерны подается через трубопровод, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса. При работе цистерна используется как промежуточная емкость, которая обеспечивает устойчивую работу гидроэлеваторных систем. Чтобы не было резкого перегиба, на конце обратной линии присоединяется напорно-всасывающий рукав. Схема «Насос-гидроэлеватор-цистерна-насос» В случаях, когда на тушение необходимо подать два ствола (общим расходом до 10 л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насосной установки применяется схема с использованием всасывающего рукава, при этом необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость через люк. Для насосов ПН-40 (ПН-30) в этом случае достаточно использовать водосборник, на один патрубок которого установлена заглушка, а к другому подсоединен рукав от гидроэлеватора. Схема «Насос-гидроэлеватор-насос» Схему используют при значительных расходах воды на пожар, при этом на всасывающий патрубок насоса устанавливают водосборник на один патрубок которого одета заглушка, цистерну используют только на период запуска гидроэлеваторной системы. При заполнении рукавов водой воздух из обратной линии поступает в насос, поэтому до конца запуска гидроэлеваторного кольца вакуум-клапан должен быть открыт. Схема «Насос-гидроэлеватор-разветвление-насос» Преимущество данной схемы состоит в том, что воздух при заполнении рукавов удаляется через разветвление и в насос не попадает. В результате это даже на автомобилях с ПН-20, насос развивают достаточный для запуска гидроэлеватора напор. Схемы забора воды с помощью двух гидроэлеваторов При значительных расходах воды на пожар - до 20 л/с, забор воды осуществляется с помощью двух гидроэлеваторов, включаемых параллельно. Запускают в работу гидроэлеваторы поочередно: сначала один, потом другой (личный состав и пожарно-техническое оборудование привлекается с другого отделения). Схема подключения гидроэлеватора для откачки воды Кроме того, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из затопленных помещений с установкой автомобиля на водоисточник. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив. Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. Давление воды в насосе можно держать в пределах от 0,6 до 0,9 МПа (6-9 кгс/см2). В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3-4 кгс/см2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке. Ошибки при работе с гидроэлеватором: - перекручивание, перегибы рукавов при прокладке; - резкое открывание напорных задвижек; - неполное открывание напорных задвижек на насосе; - превышение придельного расстояния от водоисточника. | |
Все работы при выполнении развертывания проводятся в БОП, касках и крагах. При проведении развертывания запрещается приступать к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля. Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. Запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав). Подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов. При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги. | |
Практическая часть занятия – 35 минут | |
Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна»: По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора – ставь!» пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе. Пожарный № 2 опускает конец рукавной линии, идущей от гидроэлеватора, в цистерну через люк. Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна»: - После установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-цистерна», проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Для исключения перегибов, на конце обратной линии, опущенной в цистерну присоединяется напорно-всасывающий рукав. - Закрыть все вентили и сливной кран. - Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека. - Открыть вентиль из цистерны. - Выпустить воздух из полости насоса через вакуум-клапан, после чего закрыть его. - Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора. - Включить сцепление. - Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин. Когда вода вернется в цистерну. - Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола. - Установить давление воды на манометре 8 кгс/см2. - Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его - прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напора воды у ствола достаточно. Дополнения и пояснения: Обратная линия гидроэлеватора опускается через верхний люк в цистерну и обязательно закрепляется задержкой. Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы. Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм, и он не может обеспечить работу двух гидроэлеваторов. На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями. Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»: По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и всасывающего рукава – ставь!» пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от автомобиля к водоему, присоединяет ее к напорному патрубку насоса, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, один конец линии опускает в горловину цистерны, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Пожарный № 4 и водитель снимают с автоцистерны всасывающий рукав (рукава), один его конец присоединяют к всасывающему патрубку насоса, другой опускают в горловину цистерны, водитель работает на насосе. Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»: - установить АЦ на месте работы; - собрать схему «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»; - проверить правильность соединений; - открыть задвижки «из цистерны», «в цистерну»; - произвести забор воды по схеме «кольцевание цистерны»; - после удаления воздушной пробки из высасывающей линии задвижку «в цистерну» - закрыть; - увеличить давление воды в насосе до величины 0,9-1,0 МПа (9-10 кгс/см2); - открыть полностью напорную задвижку в линию «насос-гидроэлеватор»; - при заполнении цистерны водой – открыть напорную задвижку к стволу; - установить давление в насосе в пределах 0,6-1,0 МПа (6-10 кгс/см2); - не допускать снижения уровня воды в цистерне, регулируя его расходом через напорную задвижку, идущую к стволу. Примечания. 