Файл: Планконспект проведения дополнительного занятия с группой личного состава 1,2,3,4го дежурного караула.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник пожарной команды

(село Большой Атлым)

филиала казенного учреждения

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Центроспас-Югория» по Октябрьскому району
___________________Ю.М. Самойлов

"23" мая 2023 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения дополнительного занятия с группой личного состава 1,2,3,4-го дежурного караула

ПК (село Большой Атлым) филиала КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория»

по Октябрьскому району

Тема: «Гидроэлеватор Г-600. Действия караула при использовании гидроэлеватора при всех схемах гидроэлеваторной системы».
Вид занятия: классно-групповое, практическое. Отводимое время: 1 час
Цель занятия: ознакомить личный состав с назначением, устройством и ТТХ гидроэлеватора Г-600, изучить схемы подключения гидроэлеватора. Практически отработать действия личного состава при заборе воды с помощью гидроэлеватора.
Литература, используемая при проведении занятия: «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС Рос­сии» / М.: МЧС РФ, 2003 г.; «Пожарная техника»: учебник / Под ред. М.Д. Безбородько - М.: Академии ГПС МЧС России, 2004 г.; «Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей»: учебное пособие / М.: ВНИИПО МВД РФ, 1994 г.
Развернутый план занятия:
Учебный вопрос № 1 Назначение, устрой­ство, принцип дей­ствия, техническая характеристика гид­роэлеватора Г-600 – 15 мин.
В ситуациях, когда уровень воды в водоеме находится существенно ниже уровня насоса, а это свыше глубины забора 7,5 метров или резер­вуар чересчур загрязнен и нет подъездов для пожарной техники, то за­бор воды может с применением такого пожарного оборудования, как гидроэлеватор Г-600 и Г600А. Данные модификации отличаются только всасывающей сеткой, так в Г-600 она имеет плоскую форму, а в Г-600А закругленную.

Главная цель эксплуатации гидроэлеватора – обеспечение беспере­бойной подачи воды для целей пожаротушения.

Гидроэлеватор предназначен для забора воды из открытых водо­ис­точников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 м. и удалены от по­жарного автомобиля на расстояние до 100 м., а также из водоема с заболоченными берегами. Гидроэлеватор может заби­рать воду из водо­источников с небольшой глубины, когда толщина слоя воды в водоеме 5-10 см.


Кроме этого гидроэлеватор может использоваться для уборки воды из помещения с установкой автомобиля (мотопомпы) на водоисточник.

Принцип действия

Гидроэлеватор Г-600 устроен по типу струйного насоса, принцип дей­ствия основан на использовании кинетической энергии движимого по­тока воды, подаваемой под большим напором в пожарные рукава, при этом забор воды из водоема происходит за счет эжекций жидкости.

Струя воды от насоса подводится к колену и, выходя из сопла, создает в камере смешивания диффузора разрежение, в результате которого в камеру поступает определенное количество воды через сетку – эжекти­руемой расход. Подаваемая от насоса и эжектируемая вода смешивается и из гидроэлеватора поступает в цистерну. Из цистерны вода отбирается насосом. Часть ее вновь направляется в гидроэлеватор, а другая часть может быть использована для целей пожаротушения.

Устройство

Гидроэлеватор Г-600 состоит из корпуса, на котором шпильками за­креплены колено и диффузор со смесительной камерой. Внутри корпуса установлена коническая насадка, через которую проходит поток рабо­чей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку по­ступает в вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидко­сти перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения гидроэлеватора пожарными рукавами предусмотрены на колене гидро­элеватора и диффузора муфтовые соединительные головки.

Технические характеристики Гидроэлеватор Г-600 (ТТХ)


Производительность при давлении в напорной линии перед гидроэлеватором 0,8 МПа (8 кгс/см2), не менее

600 л/мин

Рабочий расход воды при давлении 0,8 Мпа (8 кгс/см2)

550 л/мин

Рабочее давление

0,2-1,2 Мпа

(2-12 кгс/см2)

Давление за гидроэлеватором при производительности 600 л/мин, не менее

0,17 Мпа

(1,7 кгс/см2)

Наибольшая высота подъема подсасываемой воды при рабочем давлении:

- 1,2 МПа (12 кгс/см2)

- 0,2 МПа (2 кгс/см2)



19 м

1,5 м

Условный проход патрубка:

- входного (напорного)

- выходного


70 мм

80 мм

Габариты не более: - длина

- ширина

- высота

680 мм

290 мм

160 мм

Масса не более

5,6 кг


Коэффициент полезного действия гидроэлеватора Г-600 не превышает 30%, однако и этого хватает, чтобы справиться со множеством постав­ленных задач.

