Файл: Правила проведения теста Ребенку рассказывается сказка, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕСТ «Сказка» (Л. Дюсс)
В данном пособии будут приведены лишь те варианты сказок, которые соответствуют тематике определения психоэмоционального состояния ребёнка и выявления особенностей детско-родительских отношений в ситуации развода.
Тест «Сказка» был предложен детским психологом Луизой Дюсс. Он пригоден для детей раннего и дошкольного возраста, которые пользуются весьма простым языком для выражения своих чувств.
Правила проведения теста
Ребенку рассказывается сказка, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.
Советы по проведению теста
Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест — такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки патологической реакции на тест.
-
Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
Типичные нормальные ответы:
- он тоже полетит и сядет на ветку;
- полетит к маме, потому что испугался;
- полетит к папе, потому что папа сильный;
- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- останется на земле, потому что не умеет летать;
- попытается лететь, но не сумеет; - умрет во время падения;
- умрет от голода или холода;
- о нем все забудут;
- на него кто-нибудь наступит.
2. Сказка «Годовщина свадьбы родителей»
позволяет выявить, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием с их стороны из-за проявления их чувств друг к другу.
«Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить радостную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?»
Типичные нормальные ответы:
- пошел за цветами маме;
- пошел немного поиграть;
- со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;
- ему надоело находиться на празднике; - ему сделали замечание за то, что он плохо ест (горбится и т.п.).
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- ушел, потому что разозлился;
- хотел остаться один;
- загрустил;
- никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.
К таким ответам нужно поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать объяснение. Может случиться, что он захочет продолжить разговор или объяснить свой ответ.
3.Сказка «Страх» позволяет определить наличие страха, тревоги и т.д.
«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Типичные нормальные ответы:
- вел себя плохо и теперь боится наказания;
- пропустил уроки в школе и теперь боится, что мама его будет ругать;
- боится темноты;
- ничего не боится, просто пошутил.
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- боится, что его украдут;
- чудовище хочет украсть его и съесть;
- боится остаться один;
- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;
- боится, что придет вор и ударит его ножом;
- боится, что мама (папа) умрет.
4. Сказка «Прогулка» направлена на выявление привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводится дифференцирование в зависимости от пола ребенка.
Сказка для мальчика: «Один мальчик идет с мамой в лес погулять, и они оба довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?»
Сказка для девочки: «Одна девочка идет с папой в лес погулять, и оба они довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?»
Типичные нормальные ответы:
- у него (нее) довольное выражение лица, потому что они вернулись домой;
- у него (нее) усталое лицо, потому что он (она) работал(а);
- у него (нее) сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали, и он (она) беспокоился (лась) за них;
- у него (нее) сердитое лицо, потому что пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина и т.п.)
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- он (она) болеет;
- он (она) заболел (а), пока их не было;
- у него (нее) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел(а), что мальчик (девочка) простудился (лась) во время прогулки и у него (нее) температура;
- он (она) раздражен (а), потому что тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против;
- он (она) плакал(а), потому что боялся (лась), что они больше не вернутся, что они потерялись и т.д.
5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.
«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
- у нас будут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
- мама сердится за то, что он опоздал.
6. Сказка «Дурной сон» направлена на выявление взаимосвязи ответов с предыдущими.
«Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел плохой сон». Какой сон увидел мальчик?»
Типичные нормальные ответы:
- я не знаю; - ничего на ум не приходит;
- ему приснился страшный фильм;
- ему приснилось плохое животное;
- ему приснилось, что он заблудился.
Типичные патологические (настораживающие) ответы:
- ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер);
- ему приснилось, что он умер;
- ему приснилось, что пришли забрать его;
- ему приснилось, что его хотели бросить под машину
Соотношение ответов, которые можно отнести к норме или патологии, позволяет сделать заключение. В случае, если преобладают настораживающие ответы, можно говорить о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве, неуверенности, страхе, тревоге.