1. Рукав линии «гидроэлеватор-цистерна» опускается через горловину в цистерну и обязательно закрепляется задержкой. 2. Чтобы не было резкого перегиба, на конце обратной лиши присоединяется напорно-всасывающий рукав. 3. Забор воды из цистерны в данном случае рекомендуется проводить методом «кольцевания цистерны», т.к. во всасывающем рукаве за счет подъема остается воздушная пробка. 4. Данная схема работы наиболее надежна, но имеет недостатки в плане развертывания и обслуживания, в связи с чем, в боевой работе целесообразней применять схему с использованием разветвления. Наиболее характерные ошибки: Неполное открытие выкидного штуцера в напорную линию гидроэлеватора. Отсутствие контроля за уровнем воды в цистерне. Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-насос»: По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника – ставь!» пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, снимает заглушку с всасывающего патрубка, навинчивает рукавный водосборник, присоединяет к нему рукавную линию от гидроэлеватора, работает на насосе. Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-насос»: - после установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос» с использованием водосборника, проверить правильность соединений; - выключить сцепление; - приоткрыть напорную задвижку, соединенную со стволом, для выпуска воздуха из насоса; - открыть задвижку «из цистерны»; - плавно включить сцепление; - увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), контролируя его величину по манометру; - медленно открывая напорную задвижку, соединенную с гидроэлеватором, и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить рабочий режим гидроэлеватора (манометр насоса должен показывать 0,8-1,0 МПа (9-10 кгс/см2)); - закрыть задвижку «из цистерны»; - плавно открывая напорную задвижку к стволу, следить по мановакууметру за давлением воды в линии гидроэлеватор-насос. При понижении давления до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), дальнейшее открытие задвижки прекратить. Примечание. 1. Для выхода воздуха при заполнении рукавов схемы «насос-гидроэлеватор-насос» водой напорная задвижка, соединенная со стволом, должна быть приоткрыта. 2. Поступление воды в насос, в период выхода гидроэлеватора на рабочий режим, ограничено. В это время пожарный насос не может развить большого напора. Учитывая это, обороты двигателя следует увеличивать до тех пор, пока насос не заработает ровно. 3. В процессе выхода гидроэлеватора на рабочий режим задвижку «из цистерны» необходимо сразу закрыть, чтобы не было потери напора воды из-за частичного поступления ее в цистерну. Закрывая задвижку «из цистерны», давление на насосе надо держать не более 0,5 МПа (5 кгс/см2), иначе за счет напора, поступающей в цистерну воды, может произойти обрыв клапана задвижки. Если в момент закрытия задвижки «из цистерны» появляются перебои, задвижку нужно приоткрыть, не меняя оборотов двигателя, дождаться восстановления нормальной работы, и закрыть ее снова. 4. При запуске гидроэлеватора свободный патрубок водосборника нужно закрыть заглушкой, иначе в насос будет подсасываться воздух. 5. Сетка гидроэлеватора не должна лежать на дне водоема, а рукав, соединяющий гидроэлеватор с водосборником, не должен иметь резких перегибов и изломов. 6. При отказе мановакууметра минимально допустимое давление в рукаве, соединяющем гидроэлеватор с водосборником, можно определить продавливанием рукава пальцами рук. Наиболее характерные ошибки: Перекручивание рукавов при соединении. Выключение сцепления при перебоях в гидроэлеваторном кольце во время запуска. Резкое открывание выкидного штуцера к стволу, а также открывание его при падении подпора в обратной линии 0,5 атм. Подача воды в линию при незакрытом вентиле из цистерны. Неполное открывание вентиля из цистерны и в напорную линию гидроэлеватора. Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-разветвление-насос»: - после установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-разветвление-насос», проверить правильность соединений; - закрыть все задвижки и краник на насосе; - закрыть средний и один боковой вентили разветвлений (трехходового), а другой – приоткрыть для выпуска воздуха из обратной линии; - выключить сцепление; - открыть задвижку «из цистерны»; - плавно включить сцепление; - увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), контролируя его величину по манометру; - медленно открывая напорную задвижку, соединенную с гидроэлеватором, и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить рабочий режим гидроэлеватора (манометр насоса должен показывать 0,9-1,0 МПа (9-10 кгс/см2); - при появлении воды из бокового штуцера разветвления – закрыть его; - открыть полностью штуцер разветвления (в насос); - закрыть задвижку «из цистерны»; - плавно открыть напорную задвижку к стволу, наблюдая, чтобы подпор в линии «разветвление-насос» не падал ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2). Наиболее характерные ошибки: 1. Те же, что и в предыдущем способе. 2. Неполное открытие разветвления после закольцевания линии. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии: не используются.
Начальник пожарной команды
Государственной противопожарной службы
КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория»
ПК (село Большой Атлым) _______________________ Ю.М. Самойлов
(должность, Ф.И.О. лица, (подпись)
составившего план-конспект)
«26» мая 2023 года – 1 караул
«23» мая 2023 года – 2 караул
«24» мая 2023 года – 3 караул
«25» мая 2023 года – 4 караул