Учебный вопрос № 2 Схемы подключения гидроэлеватора Г-600 – 30 мин.


Схемы подключения гидроэлеватора Г-600

Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществля­ется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различ­ным схемам.

Наиболее распространены способы подключения гид­роэлеватора к ав­тоцистерне при заборе воды из водо­источника по следующим схемам:

1. «Насос-гидроэлеватор-цистерна» с использованием стационарно­го трубопровода соединяющий цистерну с всасывающей полостью цен­тробежного на­соса;

2. «Насос-гидроэлеватор-цистерна-насос» с использованием вса­сывающего рукава (Ленинградский способ);

3. «Насос-гидроэлеватор-насос» с использованием водосборника;

4. «Насос-гидроэлеватор-разветвление-насос» с использованием водо­сборника и разветвления для выпуска воздуха из рукавной линии.

Схема «Насос-гидроэлеватор-цистерна»


Схема применяется при незначительных расходах воды на пожар для подачи на тушение одного ручного ствола с диаметром насадка 13 мм или 19 мм (ств. «Б» или ств. «А»). По такой схеме вода из цистерны подается через трубопровод, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного на­соса. При работе цистерна используется как промежуточная емкость, которая обеспечивает устойчивую работу гид­роэлеваторных систем.

Чтобы не было резкого перегиба, на конце обратной линии присоеди­няется напорно-всасывающий рукав.

Схема «Насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»


В случаях, когда на тушение необходимо подать два ствола (общим расходом до 10 л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недо­статочен для поддержания уровня воды в емкости и стабильной работы насосной установки применяется схема с использованием всасывающе­го рукава, при этом необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость через люк.

Для насосов ПН-40 (ПН-30) в этом случае достаточно использовать водосборник, на один патрубок которого установлена заглушка, а к дру­гому подсоединен рукав от гидроэлеватора.

Схема «Насос-гидроэлеватор-насос»


Схему используют при значительных расходах воды на пожар, при этом на всасывающий патрубок на­соса устанавливают водо­сборник на один патрубок которого одета заглушка, цистерну используют только на период запуска гидроэлеваторной системы.

При заполнении рукавов водой воздух из обратной линии поступает в насос, поэтому до конца запуска гидроэлеваторного кольца вакуум-клапан должен быть открыт.

Схема «Насос-гидроэлеватор-разветвление-насос»


Преимущество данной схемы состоит в том, что воздух при заполне­нии рукавов удаляется через разветвление и в насос не попадает. В ре­зультате это даже на автомобилях с ПН-20, насос развивают достаточ­ный для запуска гидроэлеватора напор.

Схемы забора воды с помощью двух гидроэлеваторов


При значительных расходах воды на пожар - до 20 л/с, забор воды осуществляется с помощью двух гидроэлеваторов, включаемых парал­лельно. Запускают в работу гидроэлеваторы поочередно: сначала один, потом другой (личный состав и пожарно-техническое оборудование привлекается с другого отделения).

Схема подключения гидроэлеватора для откачки воды

Кроме того, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из затопленных помещений с установкой автомобиля на водоисточник. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.


Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеватор­ное кольцо и не требует специальных навыков в работе. Давление воды в насосе можно держать в пределах от 0,6 до 0,9 МПа (6-9 кгс/см2).

В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3-4 кгс/см2 уборку воды можно про­изводить без установки автомобиля на водоисточник, присо­единив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.

Ошибки при работе с гидроэлеватором:

- перекручивание, перегибы рукавов при прокладке;

- резкое открывание напорных за­движек;

- неполное открывание напорных за­движек на насосе;

- превышение придельного расстоя­ния от водоисточника.

Все работы при выполнении развертывания проводятся в БОП, касках и крагах.

