Файл: Правила проведения теста Ребенку рассказывается сказка, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕСТ «Сказка» (Л. Дюсс)
В данном пособии будут приведены лишь те варианты сказок, которые соответствуют тематике определения психоэмоционального состояния ребёнка и выявления особенностей детско-родительских отношений в ситуации развода.

Тест «Сказка» был предложен детским психологом Луизой Дюсс. Он пригоден для детей раннего и дошкольного возраста, которые пользуются весьма простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Ребенку рассказывается сказка, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Советы по проведению теста

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест — такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки патологической реакции на тест.

  1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

- он тоже полетит и сядет на ветку;

- полетит к маме, потому что испугался;

- полетит к папе, потому что папа сильный;

- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- останется на земле, потому что не умеет летать;

- попытается лететь, но не сумеет; - умрет во время падения;

- умрет от голода или холода;

- о нем все забудут;

- на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка «Годовщина свадьбы родителей»
позволяет выявить, ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием с их стороны из-за проявления их чувств друг к другу.

«Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить радостную дату, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет в сад. Что произошло, почему он ушел?»

Типичные нормальные ответы:

- пошел за цветами маме;

- пошел немного поиграть;

- со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;

- ему надоело находиться на празднике; - ему сделали замечание за то, что он плохо ест (горбится и т.п.).

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- ушел, потому что разозлился;

- хотел остаться один;

- загрустил;

- никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.

К таким ответам нужно поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать объяснение. Может случиться, что он захочет продолжить разговор или объяснить свой ответ.
3.Сказка «Страх» позволяет определить наличие страха, тревоги и т.д.

«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы:

- вел себя плохо и теперь боится наказания;

- пропустил уроки в школе и теперь боится, что мама его будет ругать;

- боится темноты;

- ничего не боится, просто пошутил.

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- боится, что его украдут;

- чудовище хочет украсть его и съесть;

- боится остаться один;

- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

- боится, что придет вор и ударит его ножом;

- боится, что мама (папа) умрет.
4. Сказка «Прогулка» направлена на выявление привязанности ребенка к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола. Проводится дифференцирование в зависимости от пола ребенка.

Сказка для мальчика: «Один мальчик идет с мамой в лес погулять, и они оба довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?»



Сказка для девочки: «Одна девочка идет с папой в лес погулять, и оба они довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у мамы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

- у него (нее) довольное выражение лица, потому что они вернулись домой;

- у него (нее) усталое лицо, потому что он (она) работал(а);

- у него (нее) сердитое лицо, потому что они долго отсутствовали, и он (она) беспокоился (лась) за них;

- у него (нее) сердитое лицо, потому что пока они отсутствовали, разбилось стекло (телевизор, стиральная машина и т.п.)

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- он (она) болеет;

- он (она) заболел (а), пока их не было;

- у него (нее) озабоченное лицо, потому что он (она) увидел(а), что мальчик (девочка) простудился (лась) во время прогулки и у него (нее) температура;

- он (она) раздражен (а), потому что тоже хотел (а) пойти на прогулку, но мальчик (девочка) был (а) против;

- он (она) плакал(а), потому что боялся (лась), что они больше не вернутся, что они потерялись и т.д.
5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

- у нас будут гости;

- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;

- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- кто-то умер;

- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;

- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;

- мама сердится за то, что он опоздал.
6. Сказка «Дурной сон» направлена на выявление взаимосвязи ответов с предыдущими.

«Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел плохой сон». Какой сон увидел мальчик?»

Типичные нормальные ответы:

- я не знаю; - ничего на ум не приходит;

- ему приснился страшный фильм;


- ему приснилось плохое животное;

- ему приснилось, что он заблудился.

Типичные патологические (настораживающие) ответы:

- ему приснилось, что мама (папа) умерла (умер);

- ему приснилось, что он умер;

- ему приснилось, что пришли забрать его;

- ему приснилось, что его хотели бросить под машину

Соотношение ответов, которые можно отнести к норме или патологии, позволяет сделать заключение. В случае, если преобладают настораживающие ответы, можно говорить о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве, неуверенности, страхе, тревоге.