Файл: Воспитание личности в процессе занятий физической культурой и спортом..pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 647
Скачиваний: 15
Введение.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются, как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетаний в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному.
Достижение высокого уровня воспитания моральных и волевых качеств у молодого хоккеиста требует целенаправленной политики, в основе которой лежит изучение социокультурных и социально-экономических истоков проблемы, тесно связанных с социальной принадлежностью человека, поскольку социальный слой является той сферой, в которой осуществляются процессы социализации и начинаются процессы формирования личности. Социальный слой в значительной степени определяют стиль жизни, состояние здоровья, жизненные перспективы, уровень и качество образования, развитие способностей т.п. Ребенок приходит в спортивную школу для занятия хоккеем, уже обладая определенными чертами, которые сформировались у него в процессе воспитания родителями. Однако в юном возрасте об устоявшейся личности идти речи не может, поэтому в процессе тренировок хоккеист будет брать пример с тренера, с товарищей по команде.
Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.
Искусство воспитания это уникальный, индивидуальный, сложный, всегда конкретный и неповторимый процесс. Цель - воспитание творческого человека яркой индивидуальности, цельной, многогранной, гармонично развитой личности. Личность - это результат «обработки» человека другими людьми в процессе его жизни. Это результат не только общения, но и многочисленных других форм связи с людьми. В первую очередь это результат труда, реальной совместной с другими людьми деятельности. Поэтому одной из главных задач тренера является воспитание не только успешного хоккеиста, но и достойную личность для общества. Хоккей является массово посещаемым видом спорта, и хоккеисты должны быть не только физически сильными людьми, но и обладать необходимым воспитанием, высоким уровнем образования.
Деятельность тренера - это в первую очередь педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы ученики, с которыми работает тренер, обстоятельства, личность самого тренера.
Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности тренера - высокая общая культура. Это понятие многогранно, оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое.
В практике оказывается, что наибольшие трудности в тренерской работе возникают в процессе воспитательного воздействия тренера на своих учеников. Конечно, позиция тренера, занята им в той или иной педагогической ситуации, во многом зависит от личности самого тренера, но знание некоторых закономерностей, условий эффективного воздействия на человека поможет тренеру более профессионально сориентироваться в возможных педагогических ситуациях.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других. И пусть мы знаем, что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.
«Мне было легко, когда я попадал к строгим тренерам. К Ерфилову, моему первому тренеру, к Тарасову, который подошел ко мне 17-летнему и сказал: "Ну что, полуфабрикат, будем работать? Если выживешь, будешь великим, а не выживешь - извини, пойдешь в шахту". - Владислав Третьяк[1]».
Актуальность этой работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью, актуальностью, так и экологических, которые вызывают необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного развития личности.
Задача: Обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности с высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.
Цель:
- Анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления и подготовки к профессиональной деятельности.
- изучить необходимые волевые качества, которыми должен обладать успешный хоккеист
- определить этапы эмоционально-волевой подготовки юных хоккеистов;
- определить роль личности тренера в воспитания моральных качеств хоккеиста;
Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со знаниями психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Важным условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта открывает путь к новым решениям важной проблемы использования физической культуры и спорта гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.
Глава 1. Понятие физической культуры личности.
Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.
Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.
Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
В данной структуре физическая культура личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности, мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры, ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно активной деятельности, потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры.Физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом. Социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие культуры личности. Физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Ю.И.Евсеев [2]определяет физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека. Однако - это определение не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает только его деятельности компонент, в то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.
Наиболее точное и всеобъемлющее определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевыв[3].Он отмечает, что физическое воспитание– это педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.
Таким образом, современные представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Глава 2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни физическая культура деятельная.
Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными признаками физической культуры можно считать: систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования, специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике, владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач, владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.