При проведении развертывания запрещается приступать к его прове­дению до полной остановки пожарного автомобиля.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию опе­ра­тивных должностных лиц на по­жаре или непосредственных началь­ников.

Запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на ис­ход­ные позиции или подъема на высоту (вертикаль­ные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной ру­кавной задержки на каж­дый рукав).

Подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давле­ние, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывают спе­циаль­ным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

Практическая часть занятия – 35 минут




Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна»:

По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора – ставь!» пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлева­тор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø77 мм от автомо­биля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные со­единительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе. Пожарный № 2 опускает конец рукавной линии, идущей от гидроэлеватора, в цистерну через люк.

Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна»:

- После установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-цистерна», проверить правильность соединений и устра­нить все резкие переги­бы на рукавах. Для исключения перегибов, на конце обратной линии, опущенной в цистерну присоеди­няется напорно-всасывающий рукав.

- Закрыть все вентили и сливной кран.

- Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.

- Открыть вентиль из цистерны.

- Выпустить воздух из полости насоса через вакуум-клапан, после чего закрыть его.

- Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.

- Включить сцепление.

- Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.

Когда вода вернется в цистерну.

- Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.

- Установить давление воды на манометре 8 кгс/см2.

- Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его - прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напо­ра воды у ствола достаточно.

Дополнения и пояснения:

Обратная линия гидроэлеватора опускается через верхний люк в ци­стерну и обязательно закрепляется задержкой.

Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы.

Однако данный способ применим при работе только с одним гидро­элеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм, и он не может обеспечить работу двух гидроэлеваторов.

На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.

Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в ци­стерне при помощи наблюдателя.

Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»:

По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и всасывающего рукава – ставь!» пожарный № 2 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от автомобиля к водоему, присоединяет ее к напор­ному патрубку насоса, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэле­ватору, один конец линии опускает в горловину цистерны, присоединя­ет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Пожарный № 4 и води­тель снимают с автоцистерны всасывающий рукав (рукава), один его конец присоединяют к всасывающему патрубку насоса, другой опуска­ют в горловину цистерны, водитель работает на насосе.

Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»:

- установить АЦ на месте работы;

- собрать схему «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос»;

- проверить правильность соединений;

- открыть задвижки «из цистерны», «в цистерну»;

- произвести забор воды по схеме «кольцевание цистерны»;

- после удаления воздушной пробки из высасывающей линии задвиж­ку «в цистерну» - закрыть;

- увеличить давление воды в насосе до величины 0,9-1,0 МПа (9-10 кгс/см2);

- открыть полностью напорную задвижку в линию «насос-гидроэлеватор»;

- при заполнении цистерны водой – открыть напорную задвижку к стволу;

- установить давление в насосе в пределах 0,6-1,0 МПа (6-10 кгс/см2);

- не допускать снижения уровня воды в цистерне, регулируя его рас­ходом через напорную задвижку, идущую к стволу.

Примечания.

1. Рукав линии «гидроэлеватор-цистерна» опускается через горловину в цистерну и обязательно закрепляется задержкой.

2. Чтобы не было резкого перегиба, на конце обратной лиши присо­единяется напорно-всасывающий рукав.

3. Забор воды из цистерны в данном случае рекомендуется проводить методом «кольцевания цистерны», т.к. во всасывающем рукаве за счет подъема остается воздушная пробка.

4. Данная схема работы наиболее надежна, но имеет недостатки в плане развертывания и обслуживания, в связи с чем, в боевой работе целесообразней применять схему с использованием разветвления.

Наиболее характерные ошибки:

Неполное открытие выкидного штуцера в напорную линию гидроэле­ватора.

Отсутствие контроля за уровнем воды в цистерне.

Действия номеров расчёта при заборе воды по схеме «насос-гидроэлеватор-насос»:

По команде: «Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника – ставь!» пожарный № 3 прокладывает рукавную линию Ø 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к во­доему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию Ø 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, снимает заглушку с всасывающего патруб­ка, навинчивает рукавный водосборник, присоединяет к нему рукавную линию от гидроэлеватора, работает на насосе.

Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-насос»:

- после установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-цистерна-насос» с использованием во­досборника, прове­рить правильность соединений;

- выключить сцепление;

- приоткрыть напорную задвижку, соединенную со стволом, для вы­пуска воздуха из насоса;

- открыть задвижку «из цистерны»;

- плавно включить сцепление;

- увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), контролируя его величину по манометру;

- медленно открывая напорную задвижку, соединенную с гидроэлева­тором, и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить ра­бочий режим гидроэлеватора (манометр насоса должен показывать 0,8-1,0 МПа (9-10 кгс/см2));

- закрыть задвижку «из цистерны»;

- плавно открывая напорную задвижку к стволу, следить по мановаку­уметру за давлением воды в линии гидроэлеватор-насос. При пониже­нии давления до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), дальнейшее открытие задвижки прекратить.

Примечание.

1. Для выхода воздуха при заполнении рукавов схемы «насос-гидроэлеватор-насос» водой напорная задвижка, соединенная со ство­лом, должна быть приоткрыта.

2. Поступление воды в насос, в период выхода гидроэлеватора на ра­бочий режим, ограничено. В это время пожарный насос не может раз­вить большого напора. Учитывая это, обороты двигателя следует уве­личивать до тех пор, пока насос не заработает ровно.

3. В процессе выхода гидроэлеватора на рабочий режим задвижку «из цистерны» необходимо сразу закрыть, чтобы не было потери напора воды из-за частичного поступления ее в цистерну.

Закрывая задвижку «из цистерны», давление на насосе надо держать не более 0,5 МПа (5 кгс/см2), иначе за счет напора, поступающей в ци­стерну воды, может произойти обрыв клапана задвижки.

Если в момент закрытия задвижки «из цистерны» появляются перебои, задвижку нужно приоткрыть, не меняя оборотов двигателя, дождаться восстановления нормальной работы, и закрыть ее снова.

4. При запуске гидроэлеватора свободный патрубок водосборника нужно закрыть заглушкой, иначе в насос будет подсасываться воздух.

5. Сетка гидроэлеватора не должна лежать на дне водоема, а рукав, со­единяющий гидроэлеватор с водосборником, не должен иметь резких перегибов и изломов.

6. При отказе мановакууметра минимально допустимое давление в ру­каве, соединяющем гидроэлеватор с водосборником, можно определить продавливанием рукава пальцами рук.

Наиболее характерные ошибки:

Перекручивание рукавов при соединении.

Выключение сцепления при перебоях в гидроэлеваторном кольце во время запуска.

Резкое открывание выкидного штуцера к стволу, а также открыва­ние его при падении подпора в обратной линии 0,5 атм.

Подача воды в линию при незакрытом вентиле из цистерны.

Неполное открывание вентиля из цистерны и в напорную линию гид­роэлеватора.

Действия водителя при запуске гидроэлеватора по схеме «насос-гидроэлеватор-разветвление-насос»:

- после установки АЦ на месте работы и сборки схемы «насос-гидроэлеватор-разветвление-насос», проверить правильность соедине­ний;

- закрыть все задвижки и краник на насосе;

- закрыть средний и один боковой вентили разветвлений (трехходово­го), а другой – приоткрыть для выпуска воздуха из обратной линии;

- выключить сцепление;

- открыть задвижку «из цистерны»;

- плавно включить сцепление;

- увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см2), контролируя его величину по манометру;

- медленно открывая напорную задвижку, соединенную с гидроэлева­тором, и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить ра­бочий режим гидроэлеватора (манометр насоса должен показывать 0,9-1,0 МПа (9-10 кгс/см2);

- при появлении воды из бокового штуцера разветвления – закрыть его;

- открыть полностью штуцер разветвления (в насос);

- закрыть задвижку «из цистерны»;

- плавно открыть напорную задвижку к стволу, наблюдая, чтобы под­пор в линии «разветвление-насос» не падал ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Наиболее характерные ошибки:

1. Те же, что и в предыдущем способе.

2. Неполное открытие разветвления после закольцевания линии.




Пособия и оборудование, используемые на занятии: не используются.
Начальник пожарной команды

Государственной противопожарной службы

КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория»

ПК (село Большой Атлым) _______________________ Ю.М. Самойлов

(должность, Ф.И.О. лица, (подпись)

составившего план-конспект)

«26» мая 2023 года – 1 караул
«23» мая 2023 года – 2 караул
«24» мая 2023 года – 3 караул
«25» мая 2023 года – 4 караул