Файл: Комплект мебели в этно-стиле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Исторические сведения о выбранных предметах исследования

История стола

Раньше столь привычный для современного человека предмет как стол выполнял особую функцию и носил определённую функцию. Первые столы были сделаны не для того, чтобы человек мог удовлетворить пищу на плоскости, а из страха. Поклоняясь различным Божествам, духам и прочим существам люди были вынуждены приносить им жертвы, а для того, чтобы угодить Всевышним были придуманы специальные конструкции, позволяющие оставлять жертву не на траве, а на специальных столах -– жертвенниках (рис.1). Лишь в последующем стол приобрёл характер места для употребления пищи и появился внутри человеческого жилища [1]. Первые изделия примитивной мебели представляли из себя стволы и их куски, кривые или раздвоенные деревья. В последующем мебель усовершенствовалась – люди принялись пилить деревянные доски.

Рисунок 1.1. Жертвенник

Одни из первых столов возникли в Древней Египте, разделившись на обеденные и рабочие, изображения которых чётко отражены на рельефах, где столы поддерживают множество яств (рис.2). Образованные и привередливые в быту египтяне чётко разделили столы по их применению. Особого значения столы не играли – гораздо большее значение предавалось саркофагам или кроватям.

Рисунок 1.2. Рельеф с изображением стола в Древнем Египте

Между собой данные столы отличались не только внешним видом, но и материалом, из которого изготавливались. Нередко рабочий столик просто клали себе на колени в качестве доски. Также рабочий стол являлся дощечкой со складными ножками (рис.3), такой небольшой столик всегда было удобно носить с собой, в отличие от обеденного стола – массивной плиты из обтесанного камня, по своей форме, напоминающей круг [1]. Выбор именно такой формы неслучаен – множество раскопок свидетельствует о том, что круг является символичным поклонением Богу Ра – древнеегипетскому верховному Божеству Солнца. За таким столом помещались не более двух человек, сначала его конструкция держалась на толстой ноге, а в последующем приобрёл форму прямоугольника на трёх ножках. Сложные конструкций жертвенников также сохраняли свою функцию и были актуальны.


Рисунок 1.3. Древнеегипетский рабочий столик

Наибольшее признание стол получил среди древних греков – люди сделали его не только удобным, но и красивым. Согласно одной из легенд, первый греческий стол был изготовлен из табуретки, о истории которой речь зайдет позднее, но получился настолько великолепным, что на него было невозможно сесть или попытаться испортить [1]. Превосходя египтян люди Древней Греции придумали высокие столы на трёх ножках, предназначение которых было размещение сосудов, а также создание приземистых столиков для употребления пищи. Древнегреческие столы представляли из себя приземистые, массивные мраморные или бронзовые плиты (рис. 4), так как эллины употребляли пищу сидя или полулёжа.

Рисунок 1.4. Приём пищи в Древней Греции

В Средневековье столы утратили свою красоту и изящество, приобретённое благодаря древним грекам, переняв форму грубой массивной доски прямоугольной формы, стоявшей на четыре ножки, отличаясь своей простотой и потерей декоративности (рис.4). Ко всему прочему, такая форма являлась символичным началом патриархального мировоззрения. Глава рода или глава государства находится во главе стола, а после идут приближенные. На удивление, такой массив оказался простым и удобным вариантом.

Рисунок 1.4. Средневековый стол

В Древней Руси стол также занимал почётное место, став центром помещения как княжеской палаты, так избы. Изначально столы изготавливались из глины и врывались в земляной пол, а уже после дерево пришло на смену глине.

Свою античную прекрасность столы возвратили с эпохой Возрождения, сменяя практичные плиты на эстетику различных форм: от круга до квадрата, привнося овальную форму и разнообразие количества ножек, обилие материалов от мрамора до бронзы [1]. Ко всему прочему, в восемнадцатом веке в Англии появляются туалетные столики. Эпоха Возрождения привнесла моду на роскошь во всём и возникновение моды на витиеватые ножки, резьбу, позолоту, инкрустацию металлов и драгоценных камней.

Рисунок 1.5. Стол Эпохи Возрождения

Постреволюционный конструктивизм привёл к упрощению и сухости формы, появляются кофейные и журнальные столики в обиходе человека.


История табурета

История табуретки начинается также, как и история стола – в Древнем Египте. Первая форма табуреток была грубой, позднее она приобрела мягкое сидение и стала складной, у неё появилась небольшая спинка. Табуретка стала атрибутом богачей, даже некоторые царские особы использовали их в качестве трона (рис.6). Такие стулья делали из древесины, использовалась слоновая кость, кожа и инкрустации. Лишь позднее у табурета появилась спинка и она приобрела вид трона [1].

Рисунок 1.6. Табурет Тутанхамона из Древнего Египта

В Древней Греции, при царе Миносе, среди царского трона было расположена множество каменных скамеек, напоминающих такие же изделия, как и у древних египтян [1]. Классическая Греция славилась своим разнообразием мебели, особенно лёгкими сиденьями, которые без труда переносились вручную, в частности – табуреты с удобными формами, признак богатого населения, повседневные как для знатных мужчин, так и женщин. Основными типами табуретов были дифросы – прямоугольные на четырёх ножках, либо складные табуретки с пересекающимися ножками. Благодаря Византии на табуреты принялись обкладывать подушки.

