Файл: Личностные особенности людей, изучающих психологию(Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта.).pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с.6).
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю.Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника.
Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.
Глава 1.2. Профессиональные качества психолога
О каких же профессиональных качествах личности психолога-практика можно вести разговор? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога-практика, как профессионала. Его профессиональная деятельность направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им на помощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог-практик должен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во время постигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-то проблем, трудностей. Он должен помочь людям быть уверенными в своих потенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить их оптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни, обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог-практик сталкивается с разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе и критическими, в которых оказывается клиент. Необходимость оказания психологической помощи требует от психолога-практика не только всестороннего изучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но и непосредственного вмешательства.
Одним из важных условий эффективной психологической помощи становится целевая установка психолога-практика, мотивы его профессиональной деятельности. Действительно ли он желает оказывать помощь людям, делая доброе дело, или же смотрит на оказываемую помощь, как на возможность больше зарабатывать на несчастьях людей? Какие чувства испытывает он в ходе оказания помощи: моральное удовлетворение от сознания, что вовремя пришел на помощь в трудные для клиента дни, или же остался довольным, что получил хорошее материальное вознаграждение (деньги, ценный подарок)? Могут быть и другие мотивы оказания помощи: приобретение профессионального опыта, формирования соответствующих умений и навыков, сбор необходимого материала для доклада, отчета, статьи. Понятно, что настоящий психолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра, от оказанной честной помощи. Очень важно, что оказание психологической помощи людям становится для психолога-практика смыслом, содержанием жизни. Ведь по существу суть настоящей практической психологии заключается не в том, чтобы владеть какими-то знаниями и навыками, с помощью которых можно манипулировать человеком или группой. Настоящая практическая психология и настоящая работа с людьми как раз состоит в том, чтобы в себе и в них пытаться бороться с такими манипуляциями. Психолог-практик, как профессионал, должен представить весь путь психологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скорую результативность. Клиент при несчастии должен с помощью психолога-практика ощущать, что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна. Он должен постоянно ощущать, что жизнь на этом не кончается, что она имеет продолжение. Польза от психолога-практика уже заключается в том, что он вместе с клиентом занимается его проблемой, не оставляет его одного.
Одним из важнейших качеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность, или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии, педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, а также знания в области концепций современного естествознания. Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".
Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тем больше профессиональных навыков приобретает. Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
В области психологии специалист должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
- владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
- понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
- знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
- знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
- понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
- знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
- знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
- знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
- иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
- знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
- знать основные закономерности психологии образования;
- знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
- иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
- знать основные сферы и виды деятельности психолога;
- знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
- знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
- владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии. специалист.
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
- общая психология
- психология личности
- социальная психология,
- политическая психология
- психология менеджмента
- психология труда и организационная психология
- клиническая психология
- психофизиология
- специальная психология
- психология развития и возрастная психология
- педагогическая психология
- психологическое консультирование
- психология социальной работы
- юридическая психология
- спортивная психология.
Таким образом, все перечисленные требования как минимум необходимы для успешной профессиональной деятельности психолога. Помимо этого, для хорошей работы психолог просто обязан постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в различных курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.
Глава 1.3. Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверх значимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Также важным качеством является принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.