Рисунок 1.6. Табурет Древней Греции

История табуретов Средневековья начинается с варваров, разоривших Рим и обнаруживших непонятные предметы, функционального применения им не нашли. Свой новый вид мебель получила при преобразовании языческих форм – табурет стал массивным и деревянным, а готические табуреты становятся самым распространенным сидением. Такие табуреты собирались без единого гвоздя, а опорой служили ножки распорки на плоской доске круглой или квадратной формы [1]. Истории Руси табуреты не коснулись – в это время русские тяготели к сундукам и лавкам.

Рисунок 1.7. Табурет в Средневековье

Во времена Франции восемнадцатого века появляется первая мягкая мебель и табуреты эпохи Короля-Солнце были созданы для того, чтобы отдыхать в будуаре. Только избранные придворные дамы могли сидеть в присутствие короля на табурете, простолюдины всё еще довольствовались деревянной грубой мебелью.
Отношение к табурету стало проще с промышленной революцией, где каждый человек мог позволить себе этот предмет мебели. В современном варианте табуретка имеет вид простого и практичного бытового предмета (рис.8).


Рисунок 1.8. Современная табуретка

История скамьи

Древний Египет является колыбелью почти каждого предмета мебели. Во времена Тутанхамона скамейка представляла из себя деревянное сиденье, застланное подушками. Своё наибольшее проявление низкое сооружение на ножках получила во времена древних греков, снабдившие скамью спинкой и изголовьем, сделав из неё предмет роскоши. Ко всему прочему, вкушать пищу было принято лёжа, поэтому скамья стала самым практичным предметом быта (рис.9).

Рисунок 1.9. Античная лавка

На Руси расставление лавки было особым жестом по периметру комнаты, крепились к стене, не имели ножек, и каждая из скамеечек имела свой смысл. На долгой семье позволялось сидеть только рукодельницам [1], короткие скамейки предназначались только для мужчин и только для употребления пищи, коник – мужская скамейка с лошадиным изголовьем, предназначенная для ремесла, а употребляли пищу с пороговой скамьи, служившей столом.

1.2 Изучение различных стилей оформления кухни и обеденной зоны

Изучая различные стили оформления кухни и обеденной зоны наиболее распространенными оказались следующие.

Стиль, пришедший с юга Франции – Прованс. Отличается светлыми оттенками, множеством комнатных цветов и принтами (рис.10). Мебель светлая, как и напольное покрытие, в декоре приветствуется использование аппликаций, фарфоровой и глиняной посуды, панно [2]. Создаёт атмосферу домашнего тепла и уюта.

Рисунок 1.10. Обеденная зона в стиле «Прованс»

Классический дизайн включает в себя рациональное использование пространства, сдержанность, функциональность и практичность (рис.11). Навязчивые элементы и обилие декора отсутствует, мебель сделана из массива твердых пород. Общее оформление выполняется в светлых оттенках или шоколадных, обивка мебели и обои однотонные стёкла матовые [2].

Рисунок 1.11. Обеденная зона в стиле «Классика»

Отличительной чертой обеденной зоны в стиле модерн являются строгие формы, функциональность, удобство и практичность (рис.12). Мебель, чаще всего, встроенная, все цвета подобраны гармонично, наиболее выигрышными считается сочетание чёрного и белого [2].


Рисунок 1.12. Обеденная зона в стиле «Модерн»

Самая главная роль в стиле модерн отводится освещению – точечное, встроенные светильники, создающее уютный и тёплый интерьер.

1.3 Анализ этно-стиля и выбор направления внутри стиля

Этнический стиль, или этно-стиль – стиль, характеризующийся очевидных черт традиций определённого народа (этноса), богатый множеством направлений, например, античный стиль [5]. Наиболее популярными направлениями внутри этно-стиля являются:

Египетский стиль – характеризуется прямыми линиями [3], геометрией, ровными формами, обилием золотого, жёлтого, бирюзового цветов, вкрапления чёрного, изображениями жуков скарабеев, пирамид, гравировок существ и Богов, стилизованных животных (рис.13).

Рисунок 1.13. Обеденная зона в египетском стиле

Греческий стиль – обилие белого, бежевого, кремового, синего и золотого цвета и пастельных тонов, растительные узоры, схожие с ветвями деревьев, мебель простых форм, использование текстиля, керамика, колонны, большие окна, открытый огонь, комнатные растения [3].

Рисунок 1.14. Обеденная зона в греческом стиле

Кухня в восточном стиле – применение натуральных материалов [4], шелковый текстиль, металл, дерево, керамика, обилие национальных орнаментов в облицовке, нарядность (рис.15).

Рисунок 1.15. Обеденная зона в восточном стиле

Сочетание белого, чёрного и красного цвета (если речь идёт о турецком характере, то обилие розового, красного, золотого, синего и коричневого, характерные узоры и множество расшитых тканей).

В рамках курсовой работы будет использовано более узкое направление в этническом стиле, а именно стиль викингов (не стоит путать с скандинавским стилем и доисторическим стилем). Для данного направления характерно богатство резьбы (рис.16), многочисленные деревянные предметы [6], ленточные орнаменты и узлы, гобелены, звериные орнаменты, континентальное искусство, лепные украшения, неравномерная толщина волнистых линий, неровные и ассиметричные орнаменты внутри геометрически верной рамки, обилие колец и грубость стиля, изображения звериных голов в профиль, переплетение фигур и руны.